Главные вкладки

    Педагогический проект. Трудовое воспитание в системе экономического образования «Мышонок Экономик»
    проект (подготовительная группа) на тему

    Татьяна Петровна Шпехт

    Цель:

    Дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представления о товаре, как результате и продукте человеческого труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_ekonomik.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

     №48 «Золотой петушок»

    Педагогический проект.

    Трудовое воспитание в системе экономического образования

    «Мышонок Экономик»

    г. Нижневартовск

    Педагогический проект.

    Трудовое воспитание в системе экономического образования

    «Мышонок Экономик»

    Цель:

    Дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представления о товаре, как результате и продукте человеческого труда.

    Задачи:

    • Выработать  навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости;
    •  Формировать  нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда;
    •  закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений.  

    Продолжительность проекта:

    долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

    Паспорт проекта

    Тип проекта – информационно-практический

    По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

    По характеру участия – ребенок участник

    По количеству участников – групповой

    Форма представления – презентация

    Актуальность проекта:

    - Большой значимостью формирования представлений о товаре, как результате и продукте человеческого труда,

     - Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

    В 2009 году, познакомившись с авторской программой А.Д. Шатовой «Дошкольник и... экономика», мы взялись за ее внедрение в практику работы детского сада. Начали с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. Разрабатывали конспекты занятий. В работе мы опирались на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики, использовали традиционные и нетрадиционные методы воспитания.

    Большое внимание уделяли двум блокам программы — «Труд — продукт — стоимость» и «Деньги», задавшись целью дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представления о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений.

    Подчеркивалось, что стоимость товара зависит от материала, из которого он сделан, времени, потраченного на его изготовление, трудовых усилий человека и качества работы. Каков товар, такова и цена. На занятиях мы с детьми сравнивали одинаковые по назначению, но разные по качеству предметы (ложка хохломская ручной работы, штампованная и простая деревянная; чашка — авторская, со штампованным узором и простой бокал; книги — в мягкой и твердой обложке, на газетной и мелованной бумаге, с блеклыми и красочными иллюстрациями), учили определять цену товара и его сорт (высший сорт, первый сорт, брак). Чтобы воспитать у детей уважение к человеку труда, стремление сделать что-то своими руками и качественно, во всех случаях сравнения для образца высшего качества (сорта), самой высокой цены выбирались изделия с элементами авторской работы и ручного труда.

    Кроме того, мы давали детям понять, что цена не всегда определяет значимость покупки. Ребенок накопил небольшую сумму, хотел сделать подарок бабушке, на чашку авторской работы денег не хватило, и он купил чашку первого сорта. Подчеркивалась ценность такого подарка в человеческих отношениях, делался акцент на воспитание у дошкольников доброты, внимания к близким, терпения (копить, деньги трудно, долго), предлагалось подумать над тем, какой

    Практическим закреплением полученных детьми знаний о производстве товара, его качестве, сортности и цене явилось изготовление посуды из глины и пластилина. Дети должны были осознать, что товары являются продуктом труда человека, научиться ценить свой и чужой труд, беречь его результаты. подарок ценнее — приобретенный в магазине или сделанный своими руками.

    Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др. (Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. М.: Изд. центр «Академия», 2002; Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989), чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

    В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Н.А. Короткова (Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2001. № 11. С. 29~39) отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности — рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). При этом воспитателю необходимо перейти от обязывающее — регламентирующих к более свободным, непринужденным отношениям с детьми и одновременно подобрать интересные по содержанию материалы, которыми можно привлечь и удержать внимание детей. Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

    В заключение еще раз отметим, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сенситивным для нравственного становления личности. Атак как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

    Познавательная деятельность детей.

    1. Проведение опытов.
    2. Решение несложных задач.

    Задание 1. Проследи, какие изменения происходят с растение без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод?

    Задание 2. Попробуйте совсем не дышать. Какой можно сделать вывод?

    Задание 3. Людям каких профессий необходима для работы вода? Какой можно сделать вывод?

    Дошкольники знакомились с профессиями — традиционными и новыми (рекламный агент, менеджер), значимостью различных видов труда для человека. Мы старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

     Предметно-практическая деятельность.

    1. Задания направленные на ознакомление детей с предметами труда и их предназначением.
    2. Задания, с практическими действиями с предметами.

    Детям можно предложить задания такого типа:

    1) определи способы использования предметов труда: лобзик, пилка, молоток;

    2) продемонстрируйте способ действия с предложенными предметами: метла, савок, тряпка, ведро;

    3) определите правильную последовательность уборки в квартиру;

    4) определите набор предметов, необходимых для уборки в квартиру, на улице, в саду, на площадке;

    5) определите набор предметов, необходимых для уборки территории зимой, летом, осенью.

    Результат труда людей оплачивается деньгами. Необходимо было объяснить это детям, уточнить их знания из области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

    Занятия проводились в форме бесед: историческое — происхождение денег в обществе людей, теоретические — куда можно потратить деньги, практические — откуда появляются деньги и как их тратят в семье.

    Практические навыки обращения с деньгами дети приобретали в ходе сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса», «Ателье», «Прачечная», «Кафе «Голубой вагон»», «Музей изобразительных искусств», «Народные промыслы», «Туристическое агентство» и др.

    Ситуативные  игры.

    Предлагаем вам выполнить следующее задание: найти выход в различных экономических ситуациях, которые раскрывают понятия «потребность», «товар», «услуга».

    1 тип ситуативной игры − активное включение – нахождение оптимального выхода из сложившийся ситуации для одного из участников. (Ключевое понятие «потребность»).

