Педсовет "Приобщение родителей к жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы"
методическая разработка

Прокопьева Светлана Александровна

Педагогический совет в форме устного журнала

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл в форме устного журнала30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

«Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективный форм работы»

(форма проведения «Устный журнал»)

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

План проведения педагогического совета:

1. Подведение итогов предыдущего педагогического совета.

2. Страничка «Слово редактора» (Вступительное слово).

3. Страничка «Педагогическая разминка» (отгадывание кроссворда)

4. Страничка «Педагогический тренинг» (оценка коммуникабельности педагогов)

5. Рубрика «Профи» (Профессиональные компетенции педагогов в сфере общения с родителями)

6. Страничка «Диагностическая» (итоги тематической проверки)

7. Рубрика «Итоги конкурса» (подведение итогов конкурса среди педагогов ДОУ)

8. Рубрика «Инновации» (Образовательный маршрут как инновационный подход при взаимодействии с родителями)

9. Рубрика «Сундучок педагогического мастерства»

10. Рубрика «Страничка мудрых мыслей»

11. Разное.

1. Страничка «Слово редактора» (Вступительное слово)

         Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения, а именно, внедрению в работу МБДОУ нетрадиционных эффективных форм работы сотрудничества педагогов с родителями воспитанников для обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования детей дошкольного возраста.

        Напомню, в законе «Об образовании РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

       Конечно, роль семьи в воспитании и развитии ребёнка не оценима. Здесь он учится любить, радоваться, терпеть, сочувствовать. В условиях семьи у ребёнка складывается эмоционально – нравственный опыт, формируются навыки поведения, взаимоотношений. Но при этом родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание интуитивно, вслепую.

В том же законе «Об образовании» указано, что «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Очевидно, что в основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Ещё педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие –говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи.

Поэтому взаимоотношения семьи и дошкольного учреждения в современном мире определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между взрослыми участниками образовательного процесса не сложились. Поэтому, ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

2. Страничка: «Педагогическая разминка».

Отгадывание кроссворда “Работа с родителями”.

1) Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка». (Конвенция о правах ребёнка)

2) Один из методов изучения семей воспитанников, который помогает получить информацию о семье на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников. (беседа)

3) Информационно- аналитическая форма работы с родителями, которая направлена на сбор данных о семье воспитанника или на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. (Анкетирование)

4) Среди форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные и (досуговые)

      5) … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

(Семья)

6) Нетрадиционная форма работы с родителями, которая помогает одновременно и изучать, и корректировать их педагогическую позицию. (тренинг)

7) Общение педагога и родителя на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать (сотрудничество)

3. Страничка «Педагогический тренинг»

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения между педагогом и родителем? Конечно воспитателю. Для того, чтобы выстроить это общение, педагогу важно обладать определёнными коммуникативными умениями. Подведём итоги анкетирования педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями».

4. Страничка «Профессиональные компетенции педагогов ДОУ»

Дошкольное учреждение на сегодняшний день должно являться инициатором тесных контактов с семьёй, способствовать повышению педагогических знаний у родителей в вопросах воспитания и образования детей. Поэтому педагоги ДОУ должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, развивать профессиональные компетенции в сфере общения с родителями воспитанников. В содержание профессиональной компетенции педагога ДОУ входят:

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  •  Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др. Знания (содержательный компонент)
  •  О семье.
  • О воспитательном потенциале семьи.
  •  Об особенностях семейного воспитания.
  •  О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  • О методах изучения семьи.
  •  О современных формах организации общения.
  •  О методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельный подход)

  •  Умение преодолевать психологический барьер общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  •  Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  •  Умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации.
  •  Проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

5. Страничка «Диагностическая»

В результате проведенного тематического контроля, анализа анкетирования родителей были выявлены следующие проблемы.

Зачитывается справка тематической проверки.

Подведение итогов анкетирования «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей»

6. Рубрика «Итоги педагогического конкурса»

      В соответствии с Приказом №  ____ от 09.10. 2020г.   и на основании Положения о конкурсе «Лучший конспект мероприятия с родителями» (в нетрадиционной форме) среди групп МБДОУ д\с № ________, целью которого является внедрение эффективных форм сотрудничества педагогов с родителями для обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей дошкольного возраста, а также в целях укрепления взаимосвязей участников образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), в период с 12.10.2020  по 27.10. 2020 года был проведен конкурс.

