Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села.
материал на тему

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МДОУ ДС № 39 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» С. ГОФИЦКОЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА РОДНОГО СЕЛА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

МДОУ ДС № 39 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» С. ГОФИЦКОЕ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА РОДНОГО СЕЛА.

Современное российское общество находится в тяжелом состоянии. Но мы собрались сегодня не для того, чтобы перечислять пороки нынешнего дня, а решить в совместной работе: как действовать нам, педагогам дошкольных учреждений. И что в эпоху утраты духовных ценностей в наших силах, когда не выполняется основная доктрина патриотического воспитания подрастающего поколения на государственном уровне?

        По отношению к детям и старикам меряется здоровье общества. Наше общество больно, так как каждый день с экранов телевизоров звучит информация об убийствах ветеранов, исчезновении малолетних, педофилии. Как в подобных условиях воспитать человека – гражданина?

        Два года назад ведущие воспитатели нашего детского сада задумались о создании цикла тематических занятий по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведческого ресурса родного села.

        В дошкольном образовании разработано много частных концепций патриотического воспитания. Мы в своей работе взяли за основу опыт московского детского сада № 69. Основная цель концепции – определение места, роли, задач и направлений патриотического воспитания в системе воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения.

        Слова выдающегося французского мыслителя Шарля Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» мы взяли за отправную точку создания цикла. Следовательно, первым шагом нашей работы стал взгляд внутрь себя. Кто я? Какой живет моя родина, и малая, и большая, в моем сердце? Ибо только патриот может воспитатель человека, преданного своему отечеству.

        Вторым шагом стало определение темы, цели, задач и приоритетов нашей работы.

Тема определена так: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села ».

Ясно обозначилась цель: формирование у детей потребности участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, осознания себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Именно так мы сформулировали ее, потому что легко говорить о любви вообще к необъятной Родине, а вот любить то, что рядом, и любить действенно – сложно.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • создать систему работы, способствующую формированию патриотических чувств  дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села;
  • ознакомить детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного села;
  • воспитывать национальный характер, толерантность к людям других национальностей;
  • развивать познавательный и мотивационный интерес к образовательному материалу в рамках краеведческого ресурса родного села;
  • совершенствовать педагогическую деятельность по развитию патриотического, интеллектуального и художественного потенциала воспитанников.

Высветились  следующие приоритеты:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
  • Широкое использование всех видов русского фольклора.
  • Приобщение к народным праздникам  и традициям.
  • Знакомство со славными именами России.
  • Знакомство детей с народной декоративной росписью.
  • Краеведческий материал – основа понимания своеобразия нашего региона как части огромной страны.
  • Целевые прогулки по заповедным уголкам села.
  • Детское творчество.
  • Физическое воспитание.
  • Наблюдение за действительностью. Демонстрация основных прав гражданина России.
  • Игры, воспитывающие  лучшие гражданские и человеческие качества.
  • Трудовая деятельность.

Выбор темы, постановка цели, определение задач и приоритетов продиктовало и основные методы работы:

  • Формирование познавательного интереса
  • беседы;
  • обсуждение телепередач;
  • чтение и обсуждение прочитанного;
  • эмоционально-нравственные ситуации;
  • познавательные игры;
  • мини – дискуссии;
  • анализ жизненных ситуаций;
  • трудовая деятельность;
  • творческая деятельность.
  • Стимулирование долга и ответственности
  • предъявление требований;
  • приучение к выполнению требований;
  • поощрение за выполнение обязанностей;
  • контроль за выполнением требований.

Вышесказанное вылилось в следующие формы работы:

  • Беседы о патриотизме, героизме и их проявлениях (Н. Гноевой,           И. Анисимов).
  • Чтение литературных произведений, способствующих формированию любви к родному краю, селу (сборник «Литература Ставрополья», сказки Кузякиной В.А., «Загадки» Александра Екимцева ).
  • Изучение героических и патриотических песен русского народа.
  • Знакомство с русскими пословицами и поговорками о патриотизме. Использование их в воспитательной работе с детьми.
  • Участие в фольклорных праздниках.
  • Посещение музея им. Ю.И. Бельгарова.
  • Знакомство с обычаями русского народа, родного села.
  • Занятия сельскохозяйственным трудом.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Заочные экскурсии в Ставропольский музей изобразительных искусств, музей народного художника РФ П. Гречишкина.

Определились принципы работы:

  • «позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
  • непрерывность педагогического процесса;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Нами был составлен цикл занятий, включающий в себя 14 основных тем:

  • Моя семья;
  • Мои друзья;
  • Мой любимый детский сад;
  • Путешествие в страну профессий;
  • Земля гофицкая, родная;
  • Петровский район;
  • Я и мое имя;
  • Отечество мое – Россия;
  • Москва – столица России;
  • Наши защитники;
  • Очень маму я люблю;
  • Наши космонавты;
  • Традиции моего села;
  • Этот День Победы.

Определив направляющие компоненты деятельности, пришли к выводу: нужно воспитывать, опираясь на народное воспитание – оно целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин - защитников, а из девочек – женщин-матерей.

