Трудовое воспитание в системе музейной педагогики.
статья на тему

Работа о том, как через музей прфессий можно решать проблемы трудового воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_v_sisteme_muzeynoy_pedagogiki.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в системе музейной педагогики.

«Всё начинается с детства… - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основных знаков общественной жизни. Именно детские годы – истоки  формирования судьбы человека».

Процесс развития, формирования трудового воспитания длителен и много ступенчат, достигается посредством кропотливого и всестороннего просвещения и воспитания.

В нашем ДОУ – приоритетным направлением является музейная - педагогика, и мы активно используем её в воспитании  и уважении к труду взрослых. Мы практикуем установку на формирование средствами музейной – педагогики визуальной культуры ребёнка, в связи, с чём в зрительный ряд включаются элементы «трудового воспитания» с их последующим анализом.

Соблюдение этих условий является залогом продуктивности музейной – педагоги воздействия, так, как гарантирует приобщение личности к социокультурному опыту, на основе которого создаются жизненные ценности общества. Работа по трудовому воспитанию не может сводиться к отдельным, даже очень значительным мероприятиям. Необходимо использовать все возможности жизнедеятельности дошколят и всего воспитательного пространства.

Таким пространством в нашем ДОУ являются музейные комплексы. Это исторический музей, «Музей народного быта», «Русская изба», «Музей профессий», «Музей истории детского сада», «Космическая комната».

В музее профессий ребята приобретают знания о труде взрослых. Систематизация иллюстрированного и предметного материалов способствует осознанного понимания роли труда для благополучия жизни человека и страны, вызывает позитивный интерес к миру профессий. Чтобы этот интерес стал устойчивым и осознанным, на базе музея создана игровая среда для закрепления трудовых операций, для реализации детско – исследовательской деятельности.

В этом музее дети вместе с педагогами и родителями разрабатывали  проекты: «Стеклянных дел мастера»,  «Магазин техники», «Кто такие кинологи», «Бумажная фабрика», «Как создается книга», «Посвящение в археологи».

У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека, устойчивый познавательный интерес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрослыми, наблюдения, книги, через рассматривание фотографий, картин, иллюстраций, просмотр видео фильмов, телепередач).  

Умение мыслить, анализировать, делать выбор, принимать решения – такова главная задача создания «Музея профессий»

В процессе педагогической деятельности дети узнают о личностных качествах, которые нужны людям, чтобы быть успешными в профессии (пожарные, военные, полицейские – люди смелые и отважные, они должны быстро принимать решения; продавцы – внимательные и вежливые; менеджеры - хорошие организаторы). Педагог помогает осознать значимость трудовой деятельности взрослых. Дети понимают, что некоторые профессии исчезают, когда в них нет потребности. На смену приходят новые: летчик, космонавт, компьютерщик, программист, психолог, логист, юрист.

На основе рассматривания предметов и выстраивания ряда цепочки от «кареты до ракеты», «от пера до ноутбука и т.д. Всем детям, помогают, установит причинно – следственные связи между внешним видом предмета и временем его изготовления.

Историческому музею в контексте трудового воспитания отводится особая роль.

Процесс гражданского воспитания включает в себя:

  • Формирование системы определенных представлений и понятий;
  • Формирование позитивного эмоционального отношения;
  • Формирование позиции, поведения, т.е. деятельный подход.
  • Деятельный подход, который требует определенной методики, подразумевает активное участие, а именно учит мыслить, анализировать, делать выбор, принимать решения, общаться со взрослыми, сверстниками, совершать поступки.

Для гражданского воспитания особое значение имеют общественно-политические праздники, знаменитые даты из жизни страны, детского сада. Участие в праздниках дает возможность детям осознать свою ответственность, чувство долга, радости, сопереживания. По типу отрывного календаря – оформление календаря праздников. Праздники – это не только чувства, но и дела. Ярким примером такой позиции являются тематические дни детского сада, праздники, выставки педагогов. Гостями встреч становятся родители, ветераны. Результатом труда детей – концерты, подарки, сделанные своими руками.

