проект
проект (старшая группа) на тему

Экперова Ирина Константиновна

патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с родным городом48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Знакомство с родным городом, как средство патриотического воспитания (на примере города Дзержинска Нижегородской области)».

Выполнила: воспитатель  второй

квалификационной категории

 МДОУ «Детский сад №103»

Раннева  Ирина

 Константиновна

 

Дзержинск , 2010г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Проблема, цели и задачи образовательного проекта……………………….6

Этапы работы……...………………………………….……………………....10

  1. Начальный этап – погружение в процесс……………………………….10

  1. Второй этап. Организация и осуществления процесса……………..….11

Содержание работы по формирование у детей знаний о родном городе………………………………………………………………………….12

  1.  Заключительный  этап. Рефлексия………………………………….......18

Список литературы……………………………………………………………20

Приложение ….…………………………………………………………….....22

Введение .

Сегодня патриотическое воспитание более актуально, чем раньше. Иностранные социологи и психологи утверждают, что российская нация постепенно деградирует. Но, зачем же верить пессимизму иностранных учёных, когда создан такой мощный инструмент, как патриотическое воспитание, только этот инструмент необходимо правильно использовать. Настоящий квалифицированный педагог и воспитатель должен сегодня обладать необходимыми знаниями в области патриотического воспитания. Стоит обратить внимание на таких авторов как: Комратова Н.Г. и Грибова Л.Ф., Маханева М.Д., Баранникова О.Н. на опыте которых основывается данная проект.

Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Проблема образовательного проекта. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Изучив "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ,«Концепцию патриотического воспитания граждан РФ», методические пособия по патриотическому воспитанию старших дошкольников Комратовой Н.Г., Маханевой М.Д., Данилин Г.Н., Дьяченко В.Ю., Власенко О.П., Жарикова А.Д., Зацепина М.Б., Зеленова Н.Г., Грибова Л. Ф.,Ривина Е.К. ,Форталева Н.В. были выявлены недостатки:

  1. Недостаток методических разработок (планов, конспектов, сценариев по необходимой тематике).
  2. Недостаток методического обеспечения для реализации образовательных  задач.

Исходя из выше изложенного, мною была сформулирована  проблема в  необходимости создания информационно-методического обеспечения образовательного процесса по ознакомлению детей с родным городом Дзержинском.

Цель  - создать условия для реализации  информационно-методического обеспечения образовательного процесса по ознакомлению детей с родным городом Дзержинском

  • Для достижения данной цели определены следующие задачи:
  •  создать предметно-развивающую среду;
  •  пополнить методическое обеспечение;

- приобщать родителей в организации и проведении экскурсий;

- организовать кружок «Патриот».

Концепция образовательного проекта.

 Изучив «Концепцию патриотического воспитания граждан РФ», методические пособия по патриотическому воспитанию старших дошкольников Н.Г.Комратовой, М.Д.Маханевой и др. я выстроила определенную концепцию образовательного проекта .

Концепция – это принципы и методы моей работы.

1. Принцип историзма

Сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)

2. Принцип гуманизации

Ориентируется на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. На первом плане позиция ребенка, не игнорируются его чувства и эмоции, ребенок выступает полноправным партнером.

3. Принцип дифференциации

Создаются оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Дзержинска сочетая разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности

Наглядный материал для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Дзержинском практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, я изготовила ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдаю требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

6. Принцип развивающего обучения

Используется в работе с дошкольниками нестандартные ситуации.

Для реализации этих принципов использовались определенные методы и приемы, такие как:

  • беседа,
  • наблюдение,
  • фотовыставки,
  • экскурсия
  • художественное слово,
  • выставки детских работ,
  • знакомство с картами, гербами, флагами,
  • тематическое рисование,
  •  рассматривание,
  • чтение произведение
  • объяснение,
  • упражнение с моделями

Но как строить работу, не изучив уровень знаний детей по данному вопросу. Проводится анкетирование с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе.