        Чувство сопричастности ко всему, что происходит вокруг – основа будущего патриотизма.

        В учреждении собран базовый теоретический материал, легший в основу всех составляющих нашей работы. Это подборка материалов по следующим темам:

  • «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
  • «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»;
  • «Особенности патриотического воспитания на современном этапе»;
  • Методические рекомендации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
  • А.С. Макаренко «Воспитание гражданина», М.: Просвещение, 1988;
  • В. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека», М.: Педагогика, 1990;
  • В.А. Караковский «Воспитай гражданина», Московский рабочий, 1987.

Все это помогло составить разработки тематических занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста на местном материале, по ним второй год идет работа в апробационном режиме.

        Мы спланировали и предположили конечный результат: по завершении тематического цикла занятий воспитанники должны знать и уважать такие традиции своего народа, как любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старикам и старшим, к матери. Воспитанники должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни, помнить заповедь: все народы равны, нет народов больших и малых.

        Если говорить языком схемы, в центре всего ребенок – личность, способная вырасти в достойного человека. Для становления его мы действуем по следующим направлениям.

Гофицкое в силу исторических реалий вобрало в себя дух народов, живущих на Северном Кавказе рядом. Отсюда и заповеди, живущие в народе:

  • По тебе судят о семье твоей!
  • Никогда не воюй со слабыми!
  • Сразив врага – будь милостив!
  • Никогда не поучай! Будь прост и открыт!

        Результаты работы мы оформили в уровневых характеристиках отношения к таким ценностным понятиям, как человек, отечество, знание,  воспитывающие патриотические чувства. Пользуясь разработанной нами критериальной картой путем наблюдения выстраиваем уровневые характеристики гражданского становления дошкольников.

Критериальная карта гражданского становления дошкольников

Ценностное отношение к

Человеку

Отечеству

Знаниям

Социально-педагогическая активность

Социальная активность

Познавательная активность

  • Знание социальных, этических, правовых, эстетических нормативов, а также норм полоролевого поведения человека.
  • Умение действовать в соответствии с ними.
  • Устойчиво-положительное отношение в семье.
  • Знание исторического прошлого своей малой родины.
  • Умение воспринимать и беречь красоту природы как важную составляющую Отечества.
  • Бережное отношение к национальным традициям, национальной культуре.
  • Осознание окружающего мира как предмета познания, знание трудовых норм жизни, норм познавательной деятельности
  • Умение активно участвовать в познавательной деятельности.
  • Ценностное отношение к знанию как способу определения себя в окружающем мире

        Уровневые характеристики гражданского становления дошкольников

Ценности

Уровни

Продвинутый

Допустимый

Минимальный

Человек

Знает на уровне суждений о различных социальных ролях человека (воспитанник, воспитатель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.), умеет выстраивать взаимоотношения с окружающими в соответствии с социальными и этическими нормами; знает и выполняет обязанности воспитанника; активно осваивает и демонстрирует товарищеские нормы отношений (заботу, взаимопомощь, сочувствие); знает и выполняет нормы отношений достойного сына и дочери.

Знает на уровне понятий о различных социальных ролях (воспитанник, воспитатель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.), под руководством старших умеет выстраивать взаимоотношения с окружающими; знает и выполняет обязанности воспитанника при инструктаже воспитателя; склонен проявлять  заботу о других, если это не противоречит его личным планам и делам; демонстрирует поведение достойного сына, дочери при помощи извне.

Имеет представление о различных социальных ролях (воспитанник, воспитатель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.), не всегда выполняет социальные и этические нормы отношений; выполняет обязанности воспитанника только при помощи воспитателя; редко стремится узнать что-то новое; нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам.

Отечество

Знает на уровне суждений историю своей семьи, своего края, активно участвует в краеведческой работе по изучению национальных традиций; бережно относится к окружающей природе, заботится о сохранении флоры и фауны родного края.

Знает на уровне понятий историю своего края, семьи, участвует в краеведческой работе при активной поддержки воспитателя; знает о ценности природы и, как правило, охотно участвует в природоохранных мероприятиях.

Имеет представление об истории своей семьи, родного края; чаще всего не проявляет интереса к краеведческой деятельности, редко участвует в природоохранных мероприятиях.

Знание

Активно участвует в познавательной деятельности, проявляет самостоятельность

Под руководством воспитателя участвует в познавательной деятельности.

Не испытывает интереса к познавательной деятельнсти.

За прошедшие два года анализ наблюдений за учебной, игровой, трудовой деятельностью воспитанников показал положительную динамику.

Возраст

Всего детей

2011-2012 уч.год

Всего детей

2012-2010 уч. год

продвинутый

допустимый

минимальный

продвинутый

допустимый

минимальный

Средний возраст

18

-

11

7

18

3

11

4

Старший возраст

18

3

10

5

18

7

10

1

        Динамику можно наблюдать в следующей диаграмме:        

       

        Работа по патриотическому направлению продолжается, обновляется, корректируются планы. Вместе с тем, мы понимаем важность систематизации накопленного опыта работы по теме, описания данного опыта, формирования методических наработок, расширение методов и приемов стимулирования внимания родителей к внутреннему миру детей. Мы стараемся внести во все занятия большую настоящую жизнь, с печалями и радостями. Это раздвигает привычные рамки учебно-воспитательного пространства. Считаю, что именно в этом и есть зародыши, из которых вырастает чувство патриотизма. Еще не закончился апробационный период, но положительная динамика формирования у детей нравственно-патриотических чувств заметна.