На базе музея проходят – праздники 9 мая и 23 февраля. Эти праздники становятся более значимыми с приглашением военных, знания о суровых буднях армии, труде военных.

Цель проекта воспитать у детей дошкольного возраста уважительное отношение к прошлом, понимание культурно – исторического наследия народа. Задачи проекта – формирование у детей нравственно – этических установок, знания о героях войны, нелегком труде офицеров, для которых работа  - Родину защищать.

На базе этого музея был разработан проект «Герои труда», где через историю нашей страны знакомили ребят с людьми, которые за доблестный труд награждены орденами и медалями. Дети рассматривают награды, фотографии, понимают высокое значение труда, почет и уважение к этим людям в стране. В годы войны такие награды получили за труд и дети. Это отдельная тема «Дети войны», где был освещен в стихах и книгах тяжелый труд людей.

Из направлений, прошедших через исторический музей необходимо отметить ещё и  проекты «Иркутские трамваи», «Детская железная дорога», «Великие архитекторы России».

На базе краеведческого музея организованная выставка – архитектура Иркутска, где главным лейтмотивом проекта были талант и тяжелый труд строителей города на протяжении трех веков. «Деревянные кружева»,  «Храмы Иркутска», «Иркутск трудовой» - с помощью этих разделов музея решаем задачи возрождения духовности народа.

На базе краеведческого музея знакомили детей с трудом сибирских охотников и рыбаков, образом жизни, одеждой, приспособлениями для работы, способами работы. Дошкольники играли в соответствующие игры, участвовали в конкурсах.

Совместные праздники, игры не только сближают детей, родителей и педагогов, но и способствуют духовно – нравственному воспитанию детей, т.к. основаны на уважении к труду наших предков.

На базе музея краеведенья был проведен праздник «Волшебный туесок». Цель «Волшебного   туеска» - дать представление о том, что такое музей, экспонат, познакомить дошкольников с культурой родного края: праздниками обрядами фольклором, предметами народного быта и декоративно – прикладным искусством.

Искусство является основой художественного развития ребёнка. Произведения искусства несут радость познания открытия дошкольники являются, чувствительны к миру искусства.

Наша задача сохранить эмоциональную отзывчивость ребёнка его стремление к общению с прекрасным, познакомиться с костюмами, занятием, предметами прошлого.

Интеграция видов деятельности с использованием музыкальной педагогики сводится к использованию в разных композициях музыки, рисунков, чтения, драматизации и т.д., используются разные виды детской деятельности.

Детям удается общаться, распределять роли, оценивать свою и чужую работу, помогать друг другу и сопереживать.

Большой интерес у детей вызывают такие проекты: зачитывание сказки «Мы ещё не волшебники», использовался игровой приём «представьте, что…»; проект, который призван пробудить в детях осознанную любовь к своим предкам, результатам их труда, бережное отношение к истории, памятникам труду, основанных на ярких эмоциональных переживаниях, удивлении и восхищении, желании изменить к лучшему окружающее детьми.

Экскурсии, беседы со взрослыми - ведущие формы работы. Запомнить, эмоционально пережить, определить свое отношение к увиденному, помогут детям творческие работы: фотографии, рисунки, макеты. С интересом воспринимаются детьми сведения, и на их основе была создана летопись различных названий.

Большое значение имеют произведения искусства. В музее «Художественная галерея» демонстрируются  репродукции картин и скульптур, демонстрирующей люде труда, героев и простых людей.

Скульптура «Рабочий и колхозница» Мухиной, Перов «Приезд гувернантки» рассматривание репродукции Ярощенко, «Кочегар», Репин «Бурлаки на Волге».

