Методы развития креативного мышления у дошкольников - базис формирования функциональной грамотности ребёнка
учебно-методический материал

В данной статье представлены методы, способствующие развитию нестандартного мышления детей дошкольного возраста, кратко показаны основные принципы и условия работы в данном направлении, определены правила деятельности пед коллектива в контексте проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ - БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РЕБЁНКА

В условиях стремительного развития инновационных процессов в экономической, общественной и политической жизни нашей страны повышается потребность в воспитании и формировании креативной личности ребенка-дошкольника.

Мы знаем, что современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию задач ФГОС, в котором говорится о сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развитии его способностей и творческого потенциала, необходимости предоставления дошкольникам возможности проявлять инициативу и самостоятельность, иметь право выбора в принятии решений.

Поскольку ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности, то его главными характеристиками, в соответствии с ФГОС ДО, становятся самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде.

В современном обществе всё чаще наряду с другими качествами выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово креативность сегодня часто употребляют не только специалисты искусства и культуры, представители бизнеса, оно также стало неотъемлемым компонентом и педагогической сферы.

В широком смысле креативный подход - это умение видеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Любые креативные наклонности требуют специальных занятий, которые будут стимулировать ребёнка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.

Лучшим возрастом для развития нестандартного, креативного мышления является период, в который формируется воображение – то есть от трех до семи лет. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ей. Это можно заметить даже по тому, как ребенок играет. Например, часто дети используют в игре реальные предметы для замены неких воображаемых вещей: так, палка может стать быстроногим скакуном, карандаш – волшебной палочкой. При этом детям 3-4 лет необходимо, чтобы заменяющий предмет был похож на замещаемый, а для детей более старшего возраста это сходство может быть достаточно условным. Постепенно необходимость в самом предмете сходит на нет, и ребенок учится манипулировать с воображаемым образом без всякого подкрепления извне.

Установлено, что креативным личностям свойственно так называемое дивергентное мышление, то есть нахождение множества решений одной и той же проблемы. Дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления, который характеризуется такими особенностями как быстрота, гибкость, оригинальность, систематичность и последовательность, законченность.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одарённых детей, но по многочисленным результатам исследований оказалось, что её можно развивать у всех детей, в том числе у детей с ОВЗ. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует неправильных ответов. Собственный опыт ребёнка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами и его развития. Первоначальный уровень развития ребёнка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам и ситуациям.

Опыт работы нашего педагогического коллектива показывает, что роль взрослого очень важна в процессе развития креативного мышления, так как дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученный результат. При этом необходимо, чтобы педагоги были доброжелательные и терпимые к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые, на первый взгляд, кажутся невероятными.

Основная задача педагогического коллектива заключается в создании микроклимата и условий для развития уникальной растущей личности ребёнка, что является основополагающим при формировании у детей следующих умений:

  • воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  • воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
  • узнавать в неопределённых графических формах различные знакомые предметы;
  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух или более объектах общие и различные признаки;
  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  • переносить действия, применяемые к одному предмету на другой;

Мы учитываем тот факт, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали. На каждом новом витке появляются новые качества. Но, вместе с тем, воспроизводятся и старые. Также считаем, что творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, это воспитывает отзывчивость, художественное воображение, ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, то есть формирует внутренний мир ребёнка.

При построении работы по развитию креативного мышления у детей педагогический коллектив опирается на соблюдение следующих принципов:

- организация взаимодействия педагога с детьми происходит только на основе сотрудничества и сотворчества;

- при планировании и проведении работы обязательно осуществляется учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- обязательное уважение мнения ребёнка, его личностной позиции;

- педагог делает основной акцент на развитие креативности ребенка на основе рациональной интеграции видов деятельности;

- приоритетное использование форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

Для развития креативного мышления дошкольников в дошкольном учреждении нами используются следующие методы:

  • игровой метод, включающий в себя развивающие, познавательные игры;
  • метод проблемного обучения, позволяющий учить детей доказывать свою точку зрения, искать самостоятельно ответ на поставленную проблему;
  • метод развивающего обучения, ориентирующийся на потенциальные возможности детей и их реализацию через вовлечение в различные виды деятельности;
  • метод творческого обучения, способствующий раскрытию внутреннего потенциала детей;
  • метод мозговой атаки – коллективное решение проблемы, возникновение новых и оригинальных решений проблемных ситуаций;
  • метод «Мозгового штурма» - работа в подгруппе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. К примеру, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из камней;
  • метод фокальных объектов – придумывание чего – либо нового, видоизменение или улучшение привычного вида объекта, преобразование системы с помощью признаков случайно выбранных объектов;
  • метод творческих преобразований - изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования;
  • практический метод связан с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений;
  • наглядный метод - целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь;
  • метод провокаций - допущение специальной ошибки.

