Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
материал на тему

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности  дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_ibragimova_r.r.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности  дошкольников».

Срок 2011-2015

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Задачи: 1.Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

2.Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования,  и другие формы работы.

3.Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

4.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5.Оформить в группе мини лабораторию.        

6.Развивать :наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,  познавательный  интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

7. Формировать у детей разные способы познания.

8. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

9.Подготовить материал брошюру  по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

I этап- подготовительный 2010-2011

Формы работы

Практический выход

1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг статей из журналов

2.Разработка плана по теме самообразования

План самообразования

3.Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

Конспекты занятий, проекты фотовыставки

4.Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

II этап практический- 2011-2012г

1.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности

2. Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов в свободное время

3.Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный  2 месяца)

Оформление презентации проекта

4. Проект «Волшебное семечко»

Выращивание рассады для летнего огорода

5. Работа с родителями

Папка передвижка «Хочу все знать»

6. «Моя  семья в лесу»

Тематическая фотовыставка

                   План работы 2012 — 2013 г.

Формы работы

Практический выход

 1.Продолжение изучения методической литературы

2.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности.

3.Разработка картотеки «Опыты - эксперименты в средней группе».

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы)

Оформление картотеки

Тематическое занятие «Волшебное стёклышко»

4.Проведение опытов и экспериментирования с детьми  в непосредственно организованной образовательной  и самостоятельной деятельности

Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования

5.Пополнение  оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию.

 6.«Эти удивительные камни»

Выставка работ

7. НОД «Почему растаяла снежинка»

Взаимодействие с родителями.

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

«Ребенок - исследователь в детском саду»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование»

Изготовление алгоритма «Свойства воды»

Оформление папки передвижки

Выступление на родительском собрании.

План работы 2013 — 2014 г.

Формы работы

Практический выход

 1.Продолжение изучения методической литературы

2.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности.

3.Разработка картотеки «Опыты -эксперименты в старшей  группе».

НОД: «Соль и его свойства»

Оформление картотеки

Открытый показ

4. Проект «Соль повседневной жизни»

Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования

5.Пополнение  оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию

6. Участие в конкурсе «Радуга открытий»

7. Консультаций для родителей по следующим темам:

«Требования к проведению наблюдений»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений»

«Научите ребенка любить природу».

«Требования к проведению наблюдений»

Оформление папки передвижки

Выступление на родительском собрании.

Выступление на педсовете

IV этап заключительный- 2014-2015г.

Выпуск брошюры по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

  Список литературы 

  1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
  3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
  4. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.   №2, 2000 г.
  6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
  7. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...

Презентация к самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников»

Презентация для педагогов к самообразованию "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...