Диагностическая карта для детей подготовительной группы включала в себя следующий объем знаний и представлений:

  • название, символика родного города;
  • история возникновения города Дзержинска;
  • название микрорайонов, улиц нашего города;
  • промышленные объекты города, основные профессии людей на этих предприятиях;
  • памятники;
  • знаменитые люди, прославившие наш город;
  • достопримечательности Дзержинска;
  • культурное наследие родного города.

Оценку осуществляла по определенным критериям. (Приложение №1)

В начале года в подготовительной группе из 19 воспитанников с высоким уровнем 2 детей (11%), средний уровень выявлен у 11 детей (59%), с низким уровнем знаний 8 ребенка (28%).

Первичная диагностика детей по выявлению уровня знаний о родном городе.

Этапы работы.

Выработав концепцию своего проекта, я перешла к определению этапов  работы .

Этапы

Начальный этап – погружение в процесс

Второй этап Организация и осуществление

Третий этап

Рефлексия

1.Начальный этап – погружение в процесс.

На данном этапе изучалась следующая методическая литература:

  1. Данилин Г.Н.. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
  2. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Окружающий мир.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методические пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.
  4. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада».
  5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет.
  6. Зацепина М.Б. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
  7. Зеленова Н.Г., Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
  8. Комратова Н.Г., Грибова Л. Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет .
  9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.
  10. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание ).
  11. Ривина Е.К.. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников.
  12. Ривина Е.К. Российская символика. Знакомим дошкольников.
  13. Форталева Н.В. Экскурсия – средства приобщения детей к истории родного края

Пополнилось методическое  обеспечение  и обогатилась предметно-развивающая среда :

  • книгами, таких авторов как: Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет; Зеленова Н.Г., Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
  • Наглядностью: открытки, фотографии, гербы, флаги.
  • Проводились экскурсии с детьми в Парк культуры и отдыха, к площади Маяковского и Дзержинского, в библиотеку им. Дзержинского.

  1. На втором этапе организации и  осуществления, я планирую выполнить следующие задачи:
  1. Зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.
  2. Развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине;
  3. Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Дзержинска, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость;
  4. Познакомить детей с культурным наследием Дзержинска;
  5. Предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
  6. Проводить работу по разработанному мной перспективному плану.
  7. Просвещать молодых родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.
  8. Приобщить родителей в организации и проведении экскурсий;

Содержание работы по воспитанию патриотического на примере города Дзержинска .

1 .Экскурсии – живые впечатления

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работа строится с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, любуясь красотой города, узнают много нового о нем, учатся беречь и любить свою малую родину.

Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками при ознакомлении с ближайшим окружением экскурсии и целевые прогулки. Основная их цель – непосредственное знакомство с объектом, в ходе которого дети получают живые впечатления. Необходимо сделать каждое путешествие ярким, эмоциональным, запоминающимся.

Все прогулки и путешествия организовываются в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия начинаются с территории детского сада. Рассматриваются здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок. Выявляется, почему они в таком плачевном состоянии, как сделать, так чтобы не разрушалось то, что еще осталось для игр детей; кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Дети предлагают разные варианты: ловить разрушителей и заставлять их ремонтировать и красить, что сломали; позвать на помощь папу Саши, который работает охранником, а еще лучше всех пап и мам, всех кто разрушает наказывать дома лишением сладостей и мультфильмов и другое. Такие детские высказывания вызывают улыбки, но ведь на самом деле в таком возрасте не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагают дети, а главное, что они не остаются равнодушными и пытаются изменить к лучшему. Такая прогулка не проходит даром, потому что когда организовался субботник по благоустройству участка для детей, родители, которые ссылались на разные причины и занятость, нашли время и желание прийти хотя бы в другое время. И в этом большую роль играют их дети, которые убеждают своих порой равнодушных пап и мам.

Путешествие к жилому дому, который находится рядом с детским садом. Дети узнают, кто сделал этот дом и для кого, из чего он сделан, сколько в нем этажей, каково его внутреннее устройство. В этом доме живет Света – девочка из нашей группы. Заглянув в подъезд, дети пытаются сами найти ответы на вопросы, которые им задает воспитетель. Например: «Почему в подъезде грязно? Что могут делать дети для поддержания чистоты в нем?» Затем рассматривается двор жилого дома, по возможности наблюдают за работой дворника и машин - помощников: мусоровоза, трактора. Дети решают, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогают воспитывать у дошкольников активную нравственную позицию.

