Арттерапия как метод развития креативности детей.
консультация на тему

Трухель Ирина Владимировна

  В дошкольном возрасте изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в целях диагностики, а в психологии – в качестве эффективного метода коррекции психического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artterapiya_kak_metod_razvitiya_kreativnosti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Арттерапия как метод развития креативности

 

  В дошкольном возрасте изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в целях диагностики, а в психологии – в качестве эффективного метода коррекции психического развития ребенка. Изобразительная деятельность должна быть организована с учетом закономерностей ее развития, общих для нормы и патологии, а также с учетом своеобразия психического развития.

      Казалось бы, нет такого ребенка, который не любил бы рисовать. Но зачастую родители отмечают отсутствия у ребенка желания рисовать дома, хотя в детском саду или в школе он рисует с удовольствием. В чем же причина? Иногда именно родители провоцируют эту ситуацию. В большинстве случаев родители не могут правильно организовать изобразительную деятельность ребенка: они переходят из одной крайности в другую, заставляя ребенка что-либо нарисовать, а затем оставляют его без внимания, или излишне помогают, рисуя рукой ребенка то, что нравится маме, а не дочери или сыну. Чаще всего такие способы «помощи» родителей приводят к негативному отношению детей к процессу рисования или отказу от него вовсе. Важно учитывать, что ребенок рисует для кого-то, желая получить оценку, похвалу, одобрение и поддержку своей деятельности.

       Другой причиной отрицательного отношения детей к рисованию может стать неправильно подобранный изобразительный материал. Одни дети предпочитают рисовать только красками, другие любят рисовать цветными мелками, третьи избирательно относятся к цвету карандаша, выбирая из двух красных карандашей только один, нужный ему. Также дети могут выбирать карандаши по принципу мягкий-твердый, предпочитая мягкие карандаши, которыми получается более яркий рисунок и легче рисовать без сильного нажима.

       Все дети от двух до пяти лет проходят в своем развитии этап «настенной» живописи. Родителям рекомендуется решать проблему испорченных обоев с помощью оборудования выбранной ребенком для рисования части стены листом ватмана, который можно менять по мере его зарисовывания. Обновлять детские «полотна» - это значит давать новый старт его творчеству.

       С целью активизации изобразительной деятельности и повышения мотивации к рисованию ребенка необходимо обеспечить «Набором художника», в который входят не только цветные карандаши, но и мелки, гуашь, фломастеры, то есть материалы для рисования на различных поверхностях и разными изобразительными техниками (на бумаге, асфальте, грифельной доске и т.д.).

       Практика детской психологии доказывает эффективность терапевтического воздействия живописи. По мнению В.Оклендер, «подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствуют состоянию чувств.

       Терапевтическое воздействие изобразительной деятельности, в частности рисования, родители могут использовать, например, при преодолении детских страхов. Если ребенок часто просит вас не выключать в комнате свет на ночь, можно предложить ему нарисовать чувства, с которыми он ложится спать.

       При оценке рисунка родители не должны спешить высказывать формальные комментарии: «Очень красиво!». Во-первых, ребенок, понимая, что это вовсе не красиво, почувствует фальшивую интонацию, и вы потеряете его доверие. Во-вторых, каждый ребенок больше нуждается в доброжелательном слушателе, чем в вербальной оценке своего рисунка. Детям очень важно проговаривать, причем неоднократно, собственные невысказанные страхи или обиды.

       В психологии «золотым веком» детского рисунка является возрастной период от трех до одиннадцати лет. Именно в этом возрасте преобладающими являются невербальные формы общения, средством выражения которых являются продукты изобразительной деятельности – рисунки, поделки, конструкции, декоративные изделия. Детский рисунок можно назвать зеркалом, которое отражает объем представлений ребенка об окружающей действительности, его впечатления, чувства, эмоции, вызванные конкретными событиями или предметами. В рисунке могут воплощаться и отдельные психологические, интеллектуально-личностные характеристики ребенка, детали его жизненного опыта, результаты первоначального социокультурного развития. Поэтому все художественные материалы – цветные карандаши, мелки, акварельные краски являются для ребенка «волшебным» материалом, воплощающим его творчество.

       Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Поэтому организованная воспитателем изобразительная деятельность ребенка должна отражать весь спектр его социально-личностных потребностей и оказывать влияние на становление его личностных качеств и социальной компетентности. Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей, у которых затруднены условия врастания в культуру, приобщения к культурному опыту человечества.

       Близкой к игровой терапии, но не тождественной ей в силу специфических особенностей и самостоятельного статуса в зарубежной и отечественной практике диагностико-коррекционной работы признается арттерапия. Целью арттерапии является самовыражение и самопознание ребенка с помощью искусства и организации условий для его самостоятельной творческой деятельности.

       Что же такое арттерапия? Как вы думаете, с детьми какого возраста начинают заниматься психологи и специалисты по арттерапии искусством? С детьми двухлетнего возраста! Не смотря на то, что видимых проблем родители не отмечают, каждому ребенку необходима ранняя психолого-педагогическая помощь. Но как взаимодействовать с ребенком, как его понять, если он еще плохо говорит и не может самостоятельно рассказать о своих трудностих?

       И тут на помощь приходит арттерапия – рисование, лепка, конструирование, театрализация, игры-драматизации (в частности кукольный театр), музыкальные постановки и игры. Жан-Жак Руссо утверждал, что для того, чтобы понять и познать природу ребенка, надо понаблюдать за его игрой во всех ее проявлениях.

       В процессе развивающей работы с дошкольниками эффективными являются такие арттерапевтические методы, как рисуночная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, которые органично сочетаются с различными методами развития творческих способностей детей.

       Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Содержание существующих арттерапевтических методик позволяет ребенку настолько включаться в проблему, насколько он готов к ее восприятию и переживанию. Как правило, в большинстве ситуаций ребенок не осознает того, что с ним происходит и почему.

       Таким образом, анализ современных исследований по терапии искусством позволяет определить доказательства эффективности и действенности этого метода в лечебных целях:

  • предоставляет возможность для проявления агрессивных чувств в социально приемлемой манере (рисование, живопись, конструирование, лепка являются безопасными способами снятия напряжения);
  • ускоряет результативность терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания ребенка легче выражаются с помощью восприятия зрительных образов, чем в процессе вербальной психотерапии; невербальные формы коммуникации могут с большей степенью вероятности избежать сознательной цензуры;
  • дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии (возможность оценивания реальных продуктов творческой деятельности не может отрицаться пациентом). Содержание и стиль художественной работы являются для терапевта источником необходимой информации, и сам автор принимать участие в интерпретации своих собственных творений;
  • позволяет увидеть и воплотить мысли и чувства, которые кажутся на первый взгляд недоступными (невербальные средства могут стать единственным инструментом, вскрывающим скрытые интенсивные чувства и убеждения);
  • помогает укрепить взаимоотношения взрослого и ребенка в процессе терапевтического взаимодействия (элементы совпадения в художественном творчестве нескольких детей могут ускорить развитие чувства эмпатии и положительных качеств, эмоций);
  • способствует возникновению у ребенка чувства внутреннего контроля и порядка (рисование, живопись, лепка формируют способности и умения организовывать и сопоставлять форму и цвет предметов);
  • развивает и усиливает внимание к чувствам (творческий процесс возникает в результате совокупности творческих действий, которые создают условия для усиления зрительных и кинестетических ощущений, позволяет экспериментировать с ними);
  • усиливает ощущение индивидуальности, личностной ценности, уникальности, повышает уровень художественной компетентности (косвенным продуктом терапии искусством является удовлетворение потребности, возникающее в результате выявления скрытых умений и их дальнейшего развития).

       Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений

В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...

Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста

опыт работы по теме "Развитие креативности детей  старшего дошкольного возраста"...

Развитие креативности детей посредством театрализованной деятельности

Развитию творческих способностей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводиться большая роль....

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..3ГЛАВА I. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..……..71.1. П...

Методы развития креативного мышления у дошкольников - базис формирования функциональной грамотности ребёнка

В данной статье представлены методы, способствующие развитию нестандартного мышления детей дошкольного возраста, кратко показаны основные принципы и условия работы в данном направлении, определены пра...