Выступление на педагогическом совете"Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм социального партнерства в период введения ФГОС ДО"
презентация к уроку (старшая группа) по теме

"Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой в период введения ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – это процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, первый из которых приходится на дошкольное детство. Исключить этот этап невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

«Задача взрослого – открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение… .» - считает Л. М. Гурович.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним. Е. А. Флерина отмечала, что «литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок». Н. С. Карпинская также считала, что «художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность». Книга открывает ребенку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребенка к миру нравственных отношений.

Л. М. Гурович выделила задачи ознакомления детей с художественной литературой на основе ее восприятии и понимания дошкольниками. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1) Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способности к целостному восприятию художественных произведений разных жанров; обеспечить усвоение содержание произведения и эмоциональную отзывчивость на него.

2) Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.

3) Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с художественной литературой является проектный метод, предусматривающий такую систему воспитания и обучения, когда дошкольники получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Тема проекта «Ознакомление детей старшей группы с художественной литературой  в период введения ФГОС  ДО».

Возраст детей: старшая группа № 10.

Срок реализации проекта: 4 месяца.

Цель: Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Создание условий для активного использования литературного опыта детей в творческой деятельности. Оказание помощи родителям в осознании ценности детского чтения как эффективного  средства образования и воспитания дошкольников.

Актуальность. Замыкаясь на компьютере, телевизоре дети стали меньше читать, общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других, к окружающему миру в целом. Необходимо с раннего детства приучать ребенка находить интересное в книге. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события.

Поэтому, работа, направленная на формирование интереса к чтению актуальна и важна.

Задачи:    

1. Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики совместно с родителями.                                                              2. Развивать активный словарь, связную, грамматически  правильную речь при взаимодействии с родителями.                                                

3. Прививать усвоение норм и ценностей принятых в обществе.                                                                                    

4. Вовлечь семьи детей в единое образовательное пространство.

 Ожидаемый результат:                                                                          

 1.Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями.                                                                     

 2. Появление устойчивого интереса к тематическим разнообразным произведениям,  процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.

 3.Появление интереса у родителей к жизни в группе.                                    

 Тема: « Создание книги»                                  

 Цель: Познакомить с историей создания книги.

  1. Показали материал, из которого изготавливались книги: береста, камень, дерево и т.д.  Отметили, что книги в прошлом отличались от современных весом, размером, способом написания.

 -Предложили отправиться вместе с «книгой в увлекательное путешествие в прошлое»

-Посмотрели видеофильм. Сделали вывод, что книги отличались не только по вышеперечисленным признакам. Детская книга стала яркая, красочная, иллюстрированная, интересная для просмотра не только читающим детям, но и тем, кто не умеет читать, ведь по иллюстрациям, возможно, передать содержание книги.

-Предложили подготовить детям совместно с родителями рассказ о своей любимой книге.

  1. В совместной деятельности взрослого и детей провели ситуативную игру-бесседу

- Илья Слепов рассказал историю о преобразовании письменности «Путешествие ручки». Ребятам было предложено порисовать перьевыми и чернильными ручками. Вывод: Изменился способ написания книг. Ранее он был более трудоемок и растянут во времени. На издание одной книги уходили месяцы, а то и годы. Книга издавалась в единичном экземпляре, а сейчас тиражируется сотнями экземпляров, радуя своего читателя.

- О любимой книге Арины Ходюш ребята узнали из загадок. Это книга русских-народных сказок.

Ребятам было предложено «Оживить сказку». Так дети по желанию поделились на пары и озвучивали сказку голосом ее героев. Даже скромные, застенчивые дети с удовольствием проявляли себя в этой игре.

-Артемий Остроухов рассказал о своем любимом детском журнале «Колобок», на страницах которого написаны познавательные истории, сказки, загадки, ребусы, стихотворения.

