Главные вкладки

    Семинар-практикум на тему «Игры, направленные на развитие воображения в различных возрастных этапах дошкольного детства»
    консультация на тему

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ всех возрастных групп.

     

    Цель: познакомится с игровыми приемами, направленными на развитие фантазии и творчества.

    Задачи:

    ·         Активизировать знания педагогов о значимости развития воображения в дошкольном возрасте как фундамента для лучшего познания окружающего мира, самораскрытия и самосовершенствования личности;

    ·         Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;

    ·         Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

    ·         Расширить умение педагогов  реализовать полученные знания и умения в совместной и индивидуальной коррекционной работы с детьми.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Провела воспитатель ГБОУ СОШ №888 дошкольное отделение Разумцева Е.А.

    Семинар-практикум на тему «Игры, направленные на развитие воображения в различных возрастных этапах дошкольного детства»

    Цель: познакомится с игровыми приемами, направленными на развитие фантазии и творчества.

    Задачи:

    • Активизировать знания педагогов о значимости развития воображения в дошкольном возрасте как фундамента для лучшего познания окружающего мира, самораскрытия и самосовершенствования личности;
    • Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
    • Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
    • Расширить умение педагогов  реализовать полученные знания и умения в совместной и индивидуальной коррекционной работы с детьми.

       Здравствуйте, коллеги! Как мы помним, нашей второй годовой задачей является развитее воображения как основы творческой личности средствами игровой, художественной и речевой деятельности.

        Вспомним еще раз, что же такое воображение? (ответы педагогов). Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. Первые предпосылки к развитию воображения начинаются уже в раннем возрасте и оно продолжает интенсивно развиваться аж до 14-15 лет! Поэтому нам так важно знать, какими же средствами можно развить воображение. Одним из основных в дошкольном возрасте является игра. На разных возрастных этапах игровые средства развития воображения несколько отличаются. Так в младшем дошкольном возрасте главное внимание уделяется действию с предметами, в среднем – социальный аспект переходит на главный уровень, и, наконец, к концу дошкольного возраста главное в игре – соблюдение правил. Исходя именно из этих критерий, мы сегодня с вами и познакомимся с различными играми, развивающими воображение.

        Я предлагаю вам представить себя детьми! Сначала мы будем детьми младшего дошкольного возраста. Нам нравится манипулировать с предметами, зачастую превращая их в предметы-заместители; большинство из нас еще играют рядом друг с другом, а не вместе; зачастую мы забываем конечную цель цепочки наших действий, но нам так нравится сам процесс! В какие же игры нам сейчас предложит поиграть наш воспитатель?

    Игра «Подарок»

    Дидактическая задача. Вовлечение детей в совместную игровую деятельность, развитие фантазии.

    Материал. Подарочная коробка.

    Ход игры. Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, что бы он хотел подарить: «Я дарю тебе зайчонка», или «Я дарю тебе большую конфету « и т.д.

    Игра «Камушки на берегу»

    Дидактическая задача. Научить создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

    Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит: "По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого "или на что он похож". Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.

    Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов.

    Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.

         Прошел год. Нам теперь 4-5 лет. В этом возрасте воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Мы очень любим играть в сюжетно-ролевые игры со своими лучшими друзьями, причем нам важно вживаться в свою роль, дополняя ее не только действиями, но и высказываниями; мы сочиняем рассказы, создаем новых немыслимых персонажей, придумываем новые игры; Но нам еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать - надо действовать (строить, рисовать и т.д.)

      Во что же нам поиграть сейчас?

    Игра "Волшебные картинки"

    Дидактическая задача. Научить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

    Материал. Набор карточек (5 штук), одинаковый для каждого ребенка. Детям средней группы можно предложить 5 карточек, старшей группы - 7, подготовительной - 10 карточек. На каждой карточке дается схематическое изображение некоторых деталей объектов или геометрические фигуры. У всех детей изображения одинаковые. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки.

    Карандаши для всех играющих.

    Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Воспитатель раздает им карандаши и наборы карточек. Говорит, что они сейчас будут играть в игру "Волшебные картинки". Объясняет ее содержание.

    Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно (на каждой карточке только одна фигурка). Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, можно показать на примере, как это делается. Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей. Например, показать, как прямоугольник можно превратить в вагон поезда, в конверт с письмом, в окно, в дом, в портфель, который несет девочка и т.п.

    После этого взрослый предлагает детям самим выполнить задание. Когда дети закончат работу, воспитатель собирает все карточки. Затем отбирает неповторяющиеся картинки (например, большинство ребят превратили круг в солнышко или в яблоко, один мальчик- в лицо клоуна) и обращает на них внимание детей. Подчеркивает, что эти картинки интересные и оригинальные.

    Через некоторое время можно повторить игру, предложив для дорисовывания другие фигурки (подбираются произвольно).

    Игра "Поможем художнику"

    Дидактическая задача. Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

    Материал. Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски (фломастеры).

    Ход игры. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать все, что ребята придумают.

    Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (она) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные.          Самые интересные ответы воспитатель "воплощает" в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.

    После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека (Как его зовут? Куда он идет? Кто идет вместе с ним? и т.п.).

    (Также можно поиграть в такие игры как «Увеличение-уменьшение» («Хотел бы увеличить выходные, уменьшить зиму и т.п.»), «Измени характер сказочного персонажа», «Ковер-самолет» (куда бы ты хотел на нем улететь).

        И вот мы уже совсем взрослые. Нам 5-7 лет. Мы  уже можем фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные длинные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. А игры с правилами, которые поднимают соревновательный дух, не оставляют равнодушными никого!    

    Игра «Жизнь шкафа»

    Дидактическая задача. Научить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

    Материал. Изображение шкафа.

    Ход игры. Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.). Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос: Из чего может быть сделан шкаф? Может у шкафа меняться настроение? Может шкаф болеть? Можно ли взять в друзья шкафы? Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют? Кого из членов семьи шкаф любит больше всего  Помнит шкаф мастера, который его сделал?

    Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

    Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

    Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

    Дидактическая задача. Развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

    Ход игры. Воспитатель начинает: «гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  -  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что..» Ребенок продолжает цепочку: «Потому что лето» и т. д.

    Вот мы с вами наигрались и совсем выросли! Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых. Впереди нас ждет школа с не менее интересными играми, а главное с множеством новых открытий, знаний,  которые нам будут легко даваться, так как наши любимые воспитатели воспитали нас творчески одаренными, нестандартно мыслящими и успешными личностями!

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

    Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

    Семинар – практикум для педагогов: Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников.

    Семинар - практикум для педагогов: "Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников"...

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»...

    Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

    Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...