    Ситуация: Мальчик 5 лет расплакался в магазине игрушек. На полке стоял огромный самолет, о котором он давно мечтал. Но вот мама наотрез отказалась покупать эту чудесную вещицу! Говорит, что нужно купить продукты к ужину: хлеб, картофель, чай и торт, о который просил мальчик.

    Задание: предложите свои варианты решения этой ситуации, в пользу мальчика.

    2 тип − игра-альтернатива – нахождение компромисса между участниками ситуации. (Ключевое понятие «услуга»).

    Ситуация: У Миши, друга Кати, самый красивый и большой велосипед во всём дворе. Ах, как хотелось Вити прокатиться на нём с ветерком! Но, проси не проси, а Мишка – жадина.

    Задание: найдите компромисс в сложившейся ситуации.

    3 тип − игра-эксперимент – нахождение выхода из сложившийся ситуации методом проб и ошибок. (Ключевое понятие «товар»).

    Ситуация: Очень часто любимые мультфильмы прерывают рекламой. А вот всё ли товары так полезны и хороши, как об этом говорится в рекламе? Какой же йогурт выгодно покупать?

    Задание: предложите критерии оценки йогурта вместе с планом проведения эксперимента с детьми.

    Игры - стратегии.

    Определим основные её содержательные и функциональные характеристики.

    Прежде всего, почему именно стратегия? Большинство учебно-развивающих игр направлены на осуществление конкретных действий: «Достань из мешочка и назови», «Собери вместе», «Разложи», «Найди пару», «Покажи картинку».

    Игра-стратегия – сложная многоплановая деятельность, которая предусматривает не только осознание игрового замысла, сюжетной линии, но и конкретную последовательность совместных действий всех участников, с которыми необходимо договорится, объединить усилия, не раз выполнять индивидуальный и коллективный выбор.

    Игра-стратегия будет возможной только при условии, что участники в состоянии предвидеть возможные результаты своих действий, находить нестандартные способы решения проблемы, планировать последовательность действий, умение признавать свои ошибки и вовремя их исправлять.

    Игра-стратегия имеет все структурные компоненты игры: замысел, игровые роли, сюжет, игровые действия и результат игры. Конечно же это настоящая игра, но не обычная сюжетно-ролевая или дидактическая. В основе игры-стратегии лежит интрига, реальная проблема, определена цель, для достижения которой необходимо объединение усилий.

    Стратегия сама по себе имеет такие компоненты:

    - осмысление всего происходящего;

    - анализ ситуации;

    - предвидение;

    - реакция на ситуацию;

    - трансформация стратегии.

    Игра-стратегия способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, воображению, обогащению языкового опыта. По ходу игры, воспитатель может несколько раз усложнять задания или создавать преграды, которые должны преодолевать дети.

    Так, в игре «Отпуск на необитаемом острове», дети вначале решают, как они будут добираться на остров, какие вещи возьмут с собой. Каждое предложение аргументируется и обсуждается. Педагог с самого начала может усложнить задание: общее количество багажа не должно превышать определённого количества (например, десять).

    По ходу игры, по разным причинам (это может быть перегрузка самолёта, встреча и пиратами, кораблекрушение) необходимо избавиться он части багажа. На следующем этапе, добравшись на остров, дети определяют способы организации жизни, распределяют роли между собой, причем по ходу игры дети могут меняться исполняемыми ролями.

    Еще одной особенностью игры-стратегии является её неограниченность во времени. Она может длится до нескольких дней. Причем игроки могут возвращаться в начало игры, изменяя некоторые обстоятельства, обыгрывая еще раз способы решения возникающих сложностей.

    Финалом игры может стать выполнение коллективных работ, раскрывающих впечатление детей от игры. В завершение игры-стратегии «Отпуск на необитаемом острове» дети могут нарисовать письмо родителям, раскрывая в нем свои впечатления от увиденного, свой быт, описав флору и фауну острова.

    Алгоритм игры-стратегии.

    1. Длительность игры-стратегии (дальняя или близкая стратегия).

    2. Первоначально заданные условия для детей.

    3. План проведения, составленный с детьми.

    4. Возможные выполняемые роли: командир, лидер, руководитель, помощник и др. (указать методику распределения ролей и возможные изменения в процессе игры).

    5. Изменяющиеся условия, облегчающие или усложняющие процесс игры-стратегии.

    6. Ожидаемый конечный результат (указать в какой момент происходит завершение игры).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного образования

    Знакомство с новой здоровьесберегающей технологией "Психофизическая тренировка"...

    Мастер класс педагогической гостиной «Трудовое воспитание»

    Мастер класс – это передача накопленного опыта  в форме практического обучения, чем он и интересен. Тема «Трудовое воспитание» в наше время очень актуально и необходимо для воспитания нынеш...

    Трудовое воспитание в системе музейной педагогики.

    Работа о том, как через музей прфессий можно решать проблемы трудового воспитания дошкольников....

    Трудовое воспитание в системе дошкольного образования

    Вопросу трудового воспитания дошкольников порой незаслуженно уделяется так мало места в общеобразовательных программах. Хотя по ФГОС ДО развитие трудовых интересов - это чуть ли не первостепенная зада...

    Мастер-класс для воспитателей средних групп Педагогическая игра «Трудовое воспитание дошкольников»

    Мастер-классдля воспитателей средних группПедагогическая игра«Трудовое воспитание дошкольников»...

    Обобщение педагогического опыта "Трудовое воспитание как способ социализации личности дошкольника"

            Труд – одно из важнейших средств воспитания детей. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности,...