Целевая прогулка в городской парк. Воспитанники с восторгом рассматривают в парке различные аттракционы, фонтан на входе в парк, красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы, которые приготовлены к Дню 80 - летию города. Проводится беседа о правилах поведения в парке, выясняется, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учатся уважать и ценить труд людей и, конечно же, любоватся этой красотой, от которой город становится еще краше.

Целевые прогулки к  зданию «Торгового цента Дюны», к кинотеатру «Спутник», в библиотеку, к Церкови Святителя Тихона и новомучеников и исповедников российских, в школу №10, помогают рассмотреть здания специального назначения, познакомиться с трудом различных профессий.

Особенно большое впечатление на детей производит путешествия в в краеведческий музей. В музее дети узнают, как возник город, как жили древние растяпенцы, какую одежду носили, какой посудой пользовались, как выглядели их жилища.

Ко дню Победы проводится экскурсия к Вечному огню, читаются у памятника стихотворения о Великой Отечественной войне.

Перед многими экскурсиями и прогулками, чтобы они были доступны и понятны детям, проводится с детьми предварительная работа, например, следующие беседы: «Что такое музей?», «Битва под Москвой» и другие. Была проведена литературная викторина по произведениям Эдуарда Успенского. После каждого путешествия по городу  с детьми создается схематические планы – карты посещаемых мест, для того чтобы развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении, предоставляется возможность дошкольникам выражать свои впечатления в свободной творческой деятельности.

Путешествия на занятиях

Путешествия по городу продолжаются и на занятиях, которые взаимосвязаны с экскурсиями, дополняют и обогащают их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями проводятся все занятии в определенной последовательности: настоящий города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город в котором мы живем. Для активизации познавательной активности, для развития мышления и воображения, на каждом занятии используются различные методы. В связи с этим продумываются все занятия с особой тщательностью, подбираются приемы в соответствии с темой. На первом занятии путешествии по знакомым детям родным местам, выясняется значение слов «родной», «Родина».

Игра «Выбери меня» закрепляет представление детей о зданиях города, учит детей анализировать отношения между знакомыми понятиями, /например, школа – ученик, больница – больной и т.д./.

Прием эмпатии[1] дает возможность учит детей беречь общественное, воспитывать элементы патриотизма. Например, «Я грязная скамейка» «О чем ты мечтаешь?» Денис – «Чтобы меня вымыл дождик, чтобы на меня не ставили ноги, чтобы об меня не обчищали грязную обувь». «Я сломанная кнопка лифта» «О чем ты думаешь?» Саша – «Сколько дней в году я еще буду поломана, как люди будут вызывать лифт, вдруг маленький мальчик засунет в нее свой пальчик, и будет плакать, кто меня сломал тот тоже пусть ходит пешком». «Я чистый тротуар». «Что ты чувствуешь?» Феликс – «Мне нравится быть чистым, это красиво, никакая тетя не упадет на шкурке банана, спасибо людям, которые меня убирают и соблюдают чистоту» и так далее.

Путешествие в историческое прошлое родного города. Представляет наибольшую трудность, так как наглядного материала практически нет, чтобы преподнести знания доступно, интересно.

С символикой города дети знакомятся на занятии «Герб нашего города» (Приложение №4). Занятие я начинается с рассказа о том, что такое герб, а затем с помощью наводящих вопросов дошкольники разбирают значении символов, изображенных на гербе Дзержинска. Закрепить знания наилучшим образом помогают игры: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти».

Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.

Сейчас профессиональными психологами, педагогами, ведутся работы по изучению эффективности гражданского воспитания. Составляются планы, методики, программы по патриотическому воспитанию, как дошкольников, так и детей школьного возраста, которые находят своё отражение в трудах, а так же учебных пособиях. Создаются инновационные методы патриотического воспитания, путём высоких технологий с применением компьютерной техники. Примером может служить флешь анимация. Флешь анимация – это вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы. Так же к инновационным нововведениям можно отнести и применение компьютерных игр. В них дети путешествуют вместе со сказочными компьютерными героями по всем уголкам нашей родины (компьютерные игры: В мире сказок (1С), Илья Муромец и Добрыня Никитич (Бука), Наша Родина РОССИЯ (ЗАО Новый диск)) В процессе игры дети учатся не только основам патриотизма, но и развивают логическое мышление.