       Всего в конкурсе приняли участие __ педагогов, ___ педагога – ________ свои работы на конкурс не представили.

 Комиссия конкурса «Лучший конспект мероприятия с родителями» на основании анализа оценочных листов решила признать победителями:

Место

Группа

Воспитатели

Количество баллов

I место

Воспитатель старшей группы

___

18

2 место

Воспитатель средней группы

___

15

2 место

Воспитатель группы раннего возраста

___

15

7. Рубрика «Инновации»

Сообщение «Образовательный маршрут как инновационный подход при взаимодействии с родителями воспитанников»

Как мы не однократно отмечали, задача педагогов состоит в том, чтобы привлечь родителей воспитанников к вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста, заинтересовать, вовлечь в образовательный процесс, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

      В настоящее время мы живём в мире инновационных технологий и окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребёнка начиная с раннего детства.

       Родители так же очень активно используют сеть Интернет как для работы и для досуга. При этом, как правило, у них практически нет опыта использования сети Интернет для решения образовательных задач, нет представлений о возможных методических приемах проектирования и организации деятельности ребенка в сети Интернет с целью расширения его кругозора, повышения уровня культуры, к получению новых знаний и навыков самообразования. Поэтому продуктивным формам взаимодействия с детьми в сети Интернет родителей надо учить. Это деятельность педагога должна стать одной из основных, поскольку, обучая родителей, мы получаем заинтересованных в личностных результатах своих детей партнеров. Развитие социального партнерства детей и родителей в процессе сетевой активности - одна из актуальных задач при взаимодействии с родителями дошкольников. Напомню, что государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Цель ФГОС – обеспечить полноценное проживание детства через поддержку естественных процессов развития.

          Для решения выше отмеченной задачи можно и нужно использовать такую форму работы с родителями, как «Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет». Образовательный маршрут (Web-навигатор) – это авторски оформленный раздаточный материал для родителей, содержащий кратко аннотированные ссылки на полезные интернет-ресурсы/программы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также самих детей нацелить на обучение, развитие интереса к образовательным сетевым ресурсам и ресурсам культурно-просветительской направленности.

          Целью педагогического образовательного маршрута является повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений.

Цель работы: создание специализированного раздаточного материала для работы с родителями по организации целесообразного использования интернет-контента в совместной с детьми деятельности.

Основные задачи культурно-просветительской деятельности педагога:

• психолого-педагогическое сопровождение родителей и семей в целом в процессе организации их работы в сети;

• повышение компетентности родителей в области современных образовательных Интернет-технологий и средств обеспечения информационной безопасности;

• знакомство с ресурсами сети Интернет образовательной и культурно-просветительской направленности;

• повышение уровня информированности родителей о возможных способах организации взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет посредством вовлечения их в совместную продуктивную деятельность;

• формирование навыков проектирования индивидуальных образовательных и культурно-просветительских маршрутов, организации безопасной деятельности в сети Интернет и т.п.

   Образовательный маршрут – это новое направление в развитии семейной педагогики – организации семейного досуга (воспитания и развития) с использованием интернет-ресурсов.

Разработку и составление образовательного маршрута можно условно разделить на два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап

1. На данном этапе педагог выделяет проблему, в соответствии с которой выбирается тема образовательного маршрута, формируются цели и задачи, далее осуществляется поиск и анализ интернет – ресурсов;

 2. Подбирается наглядный или текстовый материал, копируются и подписываются ссылки на сайты (при работе учитывается содержательная ценность ресурса, соответствие возрастным особенностям детей, продолжительность, отсутствие рекламы и т.д.). Далее подготавливаются краткие аннотации к этапам маршрута.

Основной этап

3. На данном этапе практически составляется маршрут т.е. разрабатывается единая сюжетная линия образовательного маршрута, для каждого шага конкретизируется, как организовать деятельность, как осуществить рефлексию т.е. даются конкретные рекомендации родителям по организации и сопровождению деятельности детей.

    4. В программе Microsoft Office Word подбирается или делается шаблон будущего маршрута, вносится подобранная информация, картинки.

    5. Публикация маршрута в сети интернет (на сайте ДОУ, в родительских группах).

Предлагаю вам познакомиться с примерами образовательных маршрутов для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет.

