Главные вкладки

    Роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
    статья по теме

    Стрельцова Анастасия  Федоровна

    В статье рассматриваются условия развития внимания у детей дошкольного возраста и дается классификация дидактических игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_didakticheskoy_igry_v.docx17.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль дидактической игры в

    развитии внимания у детей дошкольного возраста

    в соответствии с ФГОС ДО.

     Непременным условием развития детского внимания является детская, обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего наличие интересных развивающих игр, игровых дидактических материалов, разной степени сложности приобретенных и сделанных своими руками. Предоставление детям самостоятельности в играх - одного из условий положительного отношения к ним со стороны играющих, продвижение и совершенствования. Взрослый направляет игру, включается  в совместную с ребенком  деятельность, поясняет лишь то, что ребенок не может понять самостоятельно: уточняет правила, характер преобразований, помогает проанализировать образец в соответствии с набором элементов игры. Игровые действия, ведущие  к результату, ребенок осуществляет сам. Игровая задача стимулирует активность. Сегодня всеми педагогами признаются уникальные возможности игры. И самоорганизация, и производительность, и добровольное подчинение правилам и умение управлять своими страстями и желаниями, опыт сотрудничества с другими детьми, то есть все, что дается в сухой учебной работе просто, беседе воспитателя, уже существует и развито у ребенка на уровне игры. Поэтому грех не воспользоваться уже имеющимися, ведь в игре ребенку становиться доступным и желанным, то, что у учебной ситуации является скучным и неинтересным.

    Поэтому педагоги берут на вооружение дидактические игры по разным предметам. Дидактические значит обучающие игры, или по-другому - ‘Игровые обучения. Игры должны быть целенаправленными. Педагог тщательно готовит игру, наглядность к ней  и решает в какой момент ее использовать лучше.

             Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

             Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

    Выделяют четыре принципа игровой деятельности:

    1.эмоциональной комфортности;

    2.активности;

    3.открытости;

    4 индивидуализированности

     (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно – значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности)

    Т.о. дидактические игры направлены на - формирование познавательной активности и интересах детей;

    - желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли;

    - развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

    Характеристика дидактических игр.

             Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других иные. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: - игры  по сенсорному воспитанию, - словесные игры, - игры по ознакомлению с природой, - по оформлению математических представлений и др.                  

      Иногда игры соотносятся с материалом игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.  

    Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности.

    Игры путешествия, Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра- путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое  через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры- путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность,  обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры – путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научится. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

    - Игры- беседы (диалоги). В основе игры беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Игра беседа воспитывает умение слушать и слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

    -Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

    -Игры – предложения «Что было бы…?»или «Чтобы я сделал …?» и другие. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно – доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

    -Игры-загадки. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок, как умного развлечения. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

    -Развивающие игры. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенной переход от игр забав - к играм задачам постепенное усложнение обучающей задачи и усложнений игры, повышение умственной активности ребенка в решении предполагаемых задач, а также единство обучающих и воспитательных воздействий.

    Цель развивающей игры имеет 2 аспекта:

    1. Познавательный - это то чему мы должны научить ребенка, какие способы ему передать. Интерес к решению задач требующих напряженной мысли появляется не всегда и не у всех детей. И поэтому предлагать такие игры, следует постепенно, не оказывая давление на детей. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Трудные непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип  от простого к сложному. Но зато когда ребенку  удается осилить задание преодолеть первые трудности, он испытывает бурную радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в собственные силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута.

    2 . Воспитательный, то есть те способы сотрудничества формы общения и отношений к другим людям, которые следует прививать детям.

         В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов способностей ребенка.

    Развивающая игра является также эффективным средством формирования таких качеств, как организованность самоконтроль. Особенно интересна игра для ребенка, если она оснащена дидактическим материалом, игрушкой, яркой наглядностью.

    Игры обязательно должны быть доступны детям. Индивидуальные различия между детьми, их способности и уровень развития бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Подбирать игры нужно применительно к каждому ребенку индивидуально. Однако это относится не ко всем играм, только к тем, которые основаны на наблюдательности, памяти пространственном воображении. В играх развивающих, где на первый план выступает наличие знаний, знаний, навыков все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагает ребенок, и в этом случае легко определить детям какого возраста адресовать ту или другую игру.

    На практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно – ролевыми и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

    Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

    Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

    Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

    Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

    «Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

    Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

    Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

    Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

    Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...