- Родителями нашей группы были изготовлены дидактические игры: «Собери картинку», Настольная игра – «На неведомых дорожках», а так же родители приносили в группу  на временное пользование книги, тем самым обеспечив сменяемость в книжном уголке, а так же поддержание интереса детей к просмотру и чтению художественной литературы.

- В самостоятельной деятельности используются дидактические игры  изготовленные родителями, так же дети между собой устраивают настоящие соревнования, складывают на скорость картинки из кубиков.

В игру «Мешочек сказок» ребята играют как в парах, так и в том количестве, котором хотят. Первый водящий выбирается считалкой. В мешок кладутся мелкие игрушки сказочных персонажей. Ребята по очереди вытаскивают из мешочка игрушку и говорят, из какой она сказки, если не сказал, ход передается следующему играющему. Побеждает тот, у кого больше ответов. За победу ребенок награждается жетончиком, который отправляется в математическую копилку.

2.Организовали Экскурсию в библиотеку        

Тема:  « Книжный дом»                                           

Перед экскурсией в библиотеку создали игровую мотивацию: «Помочь найти Царевне Несмеяне любимую книжку». Ответив на загадку ребята узнали, где можно найти  книжку по интересам не только для Царевны, но и для ребят.

Специалист познакомила детей с устройством библиотеки(хранилищем для книг, читальным залом, залом для приема посетителей), рассказала как производится запись в библиотеку, познакомила детей с собранием данной библиотеки(книги, журналы), показала на полках книги известных детских писателей. Провела викторину по уже знакомым детям детским произведениям. Затем дети самостоятельно рассматривали книги, а специалист прочитала им то  произведение, которое они захотели услышать.

Для проведения экскурсии были привлечены родители, которые рассматривали вместе с ребятами книги, а так же произвели запись своих детей в библиотеку.

  1. В совместной деятельности взрослого и детей в группе организовали:

- мастерскую по ремонту книг  «Книжкину  больницу»      

 - Сюжетно-ролевую игру «Библиотека». 

Цель:

  1. Расширение и закрепление у детей представления о труде работников библиотеки.
  2. Формирование умений и навыков работы с книгой у дошкольников.
  3. Способствование умению применять в игре полученные знания.
  4. Побуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.

     Объясняю роль каждого работника в библиотеке, его действия.

Предлагаю поиграть детям и вначале принимаю роль библиотекаря на себя – дети  - читатели.

В следующий раз роль библиотекаря берут на себя уже сами дети в самостоятельной деятельности.

 При последующем проведении вводим в игру новые роли и сюжеты.

Заведующий библиотекой (атрибуты: стол, стулья, ручка, карандаши, бланки заявок) - организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями (речевые обороты: «Здравствуйте! », «Нравится ли вам у нас? »

«Расскажите, что произошло? », «Я хотел бы сделать заказ на новые книги»)

Библиотекарь абонементного отдела (атрибуты: формуляры, читательские билеты, компьютер игрушечный, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши) - приветливо здоровается, помогает определиться с выбором книги, подбирает необходимую литературу (речевые обороты: «О чём бы вы хотели узнать, прочитать? », «Понравилась ли вам книга, которую вы брали в прошлый раз? », «Вы подбираете книгу для себя или членов своей семьи? », «До свидания, приходите к нам ещё»)

Библиотекарь читального зала (атрибуты: как у библиотекаря абонементного отдела) - подбирает интересующую литературу, напоминает, что обращаться с книгами нужно аккуратно и не выносить из читального зала, предлагает посмотреть новинки, журналы (речевые обороты: «У нас появилась новинка, не хотели бы вы её прочитать? », «Просьба соблюдать тишину и не мешать другим читателям», «Рады видеть вас в нашем читальном зале»)

Читатель (атрибуты: читательский билет) - объясняет, что его интересует, что бы он хотел прочитать, какие журналы посмотреть, расписывается в формуляре (речевые обороты: «Здравствуйте», «Меня интересует … книга»

«А есть ли у вас произведения … автора? », «Большое спасибо»)

Гардеробщик (атрибуты: номерки для одежды или сумок) - принимает от читателя вещи, выдаёт ему номерок, действия в обратной последовательности (речевые обороты: «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, номерок», «Всего доброго! »).