        

К слову «патриотизм» ведет сложная цепочка: во-первых рассмотрим слово «мораль» - это внутреннее я, голос совести. Мораль диктует нравственность, то есть нормы поведения. Патриотизм же – черта нравственного человека. Безнравственный человек никогда не станет патриотом. Все начинается с детства. Именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности.

Рисунки мамам к 8 марта, поделки папам ко Дню защитника отечества – это любовь и внимание, воскресные встречи с бабушками, дедушками – забота и нежность, уход за младшими в семье – ответственность. Семья и дружные соседи – в радости, в печали вместе – это уже мир села, сад – где ребенка ждут – это друзья – это отражение большого мира, который называется родной страной.

Традицией стали для наших воспитанников целевые экскурсии по родному селу: в музее мы знакомимся с новыми экспозициями, подходим вновь к фотографиям односельчан, погибших в Великую  Отечественную. Никогда рассказ экскурсовода не остается без вопросов ребят.

Экскурсия на мемориал особая. Здесь дети учатся скорбеть. Для маленьких это трудно, но они внимательно слушают воспитателя, а мальчишки снимают шапки.

Дети смотрят на длинный список погибших, находят  свои фамилии и понимают: теперь защитники – они.

9 мая все старшие дети на сельском митинге вместе с родителями. Стало традицией накануне праздника делать фронтовые треугольники – рисовать цветы и коряво, с помощью воспитателя писать «Спасибо!», а затем, после митинга вручать ветеранам, не просто подавая конверт, а сказав: «Это письмо, дедушка, Вам от меня».

На мемориале мы кладем к подножию цветы, срезанные аккуратно на садовской клумбе.

После последнего посещения воспитатель провела с детьми старшей группы ассоциативную беседу, задав вопрос: «Что вы ощутили, когда прикоснулись к холодному металлу орудия?» Ответы были разными, но ответ  Арсения Ляшенко поразил до слез: «Теперь я должен защищать Родину». У орудия дети хотят сфотографироваться всегда. И всякий раз мы это делаем, ведь мы прикасаемся к истории.

Ежегодно в один из майских дней проводится военизированная игра «Найди флаг». Ориентируясь по стрелкам, пометках на деревьях, кустарниках, даже по следам в песочницах маленькие разведчики выполняют задание.

Мы ушли от игр, в которых побеждает дружба. Пусть наши ребята учатся и побеждать, и достойно проигрывать.

Также стали традиционными конкурсы рисунков, создание вернисажей, в которых отражается красота наших родных мест – поля в маках, гора Алпатка в тумане, речка Медведка, утопающая в цветущей зелени, домики и дома, в которых живут наши жители. На рисунках – яблоневые сады, цветущий абрикос, корова с теленком, солнышко над детским садом, сморщенные руки прабабушки, сидящей под портретом ушедшего на фронт и не пришедшего до сих пор прадеда.

Ни одна выставка не проходит без комментариев воспитателя, приводящих самих детей к выводу: все прекрасно на своей земле, потому что она как мать – ближе и роднее нет ничего на свете.

Наши девочки учатся величать мальчиков, а мальчики  девочек – трудно найти красивые и торжественные слова, но они находятся после бесед о роли мужчины и женщины в семье, совместных с родителями праздников. Вот так выглядела пока лучшая речь девочки, Гаврюшенко Лизы: «Здравствуй, Саша, смелый, красивый, добрый мальчик. Счастья тебе и радости!»

До всего детям дело: рисуют русский костюм, нарядных матрешек, учатся хозяйничать у печи, знакомятся с названиями кухонной утвари…

А тут и Масленица пришла. Хорошо праздновать с родителями! И это тоже традиция!

На занятиях физкультурой, прогулках играем в забытые детские игры, не только русские, но и тех национальностей, которые проживают в Гофицком.

Все: и пословицы, и поговорки, и русские сказки, и стихи о природе – все это Россия!

Русский костюм – радостный и яркий – это Россия.

Многонациональное село – это Россия.

Село наше – дружная семья. Вместе убираем, чистим его, вместе сажаем деревья, все ходим на все праздники на сельскую площадь, на культурные мероприятия в Дом Культуры, на большие школьные праздники. С малолетства дети знают лучших людей села и хотят походить на них.

Народные песни, частушки, сказочные персонажи из русских сказок на праздниках, развлечениях – это Россия.

        Взаимодействие детского сада с социумом дает реальные положительные результаты.

Это пока небольшой, но заметный вклад в великое дело патриотического воспитания наших детей.

Думаю, мы на верном пути.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села".

Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села"....

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

В консультации  раскрывается  методика  организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности

В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагого...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...