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей «Маленькие архитекторы. Знакомство дошкольников с архитектурой»

Уважаемые родители! Приглашаем Вас и Ваших детей в удивительный мир архитектуры! Этот образовательный маршрут предназначен для ознакомления с архитектурой как видом искусства, развития у ребенка внимания, речи, мелкой моторики и расширения кругозора по теме «Архитектура». В ходе прохождения этого образовательного маршрута ваш ребенок узнает, что такое архитектура, познакомится с профессией «архитектор», узнает об истории архитектуры, еѐ виды и стили. Вместе с любимыми героями отправится в виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, а также познакомится с архитектурными достопримечательностями мира. В ходе практической деятельности попробует свои силы и проявит творческие способности в создании архитектурных построек и макетов.

Задание 1 «Что такое архитектура?»

Спросите у ребёнка знает ли он кто такой архитектор. Познакомьте ребёнка с профессией архитектор, прочитайте стихотворение про архитектора и ссылка на стихотворение…...

 Информацию о том, какие бывают архитекторы, вы можете найти, пройдя по ссылке: …….

После просмотра информации спросите ребёнка: «Что делает архитектор? Можно ли построить дом без архитектора? Прочным ли будет дом? Почему?»

Задание 2.

Спросите у ребёнка «Что такое архитектура?» Предложите посмотреть видео – ролик об архитектуре (ссылка).

Еще раз проговорите с малышом, что архитектура – это строительство зданий в определённом стиле, помогающее украсить здания и города.

Задание 3

Вспомните с ребёнком названия жилищ, в которых живут сказочные герои. Активизируйте словарь ребёнка названиями жилищ. Например, Снежная королева живёт в ледяном дворце, Баба – Яга в избушке, Айога – в чуме и т. д. Раскрасьте с ребёнком картинку (ссылка на раскраску)

Задание 4. «История архитектуры»

Познакомьте ребёнка с историей архитектуры, вместе посмотрите фильм об истории архитектуры (ссылка). Обратите внимание ребенка, на первое жилище человека. Как оно называлось? Когда и кем оно было построено?

Задание 5.

Вместе с Хрюшей и Степашкой продолжите путешествие в мир искусства и познакомьтесь с деревянным зодчеством (ссылка).

Попробуйте вместе с ребенком сделать постройку из деревянного конструктора. Придумайте дизайн постройки сами или воспользуйтесь ссылкой… и т. д.

       В заключении: Уважаемые родители! Надеемся, что прохождение вместе с ребенком образовательного маршрута по теме «Маленькие архитекторы» было увлекательным и интересным для вас и вашего малыша. Выполняя с ребенком разные задания маршрута, вы обогатили представления детей об архитектурных достопримечательностях, о строительных профессиях, о материалах необходимых для строительства, расширили словарный запас названиями жилищ сказочных героев, архитектурных элементов, научились выделять сходство и различие архитектурных сооружений одинакового и разного назначения. В заключении можно сказать, что изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников, стимулированию художественно-творческой активности, необходимой для гармоничного развития ребенка-дошкольника.

8. Рубрика «Сундучок педагогического мастерства»

Слово предоставляется Бибиковой Галине Михайловне «Мастер – класс как эффективная форма взаимодействия с родителями в условиях ДОУ».

9. Рубрика «Страничка мудрых мыслей»

Педагоги предлагается обменятся (за раннее подготовленными) высказываниями известных педагогов, психологов прошлого и современности, помещая их на «Дерево Мудрости».

Высказывания:

- «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец».  А.В.Сухомлинский

- «Семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание». Крупская Н. К

- «Надо воспитать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей». Дзержинский Ф. Э.

- «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Ушинский К. Д.

- «Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди».  Януш Корчак

- «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский 

- «Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать» Чарльс Диккенс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»

«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ  ЭФФЕКТИВНАЯ  ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»(   Н. Е. Некрасова старший воспитатель, Кургушова  Е.А. воспитатель, Макеева С.М. воспитатель, ...

Сообщение из опыта работы на тему: " Детское экспериментирование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"

Сообщение из опыта работы на тему: "Детское эксперименторование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"...

Консультация для педагогов « Проектная деятельность в детском саду – это наиболее эффективная форма работы с дошкольниками»

Проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками прое...

Приобщение родителей к участию в спортивных мероприятиях детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных т...

"Наиболее эффективные формы работы с родителями"

quot;Наиболее эффективные формы работы с родителями" презентация...