Консультация для воспитателей "Формирование первичных гендерных представлений у дошкольников"
консультация на тему

захаренко елена александровна

«Формирование первичных гендерных отношений

у дошкольников»

В настоящее время всё большее внимание уделяется вопросу гендерного развития, направленного на полную реализацию природных способностей мужчин и женщин во всех сферах жизни, на гармонизацию их взаимодействия в профессии, семье и других сообществах.

Гендер – это культурная маска пола, то, что принято думать в обществе о мужчинах и женщинах, что считается образцом, показателем, некоей нормой в поведении мужчин и женщин, в их взаимоотношениях, ролях, характеристиках и т. д.

В результате психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие детьми гендерной роли. Уже в 3 года ребёнок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. По мнению учёных, именно этот возрастной период наиболее благоприятен для начала работы по формированию гендерных установок у детей

. Гендерное воспитание – это:

·         влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;

·         отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в    обществе;

·         формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах.

·         формирование определенной модели поведения;

·         овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

·         личная жизнь людей в семье;

·         правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе

 

 

Цель гендерного воспитания ребёнка (в широком значении) означает:

·         овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

·         формирование определенной модели поведения;

·         правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

 

Выстроена следующая система работы по формированию у детей дошкольного возраста первичных гендерных представлений в условиях детского сада.

1.  Создание гендерно-содержательной предметно-развивающей среды в группе детского сада.

2.  Организация просветительской работы среди родителей воспитанников.

3.  Использование всех видов детской деятельности для формирования гендерных представлений.

4.  Организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности.

Семья по-прежнему остаётся важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии ребёнка. Поэтому неотъемлемой частью работы по гендерному воспитанию является  вовлечение в эту работу родителей, и не просто вовлечение, а превращение их в единомышленников в вопросах гендерного воспитания детей.

 

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах,  в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

В  группах игровые зоны сформировать с соблюдением гендерных особенностей детей. Есть игровые зоны для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Юная рукодельница» и др. Для мальчиков предназначены игровые зоны: «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Конструкторское бюро», «Будущие защитники Отечества» и др.    Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой гендерной направленностью. В групповых комнатах также предусматриваются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Почта», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др

 

Для более успешного  получения гендерных знаний для дошкольников педагогами  можно изготовить дидактические игры: «Дом профессий», «Военная техника», «Моя семья», «Назови ласково», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Русские воины», «Наши предки», «Вежливые слова», «Игра в слова».  Разнообразие игр «Бродилок», «Ходилок», «Игры приключения», «Математических игр», «Игр с цифрами», «Игры с любимыми героями», и т. д. Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

 

           

 

 Беседы  «Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?»… «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…  

 

Словесные игры «Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?», «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…

 

 

По развитию речи обогащаем и развиваем словарь детей, формируем связную речь через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей и т.д., чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков. 

Во время  театрализованной деятельности развиваются личностные качества. Дети с большим  желанием, творчеством занимаются  театрализацией, драматизацией спектаклей, обыгрыванием  разнообразных ситуаций.

По физическому развитию проводить  занятия с учетом дифференцированного подхода по развитию физических навыков мальчиков и девочек, знакомит детей с видами спорта, ориентированных по половому признаку; во время проведения спортивных праздников эстафеты разграничивает по степени трудности для детей разного пола. 

Музыкальный руководитель учит мальчиков приглашению на танец, поддерживать во время танца девочек, уступать им место. Подбирает музыкальное сопровождение для праздников, занятий, досугов с учетом гендерной дифференциации. 

              Таким образом, в ДУ детям дается уникальная возможность приобрести  гендерно - ориентированные знания через  ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через  знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.

        Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются:

1.  гендерно - ориентированное поведение;

2.  навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;

3.  нравственные качества, принятые в обществе;

4.  развиваются коммуникативно - речевые навыки;

5.  развиваются мышление, память, воображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками

·       

  Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 

·         Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. 

·         Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые. 

·         Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно. 

·         Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. 

·         Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. 

·         С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. 

·         Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. 

·         Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

·         Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. 

·         Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка. 

·         Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать. 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация33.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование первичных гендерных отношений

у дошкольников»

В настоящее время всё большее внимание уделяется вопросу гендерного развития, направленного на полную реализацию природных способностей мужчин и женщин во всех сферах жизни, на гармонизацию их взаимодействия в профессии, семье и других сообществах.

Гендер – это культурная маска пола, то, что принято думать в обществе о мужчинах и женщинах, что считается образцом, показателем, некоей нормой в поведении мужчин и женщин, в их взаимоотношениях, ролях, характеристиках и т. д.

В результате психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие детьми гендерной роли. Уже в 3 года ребёнок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. По мнению учёных, именно этот возрастной период наиболее благоприятен для начала работы по формированию гендерных установок у детей

. Гендерное воспитание – это:

  • влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;
  • отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в    обществе;
  • формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах.
  • формирование определенной модели поведения;
  • овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
  • личная жизнь людей в семье;
  • правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе

Цель гендерного воспитания ребёнка (в широком значении) означает:

  • овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
  • формирование определенной модели поведения;
  • правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Выстроена следующая система работы по формированию у детей дошкольного возраста первичных гендерных представлений в условиях детского сада.

