Кружковая работа "Основы безопасности и жизнедеятельности"
методическая разработка на тему

Программа представляет систему работы с детьми предшкольного возраста по формированию культуры безопасного осознанного поведения на улицах города, готовит дошкольников к самостоятельной школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_bezopasnosti_i_zhiznedeyatelnosti.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования

социально-личностной направленности

«Основы безопасности жизнедеятельности»

                                                                                               

                                                                                 

г. Урай                                                                                    

СОДЕРЖАНИЕ:                                                                                                                                                                                                

          

1.

Паспорт программы

стр. 3

2.

Пояснительная записка

стр. 4

3.

Цель и задачи программы

стр. 5

4.

Основные направления программы

стр. 6

5.

Методы реализации программы

стр.10

6.

Этапы и сроки реализации программы

стр.11

7.

Предполагаемые  результаты

стр.12

8.

Учебно-методический план

стр.13

8.1.

Планирование совместной  деятельности с детьми

стр.13

8.2.

Планирование работы по взаимодействию с родителями,  инспектором ГИБДД

стр. 23

9.

Использование мозаичных макетов-карт для активизации сюжетной игры старших дошкольников

стр. 26

10.

Методическое обеспечение

стр. 31

11.

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению  программы

стр. 34

12.

Список литературы

стр. 39

         

           

  1.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования социально-личностной направленности  «Основы безопасности жизнедеятельности»

Автор программы

Замыслова Алена Александровна заместитель заведующего по ВМР,  Кривова Елена Ивановна  старший воспитатель

Участники программы

Воспитанники ДОУ 6-7 лет, педагоги ДОУ, родители (законные представители) воспитанников, инспектор ГИБДД.

Цель программы

Формирование культуры безопасного осознанного поведения у дошкольников на улицах города.

Вид программы

Адаптированная

Направленность

Социально-личностная

Срок реализации

1 год

Уровень реализации

Дошкольное образование

Краткое содержание программы

Программа представляет систему работы с детьми предшкольного возраста по формированию культуры безопасного осознанного поведения на улицах города, готовит дошкольников к самостоятельной школьной жизни.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Общеобразовательная программа дошкольного образования социально-личностной направленности  «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе парциальной программы «Азбука безопасности для дошкольников» автор-составитель Н.В. Коломеец; системы работы представленной Н.С. Голициной, С.В. Люзиной, Е.Е. Бухаровой  «ОБЖ для старших дошкольников»; методического пособия «Основы безопасного поведения дошкольников» автор-составитель О.В. Чермашенцева.

        Программа представляет систему работы с детьми предшкольного возраста по формированию культуры безопасного осознанного поведения на улицах города, готовит дошкольников к самостоятельной школьной жизни.

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица.

Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.

Программа посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность программы  связана с тем, что у детей дошкольного  возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников программы.

 Программа рассчитана на один год, предназначена для детей подготовительного возраста (6-7 лет).

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

формирование культуры безопасного осознанного поведения у дошкольников на улицах города.

Задачи программы:

  • обобщить  и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
  • оптимизировать взаимодействие с  родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов;
  • сформировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
  •  укреплять   и развивать  материально-техническую базу для работы по данному направлению;
  • разработать безопасные маршруты движения детей по улицам города.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

         

           Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность и  творческий поиск позволяют: ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;  привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Данная программа  реализуется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями,  с инспектором ГИБДД.

Совместная деятельность с детьми (первое направление) включает в себя девять  блоков:

  1. «Знакомство с улицей».
  2. «Транспорт нашего города».
  3. «Движение транспорта и пешеходов в нашем городе».
  4. «Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки».
  5. «Регулируемый пешеходный переход. Светофор».
  6.   «По дороге в детский сад».
  7.   «Правила поведения в транспорте».

8.  «Я большой».

9. «Безопасные маршруты».

