Методическая разработка в рамках самообразования «В гостях у сказки»
рабочая программа на тему

Кузнецова Лариса Павловна

  Методическая разработка в рамках самообразования «В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kruzhok.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка»

Рабочая программа

 «В гостях у сказки»

Разработчик:

Кузнецова Лариса Павловна

Должность: воспитатель

г. Бийск

2014 год

1

Структура

1.

Целевой раздел ………………………………………………………

2

1.1

Пояснительная записка ……………………………………………

2

1.2.

Цель рабочей программы …………………………………………

4

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………

4

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

4

1.5.

Особенности развития детей 4-5 лет возраста  ……………………………………………………………………

4

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

5

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности).

5

3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)

8

2

Целевой раздел

Пояснительная записка

ФЗ «Об образовании в РФ»;

постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

приказа Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС;

приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО.

Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка».

Примерная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка».

Основная Образовательная программа дошкольного образования.

Актуальность

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Развивается грамматическая сторона речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Методики: Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. -  М.: «Академия», 2000, Губанова А.А. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет Методические рекомендации (конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007; кроме того использую следующую литературу: Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду; игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ  Сфера 2003;  Домашний театр. – М.: «Лист». 2000; Карамарнко Т. Н., Карамаренко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок. Театр

3

игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.- М.: «Просвещение», 1982; Кошманская И.П. Театр в детском саду. – Ростов – на – Дону: издательство «Феникс», 2004; Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий

детьми 4-5 лет. Под редакцией Горбуновой О.Ф. – М.: Мозаика – синтез, 2007; Энциклопедия русских сказок; В. Сутеев «Кто сказал «мяу?»; «Под грибом».

Технологии: личностно-ориентированные, игровые.

Предметно-развивающая среда:

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Средства: книги для чтения, маски, шапочки, мимика.

4

Цель

Развитие диалогической речи детей 4 – 5 лет посредством драматизации сказок.

Задачи

  • Совершенствовать диалогическую речь дошкольников;
  • Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
  • Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

  • Принцип гуманизации и демократизации
  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип научности
  • Принцип наглядности обучения
  • Принцип доступности
  • Принцип систематичности, последовательности  и постепенности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип активности и сознательности
  • Принцип учёта индивидуальных особенностей

Особенности развития детей дошкольного возраста 4-5 лет

Развитие у детей театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок. С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивление, испуг и т.д.); используют выразительные движения для передачи их образа (бежит мышка, крадётся лиса и т.д.). взрослый знакомит детей с новыми играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, образами. Дети овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения.

5

Планируемые результаты освоения программы

Дети активно учувствуют в беседах со сверстниками и взрослыми.

Дети самостоятельно пересказывают отрывки из сказок.

Дети самостоятельно разыгрывают несложные представления по знакомым сказкам.

Содержательный раздел

Возраст детей: 4-5 лет.

Расписание организованной образовательной деятельности: занятия проводятся 1 раз в неделю, в совместной деятельности, во вторую половину дня, длительность занятия 20 минут

        Срок освоения: один  год.

        Объём времени:

Неделя

месяц

Год

речевое развитие

1

4

34

Форма деятельности: совместная деятельность.

  Форма контроля: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

  Тематический план:

Месяц

Тема занятий

Краткий ход

Совместная деятельность

Сентябрь

Наблюдение и анализ продуктов деятельности

Наблюдение за детьми в процессе занятия и свободной игровой деятельности. Анализ результатов.

Сентябрь

Игра – инсценировка «Курочка Ряба»

Чтение сказки педагогом.  Проговаривание сказки по ролям.

Проговаривание

сказки в свободной деятельности для кукол

Сентябрь

Игра – инсценировка «Курочка Ряба»

Проигрывание сказки с помощью педагога.

Проигрывание отрывка с разбиванием яйца в свободной деятельности

Сентябрь

Игра – инсценировка «Курочка Ряба»

Показ сказки для детей и родителей группы.

Проигрывание сказки для сверстников (по желанию) при помощи театра на фланелеграфе.

Октябрь

Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

Чтение сказки педагогом.  Проговаривание сказки по ролям. Распределение  ролей.

Чтение отрывка из сказки про голос волка.

Октябрь

Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

Проигрывание сказки с помощью педагога с разными подгруппами.

Проговаривание песенки козы для игрушек

Октябрь

Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

Проигрывание сказки с наиболее удачными героями.

Проигрывание отрывка с прыганием через костёр

Октябрь

Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

Показ сказки для детей и родителей группы.

Подражание голосу волка до и после перековываниея

Ноябрь

«Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"»

Проговаривание сказки по ролям. Распределение  ролей.

Чтение сказки педагогом.  

Ноябрь

«Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"»

Проигрывание сказки при помощи педагога с использованием театра петрушек.

Подражание движениям животных сказки

Ноябрь

«Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"»

Показ сказки с использованием театра петрушек для детей группы.