1.  Создание гендерно-содержательной предметно-развивающей среды в группе детского сада.

2.  Организация просветительской работы среди родителей воспитанников.

3.  Использование всех видов детской деятельности для формирования гендерных представлений.

4.  Организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности.

Семья по-прежнему остаётся важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии ребёнка. Поэтому неотъемлемой частью работы по гендерному воспитанию является  вовлечение в эту работу родителей, и не просто вовлечение, а превращение их в единомышленников в вопросах гендерного воспитания детей.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах,  в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

В  группах игровые зоны сформировать с соблюдением гендерных особенностей детей. Есть игровые зоны для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Юная рукодельница» и др. Для мальчиков предназначены игровые зоны: «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Конструкторское бюро», «Будущие защитники Отечества» и др.    Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой гендерной направленностью. В групповых комнатах также предусматриваются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Почта», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др

Для более успешного  получения гендерных знаний для дошкольников педагогами  можно изготовить дидактические игры: «Дом профессий», «Военная техника», «Моя семья», «Назови ласково», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Русские воины», «Наши предки», «Вежливые слова», «Игра в слова».  Разнообразие игр «Бродилок», «Ходилок», «Игры приключения», «Математических игр», «Игр с цифрами», «Игры с любимыми героями», и т. д. Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

           

 Беседы  «Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?»… «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…  

Словесные игры «Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?», «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…

По развитию речи обогащаем и развиваем словарь детей, формируем связную речь через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей и т.д., чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков. 

Во время  театрализованной деятельности развиваются личностные качества. Дети с большим  желанием, творчеством занимаются  театрализацией, драматизацией спектаклей, обыгрыванием  разнообразных ситуаций.

По физическому развитию проводить  занятия с учетом дифференцированного подхода по развитию физических навыков мальчиков и девочек, знакомит детей с видами спорта, ориентированных по половому признаку; во время проведения спортивных праздников эстафеты разграничивает по степени трудности для детей разного пола. 

Музыкальный руководитель учит мальчиков приглашению на танец, поддерживать во время танца девочек, уступать им место. Подбирает музыкальное сопровождение для праздников, занятий, досугов с учетом гендерной дифференциации. 

              Таким образом, в ДУ детям дается уникальная возможность приобрести  гендерно - ориентированные знания через  ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через  знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.

        Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются:

  1. гендерно - ориентированное поведение;
  2. навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
  3. нравственные качества, принятые в обществе;
  4. развиваются коммуникативно - речевые навыки;
  5. развиваются мышление, память, воображение

Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками

·       

  Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 

·         Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. 

·         Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые. 

·         Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно. 

·         Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. 

·         Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. 

·         С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. 

·         Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. 

·         Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

·         Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. 

·         Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка. 

·         Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать. 

Дидактические игры по гендерному воспитанию

В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

« Волшебный цветок »   ( со второй млад.группы)

1 вариант « За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные  качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант « Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети поочереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант « Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра ( в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются  для  своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т. д.

«Дом добрых дел» ( со средней группы)

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал:  конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

«Давайте говорить друг другу комплименты»

( со второй млад.группы)

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров  голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду:  мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и  рассказывают детям, как они познакомились . Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал  Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось,  что Саша  очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают  друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами  делают комплимент этим детям.

«Пожелания» (со второй младшей группы)

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания : « Я желаю тебе….»

«Вежливые слова»    ( со второй млад.группы)

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например,какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

как ты отблагодаришь человека за помощь?

как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)

что нужно говорить при встрече с человеком?

что нужно говорить всем, уходя домой?

что нужно говорить  просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова  можно пожелать друг другу перед сном?

что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни  следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«Благородные поступки»     ( со второй млад.группы)

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку;

помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться,  подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек:  называть мальчика  только по имени; при встрече с мальчиком   здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно  в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;  и т.д.

 « Ушки на макушке».           ( со второй млад.группы)

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям  нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

«Отгадай профессию»   ( со старшей  группы)

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

Например,  « Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)

После каждого правильного ответа  воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают врачами?

Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?

« Смайлик».   ( со второй млад.группы)

Цели: развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).

Материал:  Большой круг из картона- Смайлик,  вырезанные из разноцветной бумаги формы   глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.

Ход игры:

Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от  ситуации, которую опишет взрослый.

-Смайлик увидел друзей.

-Смайлик заболел.

-Смайлик сердится.

-Смайлик поет песенку и т. д.

Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по формированию первичных математических представлений у дошкольников»

Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового обра...

консультация "Формирование первичных гендерных отношений у дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской области            ...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, к...

Формирование гендерных представлений у дошкольников в процессе развития связной речи.

Задача формирования гендерных представлений не является главной в работе учителя-логопеда. Однако, работая в тесном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса, учитель-логопед, на ...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у дошкольников»

laquo;Формирование временных представлений у дошкольников»...