К сожалению сегодня для внедрения этих инновационных технологий нужны очень большие средства из федерального бюджета. Недостаток финансирования детских дошкольных учреждений, сильно сказывается на условиях работы воспитателей, на содержательности занятий с дошкольниками. В детских садах регионов не хватает денег не то что бы на электронику, но даже на игрушки.

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания молодого поколения, но государство не уделяет этому особого внимания. Если бы этой проблемы не существовало, то тогда эффективность патриотического воспитания в условии детского сада повысилась бы значительно.

Чтобы занятие «Части города» было интересным, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными слушателями, строится оно с помощью приема «дробления и объединения». Игра «Часть – целое» помогает понять детям, что все является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом – это частица микрорайона, а микрорайон – частица города, а город – часть страны и так далее. Использование на занятии лжезагадки помогает развивать у детей аналитическое мышление, умение находить выход в сложных ситуациях, аргументировать свои ответы, тем самым и уточняются знания детей.

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» главная задач – вызвать чувство гордости за родной город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепляются знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогают в этом игра: «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем». С помощью экспериментальной деятельности дошкольники знакомятся с Дзержинской промышленностью, узнали о главных профессиях в городе.

 Занятие «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицируют транспорт по функциям, находят сходство и отличие, знакомятся с историей возникновения трамвая в нашем городе. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстраивают линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дает простор фантазии и мышления, сравнивают человека с транспортом, а затем производят взаимный обмен свойствами между этими классами.

В конце учебного года проводится итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятия, проведенные в нетрадиционной форме, позволяют обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность.

III. Заключительный  этап.

На заключительном этапе будет проводится,  диагностика по сформированности у детей уровня знаний о своем городе.

Работая в детском саду, и проводя с детьми занятия по патриотическому воспитанию, очень  важно и актуально сегодня. Необходимо с детства заложить в молодом поколении фундамент патриотизма, необходимо учить молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, городу, краю с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого, должен уметь воспитатель.

Эффективность патриотического воспитания заключается в формировании нравственных чувств. Как известно в детском возрасте закладывается базис понятий и отношений к ним, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо закладывать этот базис постепенно, начиная с детского сада, заканчивая старшими классами школы.

Таким образом, воспитание патриотизма огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. Помехи, создаваемые сегодня уровнем жизни в стране значительно влияют на прогресс патриотического воспитания. Отсутствие этих помех способствовало бы повышению эффективности патриотического воспитания. Но тем не менее, задача воспитателя не смотря на трудности – воспитать достойного человека,  любящему и гордящемуся своей родиной, городом, в котором он живёт, а так же ставить в пример таких же патриотов страны, которые в Великую Отечественную Войну защищали наше отечество!

Список литературы.

  1. Данилин Г.Н.. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» - М.:АРКТИ, 2004.
  2. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Окружающий мир. – Волгоград: Учитель, 2008. С.10
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества.Методические пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под. Ред. Л.М. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1989. –92с.
  5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет. М., Мозаика-синтез, 2010.
  6. Зацепина М.Б. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М., ТЦ Сфера,2005, 192 стр.
  7. Зеленова Н.Г., Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.,Скрипторий , 2010.
  8. Комратова Н.Г., Грибова Л. Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет . М, ТЦ Сфера,2007.
  9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание ). М., Мозаика-синтез, 2005
  11. Ривина Е.К.. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников. – М: АРКТИ, 2003.
  12. Ривина Е.К. Российская символика. Знакомим дошкольников. – М: АРКТИ, 2004.
  13. Форталева Н.В. Экскурсия – средства приобщения детей к истории родного края// Управление ДОУ, 2005 №1


[1]  Психолог Карл Роджерс «Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...