В целях грамотной реализации обозначенных принципов работы по развитию креативного мышления у дошкольников нами в условиях дошкольного учреждения созданы определенные условия:

  • игра остается ведущей деятельностью ребенка как идеальная форма образовательной деятельности, позволяющая одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам;
  • инновационный подход в создании предметно-пространственной среды групповых помещений по ФГОС ДО выступает как средство жизнедеятельности детей, обеспечивающее удовлетворение естественного стремления ребенка к креативности, максимальную реализацию исследовательского интереса каждого ребенка. Компонентами РППС являются такие мини-центры, как «Мастерская маленького волшебника», «Островок чудесных превращений», «Я дизайнер», «Весёлый карандашик», «Театр творчества», которые призваны обогащать детей широким спектром впечатлений, являются доступными для ребёнка и предназначены на опережение и зону ближайшего развития детей;
  • активное использование метода проектов различной тематики, благодаря которому дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата;
  • оптимальная интеграция разных видов деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной, пластической и др.).
  • развитие поисковой активности во всех сферах жизнедеятельности детей - стимулируем задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, учим отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Думаю, мы с вами понимаем, что для того, чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим, постоянно преодолевать в себе инертность, шаблонность в обучении, стремиться к открытию и применению новых методов, форм творческого общения.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах поддержки инициативных ситуаций развития ребенка и становления детской самостоятельности в образовательном пространстве детского сада на протяжении ряда лет на базе нашего дошкольного учреждения функционирует городская инновационная площадка по темам «Организация работы ДОО с одарёнными и талантливыми детьми в условиях современного образования», «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях современного ДОО». Одним из основных направлений как раз и является изучение вопроса развития ценностного потенциала готовности педагогов к позитивному взаимодействию с детьми как важного условия поддержки детской инициативы и самостоятельности, а также развитие креативности педагогов через организацию практической деятельности при непосредственном использовании методов и приемов, направленных на раскрытие творческого потенциала педагогов.

Подводя итог сказанному, необходимо отдельно отметить ряд правил, которые соблюдаются нашими педагогами при организации условий для развития потенциала детей с помощью привлечения их к различным занятиям по интересам:

  • уважать точку зрения воспитанника, не мешать желанию ребенка сделать, показать, изобразить что-то по-своему;
  • предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  • проявлять безоценочность в отношении к детскому творчеству, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом;
  • творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;
  • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
  • больше внимания уделять организации и поддержанию творческого процесса создания чего-то, а не результатам;
  • развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, поскольку это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
  • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее, при условии активного участия родителей. Причем, предоставление ребёнку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. К сожалению, подсказка - самый распространённый среди взрослых способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребёнка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

         Сегодня все меняется очень быстро и гибкое мышление, как и умение перестраиваться, адаптироваться к новым ситуациям - это важные качества не только для детей, но и для взрослых. Поэтому нужно уделять должное внимание развитию креативного мышления и творческих навыков ребенка, самим избегать заштампованности суждений и шаблонности в обучении и воспитании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления у дошкольников

Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышленияКреативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро реш...

Развитие креативного мышления у дошкольников

Консультация для родителей«Развитие креативного мышления у дошкольников»Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения...

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....

Развитие креативного мышления у дошкольников с помощью элементов методики ТРИЗ

Развивать креативное мышление необходимо еще в дошкольном возрасте, когда восприятие ребенка особенно эмоционально, а яркие и насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображе...

Презентация «Круги Луллия, в развитии креативного мышления у дошкольников»

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, Он усвоит их на лету. К.Д.Ушинский ...

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

«Формирование креативного мышления, как одно из направлений функциональной грамотности детей в среднем дошкольном возрасте».

Одно из направлений функциональный грамотности- креативное мышление, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знан...