Реализация второго направления предполагает проведение совместно с родителями воспитанников, инспектором ГИБДД  различных мероприятий (предполагает использование Приложение 3):

  • выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов, атрибутов для игровой деятельности;
  • разработка совместных детско-родительских проектов безопасных маршрутов;
  • изготовление стендов с наглядной информацией;
  • заочные и очные консультации;
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
  • выпуск буклетов и памяток;
  • тематические родительские собрания;
  • обучающие семинары;
  • семейные конкурсы;
  • анкетирование;
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность.

Особенности ознакомления дошкольников с правилами   дорожного движения.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные в НОД, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать. Прежде всего в старшем дошкольном возрасте необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные ранее.
        С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяются  знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице.

Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
         Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии  
( слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д. ). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Детей старшего дошкольного возраста  знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей),

- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими,

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,

- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми,

- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, -    на тротуаре (обочине дороги).

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

5. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Словесный метод (занятия, экскурсии, чтение художественных произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, заучивание наизусть, беседы,  прослушивание аудиозаписи и т.д.)

2. Практический метод (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-драматизации, использование разных видов театра, ручной труд, изодеятельность)

3. Наглядный метод (показ и рассматривание иллюстраций, картинок, схем, просмотр видеоматериалов (мультфильмов, фильмов) оформление выставок, элементы инсценировки).

4. Проектный метод (достижение дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом).

5.   Мозаичные макеты-карты (макет как особый маркер игрового пространства служит организующей основой для остального игрового материала – мелких игрушек-персонажей и игрушек-предметов оперирования, цель использования мозаичных макетов: обеспечить игровой материал для всей группы детского сада).

6. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы и сроки реализации

программы

Участники реализации программы

Способы и методы реализации

программы

1-ая неделя Сентября

1 этап – диагностический

Цель: Выявление у детей уровень знаний, умений и навыков усвоению правил ПДД, изучение  отношения родителей  к необходимости обучения детей правилам дорожного движения.

Дети, родители

Опрос детей по вопросам, анкетирование родителей воспитанников (законных представителей).

Сентябрь - Май

2 этап – формирующий

Цель: Формирование культуры безопасного осознанного поведения у дошкольников на улицах города.

Дети, родители

Эффективное формирование культуры безопасного осознанного поведения у дошкольников на улицах города через:  совместную  деятельность с детьми, взаимодействие с родителями,  с инспектором ГИБДД.

Май

3 этап – заключительный

Цель:

Выявление  у детей уровень знаний, умений и навыков усвоению правил ПДД

Дети

Заключительное тестирование


7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Для воспитанников:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыков личной безопасности.  
3. Возможность представить результат во внешнюю среду, адаптация к окружающей жизни.

4. Сформированность у детей  6-7 лет  устойчивых навыков переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.


 Для родителей: 
 1. Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения.
2.Возможность увидеть достижения и успехи своих детей .
3.Готовность к сотрудничеству.


 Для педагогов:
1.Удовлетворенность от результатов своей деятельности . 
2.Новые проекты, перспективы.

3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью. 


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

8.1. Планирование совместной  деятельности с детьми

БЛОК №1

Тема: «Знакомство с улицей» (история улиц и микрорайонов  города Урай, организация движения, разметка дорог, остановка, правила для пешеходов).

СЕНТЯБРЬ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • Мониторинг (вводный).

См. мониторинг

 2 неделя

  • НОД «Наш город – Урай».
  • Беседы с детьми на тему «Город, в котором я живу». Тематические экскурсии и  целевые  прогулки по улицам город.

3 – с. 24

 3 неделя

  • Работа с панно «Наш город».
  • Встреча с интересными людьми «Знакомство с профессией инспектора ГИБДД».
  • Целевая прогулка «Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД».

2 – с.38

 4 неделя

  • Чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица».
  • Заучивание стихотворений о родном городе. Рассматривание альбомов, открыток на тему «Мой город».

БЛОК №2

Тема: «Транспорт нашего города».

ОКТЯБРЬ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • НОД «Транспорт».
  • Беседы с детьми «На чем люди ездят».

 2 неделя

  • Целевые прогулки к проезжей части, наблюдение за автотранспортом.
  • Беседы с детьми по теме: «Какой бывает транспорт».

1 – с. 32

 3 неделя

  • Дидактические игры «Транспорт», «Кому, что надо для работы», «Профессии».
  • Сюжетно - ролевая игра  «Шоферы».

 4 неделя

  • Подвижная  игра на прогулке «Воробушки и автомобиль», «Стоп».
  • Вечер загадок «Машины на нашей улице».

6 – с. 27

БЛОК №3

Тема: «Движение транспорта и пешеходов в нашем городе».

НОЯБРЬ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • НОД «Мы - пешеходы».
  • Беседа с детьми «Лучший пешеход».

9 – с.54

 2 неделя

  • НОД «Культура пешехода».
  • Рассматривание иллюстраций на тему  «Прогулка по городу».

6 – с.25

 3 неделя

  • Беседа с детьми «Пешеход переходит улицу».
  • Чтение «Осторожные сказки» Т.А.Шорыгина.

3 – с.28

4 – с.29

 4 неделя

  • Развлечение для детей «Учите правила дорожного движения».
  • Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».

8 – с.18

БЛОК №4

Тема: «Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки».

ДЕКАБРЬ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • НОД «Зачем нужны дорожные знаки».
  • Дидактическая игра  «Угадай какой знак».

8 – с.5

 2 неделя

  • НОД «Дорожные знаки».
  • Целевая прогулка «Наблюдение за движение машин и работой водителя».

8 – с.6

 3 неделя

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
  • Встреча с инспектором ГИБДД (рассказ о правилах перехода улиц, дорог).
  • Играем и запоминаем «Дорожный алфавит».

См. приложение 1

 4 неделя

  • Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности».
  • НОД, продуктивная деятельность по желанию детей (рисование, аппликация, лепка) «Зебра».

БЛОК №5

Тема: «Регулируемый пешеходный переход. Светофор».

ЯНВАРЬ

Содержание работы

ТО

 2 неделя

  • Работа с пособием «Твоя безопасность».
  • Беседа с детьми «Если бы не было светофора».
  • Дидактическая игра «Собери правильно светофор».

7 – с.34-35,

38-40

6 – с.24

 3 неделя

  • Работа с пособием «Школа семи гномов», «Как перейти дорогу».
  • Кукольный спектакль «Уважайте светофор».
  • Дидактическая игра «Машины и светофор».

10 – с.1, 4-13

8 – с. 31

 4 неделя

  • Досуг «Красный, желтый, зеленый».
  • Конструирование из бумаги «Светофор».
  • Игровая деятельность с  мозаичными макетами-картами «Наш город» (прокладывание различных пешеходных маршрутов движения по улицам города)

8 – с.9

БЛОК №6

Тема: «По дороге в детский сад».

ФЕВРАЛЬ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • НОД «По дороге в детский сад».
  • Подвижная игра на прогулке «Стоп».

3 – с.14

 2 неделя

  • НОД «Опасные участки на пешеходной части улицы».
  • Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».
  • Игровая деятельность с  мозаичными макетами-картами «Наш город» (прокладывание различных пешеходных маршрутов движения по улицам города

5 – с.62

 3 неделя

  • Работа над краткосрочным проектом «Безопасный маршрут до детского сада».
  • Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности».

 4 неделя

  • НОД «Безопасное поведение на улице».
  • Рисование «Дорога не место для игр».

5 – с. 64

БЛОК №7

Тема: «Правила поведения в транспорте».

МАРТ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • НОД «Как вести себя в транспорте».
  • Дидактическая игра «Угадай вид транспорта по описанию».

6 – с.26

 2 неделя

  • НОД «В городском транспорте».
  • Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
  • Встреча с инспектором ГИБДД (Почему необходимы  ремни безопасности в автомобиле).

 3 неделя

  • Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами.
  • Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров в транспорте.

 4 неделя

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автомобиле».
  • Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности. Пристегните ремни».

БЛОК №8

Тема: «Я большой».

АПРЕЛЬ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • «Авария на дороге» – тренинговая  адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями.
  • Играем и запоминаем «Дорожный алфавит»
  • Работа над краткосрочным проектом «Идем в гости».

См. приложение 1

 2 неделя

  • Игровая деятельность с  мозаичными макетами-картами «Наш город» (прокладывание различных пешеходных маршрутов движения по улицам города).
  • НОД «Опасные ситуации на улице и во дворе»  
  • Конкурс книжек – самоделок «Транспорт Будущего».

См. приложение 2

 3 неделя

  • Экскурсия в автогородок школы №12.
  • Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Азбука безопасности.Где кататься?».

 4 неделя

  • Встреча с инспектором ГИБДД (детское кресло в автомобиле)
  • Целевая прогулка «Экскурсия в Школу искусств» (как проложить безопасный маршрут)

БЛОК №9

Тема: «Безопасные маршруты».

МАЙ

Содержание работы

ТО

 1 неделя

  • Беседа с детьми «Что такое безопасный маршрут».

 2 неделя

  • Работа с пособием «1 сентября или безопасный путь».
  • Работа над краткосрочным проектом «Безопасный маршрут от детского сада до библиотеки»

11

 3 неделя

  • Работа с пособием «Твоя безопасность»
  • Игровая деятельность с  мозаичными макетами-картами «Наш город» (прокладывание различных пешеходных маршрутов движения по улицам города).

7  - 38,30

 4 неделя

  • Презентация совместных детско-родительских проектов «Маршрут первоклашки».
  • Мониторинг усвоения программы (итоговый).

Используемая литература для реализации блоков программы:

1. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова

2. «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая

3. «Основы безопасного поведения дошкольников» О.В. Чермашенцева

4. «Осторожные сказки» Т.А. Шорыгина

5. «ОБЖ для старших дошкольников» Н.С. Голицына, С.В. Люзина

6. «ОБЖ. Подготовительная группа» М.А. Фисенко

7. «Твоя безопасность» К.Ю. Белая

8. «Три сигнала светофора» В.А. Добрякова

9. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»  Н.В. Коломеец

10. «Школа семи гномов. Как перейти дорогу»

11. «1 СЕНТЯБРЯ или безопасный путь в школу»

8.2. Планирование работы по взаимодействию с родителями,  инспектором ГИБДД

Тема

Ответственный

Сроки

Помощь родителей в оформлении панно «Наш город».

Прогулки с детьми по улицам и микрорайонам города в выходные дни.

Воспитатели

Сентябрь

Помощь родителей в оформлении фотоальбома «Транспорт нашего города», альбома «Кем быть?»

Участие родителей во встречи с интересными людьми по теме «Профессии на транспорте».

Воспитатели

Октябрь

Участие родителей в развлечении для детей «Учите правила дорожного движения».

Воспитатели

Ноябрь

Помощь в оформлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мы по улице идем».

Помощь родителей в оформлении   мозаичных макетов-карт.

Воспитатели

Декабрь

Участие родителей в досуге «Красный, желтый, зеленый».

Воспитатели

Январь

Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте.

Старший

воспитатель

Февраль

Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения.

Инспектор ГИБДД

Март

Конкурс книжек-самоделок «Транспорт будущего».

Воспитатели

Апрель

Детско-родительский проект «Безопасный маршрут то дома до библиотеки».

Детско-родительский проект «Маршрут первоклашки».

Воспитатели

Май

Анкета для родителей

«Изучение отношения родителей  к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»

(анкетирование проводится в начале учебного года)

1. Обучаете ли Вы своего ребенка правилам дорожного движения и культуре поведения в транспорте:

  •    Да, регулярно
  •    Редко, когда возникает в этом необходимость
  •    Нет, с возрастом поймет все сам.

2. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

  •    Мой ребенок спокойно стоит на остановке, садится вместе с взрослым в переднюю или среднюю дверь, не шумит, если есть возможность – садится на свободное сиденье, не высовывается из окна, не сорит в салоне.
  •    Мой ребенок бегает и прыгает на остановке, садится в любую дверь, не ориентируется на взрослого, пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне транспорта.

3. Считаете ли Вы необходимым обучать ребенка ПДД?

  •    Да
  •    Со временем он все поймет сам
  •     Нет, не считаю.

4. Кто должен взять на себя ответственность по обучению ребенка ПДД?

  • Только родители
  • Педагоги детского сада
  • Это совместная деятельность педагогов и родителей.

5. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения ребенка в общественных местах и на улице?

  •    Да  
  •    Нет в этом никакой необходимости.

Анкета для родителей по ПДД (анкетирование родителей проводится в конце учебного года)

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.

 Ваш ребёнок знает:

 1. Название города, в котором живёт, свой домашний адрес: название

 улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

 2. Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

 3. Свой домашний адрес полностью;

 Вы с ребёнком добираетесь домой из детского сада:

 1. Пешком;

 2. На транспорте.

 Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребёнком:

 1. Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь

 на зелёный сигнал светофора;

 2. Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не

 смотрите на сигналы светофора;

3. Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.

9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЗАИЧНЫХ МАКЕТОВ – КАРТ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Макет как особый маркер игрового пространства служит организующей основой для остального игрового материала – мелких игрушек-персонажей и игрушек-предметов оперирования. Н.А. Короткова выделяет в своих работах  два типа макетов: 1) макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок/дворец); 2) макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся  в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).

Цель использования мозаичных макетов: обеспечить игровой материал для всей группы детского сада. Эта цель задает дополнительные требования к игровому материалу.

В проектировании такого материала важно руководствоваться  общими принципами организации предметно-пространственной среды группового помещения детского сада, сформулированными Н.А. Коротковой: 1) полифункциональность; 2) трансформируемость; 3) вариативность.

В этом контексте макет-карта должен принять форму целостного трансформируемого многофункционального комплекса, обеспечивающего игровые запросы,  как отдельных детей, так и детских игровых объединений.

Учитывая эти соображения, при разработке игрового материала целесообразно  воспользоваться идеей Н.А. Коротковой о мозаичных макетах-картах.

По идее Н.А. Коротковой, мозаичные макеты-карты должны  представлять собой набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Учитывая наиболее распространенные смысловые контексты детской игры, предлагаются  4 макета-карты: «Город», «Порт», «Остров» и «Река», то есть два макета с городским ландшафтом, и два – с природным. Основным требованием к изображениям является то, что они, несмотря на условность, должны быть узнаваемыми детьми. Важным для решения задач активизации игры является мозаичность – совместимость всех макетов друг с другом. Они могут  быть составлены как в одно целое для совместной игры нескольких детей, так и использоваться для индивидуальной игры ребёнка. Более того, каждый макет-карта  составлен из 2-х частей. По размеру половинка макета соответствует  размеру стандартного детского стола, что позволяет играть не только на полу, но и за столами.

Используя отдельный макет-карту или его половинку, ребенок имеет возможность ограничить свое личное, основанное на внутренней аффективной программе игровое пространство. В тоже время он может при желании объединить его с «игровым миром», созданным другим ребенком. Изображения, нанесенные на макеты-карты,  располагают  к этому, и макеты-карты могут  быть объединены друг с другом в любой последовательности.

Также в случае разногласий в ходе совместной игры любой из детей имеет  возможность «выйти» с фрагментом макета из общей игры и продолжить ее самостоятельно, не разрушив созданных построек.

Мозаичные макеты-карты в значительной степени смогут решить проблему политематизма сюжета игры, объединив в общем игровом пространстве игровые предметы различного тематического содержания.

При практической разработке игрового материала нужно  учитывать не только психолого-педагогические требования к материалу, но и простоту в изготовлении и удобство для эксплуатации в условиях группового помещения детского сада.

Размер мозаичных макетов-карт обусловливался соразмерностью их детским столам, игрушкам-персонажам и предметам оперирования, используемым обычно в режиссерской игре детьми. Подразумевая возможность дальнейшего тиражирования макетов,  учитываются  размеры, принятые в полиграфии. С учетом этих требований, размер одной половинки составляет  500х700 мм, а всего макета 1000х700 мм.

При выборе материала нужно обратить внимание на следующее: материал для изготовления мозаичных карт должен быть достаточно прочным и жёстким для того, чтобы дети могли передвинуть уже «обустроенный» лист, и в тоже время достаточно легким, если они задумают его перенести, для этого хорошо подходит древесноволокнистая плита, толщиной 4 мм.

Значительное внимание нужно уделить цвету и графике условного изображения, нанесенному на макеты-карты.

По общей идее, изображение должно было быть, с одной стороны, условным и лишь «намекать» на возможное направление в развитие сюжета, с другой – оно должно было быть понятным всем детям, вне зависимости от уровня развития семиотической функции, кругозора, культурной среды воспитания и т.д. Оно должно было быть обобщенным и не изобилующим излишней детализацией, которая будет отвлекать детей от восприятия макета в целом.

Изображение наносится  способом трафаретной печати, а затем лакируется. Это  необходимо для того, чтобы изображение было устойчиво к истиранию.

В целом, разработанный комплекс макетов представляет собой четыре макета-карты, разделенные пополам, то есть восемь макетных листов, совместимых как по цвету, так и по графике условных изображений.

Макеты-карты устанавливаются  рядом с коробкой, в которой находятся игровые материалы, вертикально. В качестве содержимого коробки можно использовать, например, следующий игровой материал:

Игрушки - персонажи: фигурки-игрушки от «Киндер-сюрпиза»

Предметы оперирования: пушка, два кораблика, самолет, вертолет, два автомобильчика с открытым кузовом, машина с прицепом,  пластмассовые деревья.

Полифункциональные материалы: четыре конуса, две бочки, разные детали деревянного конструктора, две сетчатых корзинки.

Все материалы  должны быть  соразмерны друг другу.

         Каждый из листов должен незначительно перекрывать другой, но так чтобы все макеты-карты были видны детям и находились в равнозначном, относительно друг друга, положении.

Поскольку дети впервые видят макеты-карты, воспитателю необходимо  их кратко презентовать: «Это такие специальные поля, можете с ними играть, если хотите».

Мозаичные макеты-карты не только активизируют сюжетную игру старших дошкольников, но и вписываются в общую предметно-пространственную среду группового помещения. В условиях детского сада, листы макетов, расположенные вертикально (у стены, или в специальной стойке), компактны и удобны для хранения в ограниченном пространстве группового помещения. Также, полифункциональность и трансформируемость мозаичных макетов-карт позволяет использовать их в продуктивной деятельности, когда «игровой мир» создается самими детьми не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, бумаги, разнообразного бросового и природного материала.

Разработанный материал влияет на сюжетную игру детей следующим образом:

– мозаичные макеты-карты – один из возможных видов игрового материала (маркеров игрового пространства), обеспечивающий предметно-пространственную и смысловую опору для сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста;

– мозаичные макеты-карты активизируют свободную самостоятельную сюжетную игру детей: способствуют возрастанию интереса к ней, возрастанию ее удельного веса среди других видов деятельности, увеличению непрерывной продолжительности игровых эпизодов и тематического разнообразия сюжетов;

– мозаичные макеты-карты создают благоприятные условия как для индивидуальной игры, так и для свободного объединения детей в игровые подгруппы;

– демонстрация партнёром-взрослым полифункциональных возможностей мозаичных макетов-карт в совместной игре с детьми усиливает активизирующее влияние этого игрового материала на свободную самостоятельную игру детей.


10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Уголок “Безопасность”.

2. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

- дорожные знаки.

3. Методический инструментарий.

4. Заключен договор со школой №12 на использование автогородка  в целях реализации программы.
5. Подбор художественной литературы по ПДД.

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры:

1.1. “Законы улиц и дорог”

1.2. “Час пик”

1.3. “Транспорт”

1.4. “Дорожные знаки”

1.5. “Знаки на дорогах”

1.6. “Светофор”

1.7. “Мы идем и едем”

1.8. “Ловкий пешеход”!

1.9. “Перекресток”

1.10. “Назови знак”

1.11. “Слушай-запоминай”

1.12. “Угадай, какой знак”

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Альбом “Автотранспорт”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Игра “Автошкола”

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски

 11. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ

 

Мониторинг  знаний, умений и навыков детей проводится  два раза в год – в начале учебного года (сентябрь, вводный)  и в конце учебного года (май, итоговый). В целях  установления  уровня  полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (Таблица 1) детей в рамках реализации программы:

1. Опрос детей проводится в несколько этапов. Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

2. В зависимости от суммы балов определяется уровень усвоения программы (низкий уровень – от 0 до 11 баллов, средний уровень – от 12 до 23 баллов, высокий уровень от 24 до 34 баллов), результаты усвоения программы заносятся в сводную таблицу (Таблица 2).

Таблица  1

Вопросник для проверки знаний детей

Фамилия, имя ребенка ________________

Дата заполнения "_____"____________200 __ г.

Вопрос

Ответ ребенка

Балл

Уровень сформированности представлений о транспортных средствах,

об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

1. Что такое улица?

2. Как регулируется движение на улице?

3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?

4. Какие светофоры стоят на улицах города?

5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?

6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?

7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?

8. Что помогает регулировщику управлять движением?

9. Где должны ходить пешеходы?

10. Что такое перекресток?

11. Где и как нужно переходить дорогу?

12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?

13. Как обозначается пешеходный переход?

14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?

15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?

17. Где должны ездить автомобили?

18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта?

19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?

20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

21. Что такое тормозной путь?

Знание дорожных знаков

(с использованием наглядного материала - дорожных знаков).

22. Для чего нужны дорожные знаки?

23. Какие дорожные знаки ты знаешь?

24. Покажи и назови запрещающие знаки.

25. Покажи и назови информационно-указательные знаки.

26. Покажи и назови предупреждающие знаки.

27. Покажи и назови знаки сервиса.

Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте.

28. Что такое общественный транспорт?

29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?

30. Чего нельзя делать в транспорте?

31. Какие ты знаешь правила поведения на улице?

32. Чего нельзя делать на дороге?

33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?

34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?

Таблица  2

Результаты усвоения программы  (сводная таблица)

Ф.И. ребенка

начало года

конец года

уровень

уровень


      12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
  2. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  3. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  4. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
  5. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
  6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  9. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  10. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  11. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  12. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.

13. Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Основы безопасности и жизнедеятельности"

Программа представляет систему работы с детьми предшкольного возраста по формированию культуры безопасного осознанного поведения на улицах города, готовит дошкольников к самостоятельной школьной жизни...

Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»

Занятие по пдд  в подготовительной группе проводилось для  обеспечения  безопасного, здорового  образа жизни,  чтобы научить детей правилам безопасного пребывания  дома, ...

Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ

Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

Рекомендации по формированию основ безопасности и жизнедеятельности для детей и их родителей по правилам пожарной безопасности.

Уважаемые родители(законные представители) наших воспитанников! Убедительная просьба соблюдать режим самоизоляции! В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции призываем Вас о...

План профилактической работы с детьми по формированию основ безопасности и жизнедеятельности, противопожарной безопасности в подготовительной группе на 2021 – 2022 учебный год

План профилактической работы с детьми по формированию основ безопасности и жизнедеятельности, противопожарной безопасности   в подготовительной группена 2021 – 2022 учебный год...