Дети в свободной деятельности играю героями театра петрушек

Ноябрь

«Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"»

Показ сказки для родителей группы с использованием театра петрушек.

Подражание голосам животных сказки

Декабрь

Сказка «Коза-дереза»

Распределение  ролей. Обсуждение характера персонажей.

Чтение сказки педагогом.  

Декабрь

Сказка«Коза-дереза»

Проигрывание сказки при помощи педагога со сменой роли у «актёров».

Использование маленьких фигурок козы для лучшего рассмотрения её и её поведения

Декабрь

Сказка «Коза-дереза»

Проигрывание сказки с группой кружка.

Приготовление обеда для козы

Декабрь

Сказка «Коза-дереза»

Показ сказки для детей и родителей группы.

Прогулка с козой по  лужку

Январь

Игра – драматизация по сказке «Репка»  

Проигрывание с помощью педагога.

Чтение сказки

Январь

Игра – драматизация по сказке «Репка»  

Показ сказки для детей и родителей группы.

Беседа с детьми о взаимопомощи

Февраль

Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Распределение  ролей. Обсуждение характера героев.

Чтение сказки педагогом.  

Февраль

Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка

Проговаривание сказки по ролям.

Имитация движений животных из сказки

Февраль

Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Проигрывание с помощью педагога.

Имитация голосов животных

Февраль

Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Показ сказки для детей и родителей группы.

Беседа о жилище животных

Март

Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка".

Распределение ролей. Обсуждение характера медведей, их повадок

Чтение сказки педагогом.

Март

Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка".

Проигрывание сказки с разным составом «актёров».

«Поход»  в лес за мёдом

Март

Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка".

Выбор наиболее удачного состава «актёров». Проигрывание сказки в «новом» составе.

Имитация походки и голоса медведя и лисы.

Март

Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка".

Показ сказки для детей и родителей группы.

Беседа о жадности.

Апрель

Сказка “Кто сказал “Мяу”?

Распределение ролей. Обсуждение особенностей «героев».

Чтение сказки педагогом.

Апрель

Сказка “Кто сказал “Мяу”?

Проигрывание сказки по ролям с помощью педагога.

Имитация голосов «героев».

Апрель

Сказка “Кто сказал “Мяу”?

Самостоятельное проигрывание сказки.

Обсуждение путешествия щенка.

Апрель

Сказка “Кто сказал “Мяу”?

Показ сказки для детей и родителей группы.

Беседа о месте обитания героев.

Май

«Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»

распределение ролей.

Чтение сказки педагогом.

Май

«Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»

Проигрывание сказки по ролям с помощью педагога.

Беседа о грибах и их употреблении в пищу.

Май

«Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»

Показ сказки для детей и родителей группы.

Имитация голосов животных.

Май

Наблюдение и анализ продуктов деятельности

Наблюдение за детьми в процессе НОД и свободной игровой деятельности. Анализ результатов.

Организационный раздел

Среда групповой ячейки: различные виды театров (конусный театр, театр на фланелеграфе, театр петрушек), шапочки и маски для представлений

Помещения ДОУ, которые используются для реализации рабочей программы: групповая комната, музыкальный зал

Территория ДОУ: прогулочный участок

Среда ближайшего социума, используемого в образовательном процессе: театр

Оценка индивидуального развития дошкольника 4 -5 лет проводится через наблюдении по следующим разделам: ответы на вопросы, описательный рассказ, драматизация сказки.

Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечение родителей к разучиванию роли, родители помогают ребёнку «вжиться» в образ героя, понять его характер, поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Сказка "Репка" в гостях у ребят"

Предлагаю методическую разработку  с детьми младшей группы по сказке "Репка"Приорететная область: Речевое развитиеЦель : Сформировать представления у детей  младшей группы о русской народной...

Методическая разработка для педагогов - проект "В гостях у сказки" для детей I младшей группы"

Педагогический проект «В гостях у сказки»  Проблема и актуальность проекта. Детская сказка —это первая немало важная ступень ребёнка к познанию окружающего мира. Худож...

Методическая разработка музыкально-театрализованного развлечения "В гостях у кота Котофеича" по сказкам А.С.Пушкина

Данный материал включает разные формы игрового взаимодействия с детьми.Знакомит с литературными произведениями А.С.Пушкина....

Методические разработки по проектной деятельности "В гостях у русской народной сказки"

В данной презентации представлен краткосрочный проект в младшей группе "В гостях у русской народной сказки"...

Методическая разработка.Конспект на тему "В гостях у сказки"

Основные задачи:формировать у детей умение ориентироваться в пространстве.Познакомить с понятиями "Сейчас","Сначала","Потом,"После"Способствовать развитию зрительной...

Методическая разработка музыкальной досуговой деятельности "В гостях у сказки"

Цель мероприятия - закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сказках; продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логисчекое мышление, находчивость, умение действовать в ко...

Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...