Взаимодействие с родителями:

-Изготовление книжек- малышек,

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Библиотека»

был подготовлен Фоторолик «Экскурсия в библиотеку»

-Дети и родители читали дома с ребёнком книги, принесённое из детского сада(детский календарь);

-Рисование картинок по прочитанным книгам с записью родителями на обороте впечатления ребёнка от книги.          

- Запись родителями рассказа детей на тему «О чем мне прочитала мама»

3.Тема: «Мои любимые сказки»                        

 Цель: Развивать умение детей внимательно слушать любимые сказки

СИТУАЦИЯ. Нам пришло письмо от издательства «Книга почтой». Это была книжка с русской-народной сказкой «Семь семионов».При чтении  интонационно постарались  передать свое отношение к героям и действующим лицам. Книга детям очень понравилась. Отметили, что это русская-народная сказка. Провели беседу по сказке.

- Спросили, есть ли в нашей библиотеке книги с русскими народными сказками?  Ребята назвали знакомые им сказки: «Гуси-лебели» , «Крошечка-Хаврошечка», «Два Мороза»  «Колобок», «Зайкина избушка», «Лисичка со скалочкой». «Теремок».

В совместной деятельности дети с удовольствием принимали участие в  Словесная игре «Распутай сказку», где нами рассказывалась неправильно сказка, а дети исправляли текстовые ошибки в ней, тем самым демонстрируя знания произведения. Например: катился пирожок, а навстречу ему слон, дети исправляют: катился колобок, а навстречу ему заяц и т.д.

Так же дети с удовольствием играли в Дидактическую игру «Рифмы»

Где им предлагалось вспомнить известные рифмованные сказочные выражения. Например: Лиса - ... (всему лесу краса), Волк - ... (зубами щелк),Ежик - ...  (не головы, не ножек),Мышка - ... (норушка),Волчок - ... (серый бочок),Сивка - Бурка -... (вещая каурка),Волчище -... (серый хвостище),Баба - Яга - ... (костяная нога),Коток - ... (серый лобок),Зайчишка - ... (трусишка),Конек - ...(Горбунок),Сорока-... (белобока), Зайка - … (побегай-ка ),Лягушка - … (квакушка).

Подвижная Игра «Звери на болоте».

Цель:

1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.

2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры.

Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. 

Словесная игра «Все наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др. 

В Дидактической  игре: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Волшебный стул».

Тот кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»        

-Так же в самостоятельной деятельности дети с удовольствием инсценируют сказки , тем самым проживают произведение еще раз.

-Совместно с родителями проводились: Викторина по русским-народным сказкам, театрализованные капустники, а так же проигрывались игры, знакомые детям.

4.Тема: Знакомство с творчеством А.С.Пушкина и его сказкой» («Сказка о золотой рыбке»).

В совместной деятельности с детьми проводили аппликацию к сказке «О рыбаке и рыбке»;

-разучили физкультминутку О.Поляковой «Улов».

В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли в настольные игры: «Рыбалка», «Сложи сказку», «Раскрась картинку», «Назови сказку». П.И. «Невод и рыбки».

      Взаимодействие с родителями: Итогом работы стало выступление на окружном семинаре, где принимали участие практически все родители и конечно же все дети группы.

Я считаю, что при реализации проекта, мы успешно справились со всеми поставленными задачами и ожидаемый результат, был достигнут.                                                                          

 1.Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями.                                                                     

 2. Появление устойчивого интереса к тематическим разнообразным произведениям,  процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.

 3.Появление интереса у родителей к жизни в группе.                                    

       

 

  • .

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...

Приобщение родителей к участию в спортивных мероприятиях детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных т...

Педсовет "Приобщение родителей к жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы"

Педагогический совет в форме устного журналаЦель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....