Большую роль в трудовом воспитании играют выставки средствами музейной педагогики: «Куклы своими руками», «Из истории экспоната». Выставки коллекционеров, мастеров прикладного творчества, - эспрес выставки из музейных фондов. Изделия, изготовленные руками родных людей, бережно хранятся в семьях и передаются из поколений в поколение. Их можно построить руками, расспросить о назначении, попробовать сделать что – то своими руками. Сохраняя связь с прошлым, стараемся связать её с будущем. Человек, чтящий обычаи и традиции предков испытывает постоянную потребность в познании мира, в его совершенствование.

Исходя из положения, что любить, значит не только знать историю и традиции, но и что-то делать для его улучшения (дети участвовали в субботнике, помогали ветеранам).

Из направлений проекта: «» (из истории иркутских трамваев, театров, парков). В рамках этого направления проводится творческая игра – путешествие «Мы пишем разноцветную книгу».

Известно, что игра стимулирует и повышает активность, служит проверкой накопленного опыта, формирует позицию, это универсальная схема «самости» ребенка. Суть игры заключается в сопричастности детей к жизни своих родителей, своего района.

Дети становятся художниками, исследователями. Дети, узнавали свою историю, историю своих семей, знакомились и брали интервью. Собранный материал с помощью взрослых был оформлен в виде объемной книги с рисунками, фотографиями, высказываниями жителей. Ребята были горды тем, что смогли провести такое серьезное дело и приобщиться к реальной жизни взрослых, города, страны.

Важно помочь детям понять, что есть в жизни нечто великое, священное – Родина. Дети должны это почувствовать, так как эмоции оставляют в душе у ребенка неизгладимый след.

Дети получают отчетливое представление о многообразии профессий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего, способны догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался. Охотно отражают представления о мире предметов и труда, четко дифференцируют личностные качества и поведение литературных героев и реальных людей.

Интерес к труду как социальному явлению еще не устойчив. Ребенок все реже отражает труд взрослых в игре, в изобразительной деятельности. Дети знают неизвестные некоторые профессии, но не имеют представлений о структуре трудового процесса.

Интерес к истории предметного мира не выражен. Ребенок не может догадаться, когда появились определенные орудия труда и для чего использовались. Дети затрудняются объяснить значение профессиональной деятельности родителей, рассказать, где и кем они работают.

В создании поделок преобладает репродуктивная самостоятельность, испытывают затруднения в нахождении новых средств и вариантов для воплощения замысла.

Так в игре «В мире стекла»: по тренировки умения определять, анализировать свойства, признаки, особенности металлов предмета к закладке умения представлять их в контексте. Для решения этих задач разработаны игры. Так, в одной из игр дети рассматривают разные виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия, исследуют свойства тканей, используя определенную последовательность действий: сложить, сравнить, разрезать, ищут сходные признаки тканей. Используемые игры – занятия направлены на умение понимать потребности людей в их преобразовании.

Мы поддерживаем желание детей отражать мир трудовой деятельности взрослых в разных видах детской деятельности.

Использование проекта: «Как вырасти» и «испекли хлеб», «Магазин техники», интегрирует в игровой роли личностные и профессиональные качества взрослого как представителя определенной профессии.

На основе рассматривания предметов и выстраивания ряда картинок (гусиное перо – иркутский автор ручки, пишущая машинка, ноутбук, паровоз, электровоз – современный скоростной поезд).

Всем детям помогают установит причинно-следственные связи между внешним видом предмета и временем его изготовления.

Игра «Космос», «Кто такие кинологи?», «Хайтинский фарфор?», «Бумажная фабрика», «Русский костюм» - дефиле, «Волшебные петельки» - выставки вязаных вещей.

Дошкольникам объясняют значимость образования человека при выборе им профессии, рассказывают, как много знать и уметь хорошо профессионалам.

Создание образовательной области «Труд» представлено двумя подразделами: «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд».

На базе музея русского быта «Русская изба» работа начинается с детьми младших групп. Занятие «В гостях у колобка» (вторая младшая группа, проводится воспитателями на базе музея «Русская изба», где детей знакомили с бытом русской избы, серпом, ручной мельницей, старинным ситом, рассказывали о том, как из вида зерна получается хлеб). Дети смотрели кукольный спектакль «Колобок»; участвовали в ролевой игре «Зернышко», поздравляли именинников в игре «Каравай».

