Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МОРДОВСКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
консультация на тему

Атеняева Альбина Николаевна

   Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация20.99 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МОРДОВСКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

           

Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №44» Атеняева А.Н.

   Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

   Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет её стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.  

   Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно – творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно – творческой деятельности.

   В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в литературно – речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства.  

   Надо воспитывать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям народного творчества, вызвать желание сочинить самому, рассказать другим детям свою сказку.

   Под влиянием произведений устного творчества происходит интенсивное

 

обогащение словаря ребёнка, дети начинают осознанно пользоваться в собственной речи поэтическими метафорами и эпитетами, образными сравнениями и определениями.

        Условиями для успешного формирования литературного творчества являются:

  1. Проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков);
  2. Развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
  3. Своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
  4. Воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества детей средствами мордовского народного творчества происходит по этапам.

  На первом этапе происходит накопление художественно-речевого опыта
детей, закрепление и активизация знаний устного народного творчества,
полученных в процессе прежнего ознакомления с ним. Происходит создание
запаса народных сказок и произведений малого фольклора, усвоение
содержания, образов мордовской народной сказки, дальнейшее обогащение
этого опыта новыми художественными произведениями. Все это создает
необходимый уровень подготовленности к словесному творчеству.

На втором этапе происходит овладение детьми способами творческого
действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к

самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).

Педагог должен не только подготовить возможность возникновения
детского сочинения, но и руководить этим творческим процессом, помочь
сложиться замыслу, выбору темы и героев детской сказки, помочь в развитии
сюжета, в построении повествования. Это создает определенный уровень
творческого рассказывания, активизирует ребенка в дальнейших попытках
сочинять.  

Педагог использует мордовскую народную сказку как возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребенком
собственной сказки.

На третьем этапе дети проявляют наибольшую самостоятельность в
сочинении повествования собственной, сказки, рассказа. И все приемы
педагогического руководства должны содействовать этому.
Существуют приемы, которые педагог использует на протяжении всего
процесса развития творчества, на всех его этапах. Это пересказ мордовских
народных сказок.

Таким образом, можно отметить, что устное народное творчество сопровождает жизнь ребенка и является тем неисчерпаемым источником, из которого писатели и поэты черпают новые и новые темы и ритмы. Нередко к образам фольклора обращаются мордовские детские прозаики и поэты: Я.Пинясов, Р.Федькин, Ю.Азрапкин и другие. И хочется думать, что дети

которые воспитываются на произведениях мордовского и русского фольклора станут продолжателями наших прозаиков и поэтов и создадут когда вырастут не менее прекрасные произведения на каких они сами воспитывались. Влияние произведений разных жанров мордовского устного народного творчества, на формирование личности ребенка дошкольного возраста неоспоримо.

Литература:

Анурасова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы /   Дошкольное воспитание. – 1981. - №3.  

Валдоня (Светлячок): программа и метод, рекомендации: для дошк. образ, учреждений Республики Мордовия / отв. ред. И. М. Фадеева.  

Запорожец  А. В. Психология восприятия художественного произведения ребенком-дошкольником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым  у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность, активно...

Консультация для воспитателей "Развитие художественно-творческих способностей детей"

Цель: стимулировать проявления творчества у детей при создании художественного образа.Задачи: 1. Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться и...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность

Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-...

Консультация для воспитателей: « Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе....