Выступление на педагогическом совете"Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм социального партнерства в период введения ФГОС ДО"
презентация к уроку (старшая группа) по теме
"Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – это процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, первый из которых приходится на дошкольное детство. Исключить этот этап невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. «Задача взрослого – открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение… .» - считает Л. М. Гурович. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним. Е. А. Флерина отмечала, что «литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок». Н. С. Карпинская также считала, что «художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность». Книга открывает ребенку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребенка к миру нравственных отношений. Л. М. Гурович выделила задачи ознакомления детей с художественной литературой на основе ее восприятии и понимания дошкольниками. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом: 1) Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способности к целостному восприятию художественных произведений разных жанров; обеспечить усвоение содержание произведения и эмоциональную отзывчивость на него. 2) Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке. 3) Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с художественной литературой является проектный метод, предусматривающий такую систему воспитания и обучения, когда дошкольники получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Тема проекта «Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО». Возраст детей: старшая группа № 10. Срок реализации проекта: 4 месяца. Цель: Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Создание условий для активного использования литературного опыта детей в творческой деятельности. Оказание помощи родителям в осознании ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. Актуальность. Замыкаясь на компьютере, телевизоре дети стали меньше читать, общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других, к окружающему миру в целом. Необходимо с раннего детства приучать ребенка находить интересное в книге. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события. Поэтому, работа, направленная на формирование интереса к чтению актуальна и важна. Задачи: 1. Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики совместно с родителями. 2. Развивать активный словарь, связную, грамматически правильную речь при взаимодействии с родителями. 3. Прививать усвоение норм и ценностей принятых в обществе. 4. Вовлечь семьи детей в единое образовательное пространство. Ожидаемый результат: 1.Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями. 2. Появление устойчивого интереса к тематическим разнообразным произведениям, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением. 3.Появление интереса у родителей к жизни в группе. Тема: « Создание книги» Цель: Познакомить с историей создания книги.
-Предложили отправиться вместе с «книгой в увлекательное путешествие в прошлое» -Посмотрели видеофильм. Сделали вывод, что книги отличались не только по вышеперечисленным признакам. Детская книга стала яркая, красочная, иллюстрированная, интересная для просмотра не только читающим детям, но и тем, кто не умеет читать, ведь по иллюстрациям, возможно, передать содержание книги. -Предложили подготовить детям совместно с родителями рассказ о своей любимой книге.
- Илья Слепов рассказал историю о преобразовании письменности «Путешествие ручки». Ребятам было предложено порисовать перьевыми и чернильными ручками. Вывод: Изменился способ написания книг. Ранее он был более трудоемок и растянут во времени. На издание одной книги уходили месяцы, а то и годы. Книга издавалась в единичном экземпляре, а сейчас тиражируется сотнями экземпляров, радуя своего читателя. - О любимой книге Арины Ходюш ребята узнали из загадок. Это книга русских-народных сказок. Ребятам было предложено «Оживить сказку». Так дети по желанию поделились на пары и озвучивали сказку голосом ее героев. Даже скромные, застенчивые дети с удовольствием проявляли себя в этой игре. -Артемий Остроухов рассказал о своем любимом детском журнале «Колобок», на страницах которого написаны познавательные истории, сказки, загадки, ребусы, стихотворения. - Родителями нашей группы были изготовлены дидактические игры: «Собери картинку», Настольная игра – «На неведомых дорожках», а так же родители приносили в группу на временное пользование книги, тем самым обеспечив сменяемость в книжном уголке, а так же поддержание интереса детей к просмотру и чтению художественной литературы. - В самостоятельной деятельности используются дидактические игры изготовленные родителями, так же дети между собой устраивают настоящие соревнования, складывают на скорость картинки из кубиков. В игру «Мешочек сказок» ребята играют как в парах, так и в том количестве, котором хотят. Первый водящий выбирается считалкой. В мешок кладутся мелкие игрушки сказочных персонажей. Ребята по очереди вытаскивают из мешочка игрушку и говорят, из какой она сказки, если не сказал, ход передается следующему играющему. Побеждает тот, у кого больше ответов. За победу ребенок награждается жетончиком, который отправляется в математическую копилку. 2.Организовали Экскурсию в библиотеку Тема: « Книжный дом» Перед экскурсией в библиотеку создали игровую мотивацию: «Помочь найти Царевне Несмеяне любимую книжку». Ответив на загадку ребята узнали, где можно найти книжку по интересам не только для Царевны, но и для ребят. Специалист познакомила детей с устройством библиотеки(хранилищем для книг, читальным залом, залом для приема посетителей), рассказала как производится запись в библиотеку, познакомила детей с собранием данной библиотеки(книги, журналы), показала на полках книги известных детских писателей. Провела викторину по уже знакомым детям детским произведениям. Затем дети самостоятельно рассматривали книги, а специалист прочитала им то произведение, которое они захотели услышать. Для проведения экскурсии были привлечены родители, которые рассматривали вместе с ребятами книги, а так же произвели запись своих детей в библиотеку.
- мастерскую по ремонту книг «Книжкину больницу» - Сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Цель:
Объясняю роль каждого работника в библиотеке, его действия. Предлагаю поиграть детям и вначале принимаю роль библиотекаря на себя – дети - читатели. В следующий раз роль библиотекаря берут на себя уже сами дети в самостоятельной деятельности. При последующем проведении вводим в игру новые роли и сюжеты. Заведующий библиотекой (атрибуты: стол, стулья, ручка, карандаши, бланки заявок) - организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями (речевые обороты: «Здравствуйте! », «Нравится ли вам у нас? » «Расскажите, что произошло? », «Я хотел бы сделать заказ на новые книги») Библиотекарь абонементного отдела (атрибуты: формуляры, читательские билеты, компьютер игрушечный, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши) - приветливо здоровается, помогает определиться с выбором книги, подбирает необходимую литературу (речевые обороты: «О чём бы вы хотели узнать, прочитать? », «Понравилась ли вам книга, которую вы брали в прошлый раз? », «Вы подбираете книгу для себя или членов своей семьи? », «До свидания, приходите к нам ещё») Библиотекарь читального зала (атрибуты: как у библиотекаря абонементного отдела) - подбирает интересующую литературу, напоминает, что обращаться с книгами нужно аккуратно и не выносить из читального зала, предлагает посмотреть новинки, журналы (речевые обороты: «У нас появилась новинка, не хотели бы вы её прочитать? », «Просьба соблюдать тишину и не мешать другим читателям», «Рады видеть вас в нашем читальном зале») Читатель (атрибуты: читательский билет) - объясняет, что его интересует, что бы он хотел прочитать, какие журналы посмотреть, расписывается в формуляре (речевые обороты: «Здравствуйте», «Меня интересует … книга» «А есть ли у вас произведения … автора? », «Большое спасибо») Гардеробщик (атрибуты: номерки для одежды или сумок) - принимает от читателя вещи, выдаёт ему номерок, действия в обратной последовательности (речевые обороты: «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, номерок», «Всего доброго! »). Взаимодействие с родителями: -Изготовление книжек- малышек, Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» был подготовлен Фоторолик «Экскурсия в библиотеку» -Дети и родители читали дома с ребёнком книги, принесённое из детского сада(детский календарь); -Рисование картинок по прочитанным книгам с записью родителями на обороте впечатления ребёнка от книги. - Запись родителями рассказа детей на тему «О чем мне прочитала мама» 3.Тема: «Мои любимые сказки» Цель: Развивать умение детей внимательно слушать любимые сказки СИТУАЦИЯ. Нам пришло письмо от издательства «Книга почтой». Это была книжка с русской-народной сказкой «Семь семионов».При чтении интонационно постарались передать свое отношение к героям и действующим лицам. Книга детям очень понравилась. Отметили, что это русская-народная сказка. Провели беседу по сказке. - Спросили, есть ли в нашей библиотеке книги с русскими народными сказками? Ребята назвали знакомые им сказки: «Гуси-лебели» , «Крошечка-Хаврошечка», «Два Мороза» «Колобок», «Зайкина избушка», «Лисичка со скалочкой». «Теремок». В совместной деятельности дети с удовольствием принимали участие в Словесная игре «Распутай сказку», где нами рассказывалась неправильно сказка, а дети исправляли текстовые ошибки в ней, тем самым демонстрируя знания произведения. Например: катился пирожок, а навстречу ему слон, дети исправляют: катился колобок, а навстречу ему заяц и т.д.Так же дети с удовольствием играли в Дидактическую игру «Рифмы»Где им предлагалось вспомнить известные рифмованные сказочные выражения. Например: Лиса - ... (всему лесу краса), Волк - ... (зубами щелк),Ежик - ... (не головы, не ножек),Мышка - ... (норушка),Волчок - ... (серый бочок),Сивка - Бурка -... (вещая каурка),Волчище -... (серый хвостище),Баба - Яга - ... (костяная нога),Коток - ... (серый лобок),Зайчишка - ... (трусишка),Конек - ...(Горбунок),Сорока-... (белобока), Зайка - … (побегай-ка ),Лягушка - … (квакушка). Подвижная Игра «Звери на болоте». Цель: 1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь. 2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. 3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.) Ход игры. Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. Словесная игра «Все наоборот». Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему. Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др. В Дидактической игре: «Оцени поступок». Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость. Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение. Игра «Мост дружбы». Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения. Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее». Игра «Волшебный стул». Тот кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова. Игра «Фотографии друзей» Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи. На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит. Игра: «Волшебные руки». Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?» -Так же в самостоятельной деятельности дети с удовольствием инсценируют сказки , тем самым проживают произведение еще раз. -Совместно с родителями проводились: Викторина по русским-народным сказкам, театрализованные капустники, а так же проигрывались игры, знакомые детям. 4.Тема: Знакомство с творчеством А.С.Пушкина и его сказкой» («Сказка о золотой рыбке»). В совместной деятельности с детьми проводили аппликацию к сказке «О рыбаке и рыбке»; -разучили физкультминутку О.Поляковой «Улов». В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли в настольные игры: «Рыбалка», «Сложи сказку», «Раскрась картинку», «Назови сказку». П.И. «Невод и рыбки». Взаимодействие с родителями: Итогом работы стало выступление на окружном семинаре, где принимали участие практически все родители и конечно же все дети группы. Я считаю, что при реализации проекта, мы успешно справились со всеми поставленными задачами и ожидаемый результат, был достигнут. 1.Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями. 2. Появление устойчивого интереса к тематическим разнообразным произведениям, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением. 3.Появление интереса у родителей к жизни в группе.
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...
Педсовет на тему: «Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы»
Методическая разработка для педагогов для эффективной работы с родителями...
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...
Приобщение родителей к участию в спортивных мероприятиях детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных т...
Педсовет "Приобщение родителей к жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы"
Педагогический совет в форме устного журналаЦель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....