Встречи с предметами прошлого помогают детям представить себе его хозяев, воспитывают уважительное отношение к труду людей. На базе музея Русская изба» был организован проект «Хлеб всему голова». Дети знакомились с музейными экспонатами – сито, весёлка, кочерга, ухват, ступа и т.д. Они получили знания о рождении хлеба, был активирован интерес к исследовательскому процессу. Прошла процедура изготовления хлеба  на глазах детей с использованием пословиц, загадок, частушек.

Через музейную – педагогическую работу в нашем детском саду пробуждаем у детей интерес к исследовательской деятельности, развиваем воображение и фантазию. Недостаточно рассказывать о труде людей, а гораздо важнее открыть то, что скрывается за каждым предметом, экспонатом, связанным с трудовым процессом. Информационный багаж растёт, весь строй жизни предыдущих поколений так не похож на сегодняшний. Важно помочь детям осознать свое место в настоящем и поразмышлять о том, что каждый из них оставит после себя.

     На базе историко – краеведческого музея, проекта «Русское творчество», «Дом сибиряка», «Без труда не вынешь рыбку из пруда»; «Бабушкин сундук» - посиделки с изготовлением украшений из бисера, бересты, ниток. Предварительные подготовки, приглашение бабушек, мам. Хозяйка праздника – бурятские артисты. Они познакомились с бурятским народом, традициями русских сибиряков и экспонатами выставки – предметами крестьянского быта  19 в., объяснила их назначение. Дети отгадывали загадки о предметах быта, пряли вместе с хозяйкой праздника свою первую ниточку – оберег.

Праздник «Посвящение в археологи» - на базе историко – краеведческого музея в разделе «Жилище древнего человека». Дети отправлялись в импровизированный поход. Дети ориентировались по карте. Инструктор рассказывал о том, что археолог должен взять с собой, отправляясь в экспедицию.

Путешествие в прошлое посещением стоянки древнего человека. Дети познакомились с предметами найденными археологами в результате раскопок: сосудами, наконечниками от стрел копий,  топорами и др., и вовлекались в занятие «как древние люди горшки лепили». Из глины и соленного теста дети изготавливали небольшие сосуды.

Знакомство с историей кукол, какие были первые куклы, научили детей мастерить тряпичные куклы изготовление макетов.

Нашими музеями накоплен опыт организации выставок, художественно – творческих работ, созданных семьями воспитанников.

Фотовыставки  - конкурс среди семей (Куклы своими руками, «Волшебный туесок»; «Из истории экспоната»; «Из истории привычных вещей»; «Пир на весь мир»; «В старой школе Иркутска – три века истории»; «Иркутск – трудовой»).

Выставки коллекционеров, мастеров прикладного творчества, экспресс – выставки из фондов музея.

Рассматривание предметов, инструментов, материалов, позволяющие включить трудовые моменты в игровой сюжет. Детские проекты: «Кто построил этот дом?»; «У нас в гостях врач, хирург; сюжетная ига «Труд».

Дети с удовольствием рассматривают книжные иллюстрации играют с матрешками. Это и дизайн интереса и включение в предметную среду. Знакомство с произведением искусства во время специальных экскурсий в картинную галерею и закрепляются в свободной деятельности в группах.

Выставки  «Мамина кукла»,  Старинные головные уборы», «Поварской Колпак», «Шапочка медсестры, «Пилотки стюардессы, полицейского, «Фуражки военных».

Зимнее , летние вязанные шапочки – семейные традиции экспоната.

Старинные дома – архитектура Иркутска «Учитывались климатические условия, использовался природный материал. Конструкторско – художественное своеобразие построек обусловим временем их создания».

Памятники архитектуры. «Путешествие во времени», «Горжусь тобой мой город родной».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...