Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности
презентация на тему

Краткая презентация к семинару для педагогов ДОУ по теме "Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности". Включает в себя определение понятия педагогической компетентности родителей, способы ее повышения и рекомендации по взаимодействию с родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности

Слайд 2

Педагогическая компетентность родителей – это способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения, сделать ребенка счастливым, уметь видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.

Слайд 3

Взаимодействие в семье Взаимопонимание Личный пример Принятие ребенка

Слайд 4

Уровни педагогической компетентности родителей: Низкий - неадекватная самооценка своих родительских функций, характеризуется нежеланием принимать критику, низкой степенью выраженности потребности в достижении, неразвитой эмпатией , нежеланием саморазвития. Средний - не совсем адекватная самооценка своих родительских функций, недостаточная сформированность большинства вышеназванных показателей, несистематичность их проявлений, средний уровень развития творческих потенций родителей.

Слайд 5

Уровни педагогической компетентности родителей: Высокий – адекватная самооценке своих родительских функций, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, индивидуальный подход к воспитанию детей, наличие инновационного взгляда на воспитание, самокритичность, внутренняя готовность к переменам, уверенность в себе, знание своих возможностей и недостатков, заинтересованность в полноценном детско-родительском общении.

Слайд 6

Основные задачи специалистов ДОУ:

Слайд 7

Способы повышения педагогической компетентности родителей: Предварительная работа, которая включает: родительские собрания; всеобучи; анкетирование родителей (Тест ОРО «Тест родительского отношения» А. Варяги, В.В. Столина ); стендовая работа.

Слайд 8

Способы повышения педагогической компетентности родителей: создание родительских клубов; индивидуальные беседы, консультации; «День открытых дверей», «День самоуправления», «День здоровья»; проведение различных праздников совместно с родителями; открытые занятия; фотовыставки; памятки; «Почтовый ящик»

Слайд 9

Условия диалогического общения: 1. Безоценочное позитивное принятие другого человека; 2.Активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии; 3.Искреннее выражение своих подлинных чувств в общении; 4.Ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы родителей.

Слайд 10

«Никогда не теряйте терпения – это последний ключ, открывающий все двери» Антуан де Сент-Экзюпери



Предварительный просмотр:

Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности

Под педагогической компетентностью родителей подразумевается способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения, сделать ребенка счастливым, уметь видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка. 

Психолого-педагогическая  компетентность  родителей  включает  в  себя  не  столько  доскональные  теоретические  знания,  а  желание  и  стремление  создать  гармоничную  личность,  способную  комфортно  существовать  в  динамическом  мире,  и  возможность  в  полной  мере  реализовать  себя  как  самодостаточного  члена  общества.  

Взаимодействие  в  семье  осуществляется  посредством  нескольких  способов,  а  именно: 

А. Взаимопонимание,  эмоциональная  искренность;

Б.  Личный  пример;

В. Безусловное  позитивное  принятие  ребенка.

Вышеперечисленные  компоненты  представляют  собой  фундамент,  на  котором  происходит  продуктивное  взаимодействие,  благодаря  которому  складывается  успешное  воспитание  личности.  Каждый  из  этих  критериев  необходим,  и  без  них  невозможно  выстроить  гармоничную  и  полноценную  систему  взаимодействия  между  родителями  и  детьми.

В  исследованиях  отечественных  психологов  и  педагогов  выделены  три  уровня  психолого-педагогической  компетентности  родителей:  низкий,  средний,  высокий. 

Низкий  уровень  развития  психолого-педагогического  потенциала  родителей  проявляется  в  неадекватной  самооценке  своих  родительских  функций,  характеризуется  плохо  сформированными  инновационно-прогностическими  способностями,  нежеланием  принимать  критику,  низкой  степенью  выраженности  потребности  в  достижении,  неразвитой  эмпатией,  неэффективной  адаптацией  в  группе,  нежеланием  что-либо  делать  в  целях  самосовершенствования,  саморазвития,  несформированной  готовностью  к  работе  над  собой. 

Средний  уровень  развития  психолого-педагогического  потенциала  родителей  характеризуется  не  совсем  адекватной  самооценкой  своих  родительских  функций,  частично  сформированными  инновационно-прогностическими  способностями,  недостаточной  сформированностью  большинства  вышеназванных  показателей,  несистематичностью  их  проявлений,  неполным  использованием  получаемой  через  обратную  связь  информации,  средним  уровнем  развития  творческих  потенций  родителей.

Высокий  уровень  развития  психолого-педагогического  потенциала  проявляется  в:  адекватной  самооценке  своих  родительских  функций,  стремлении  к  самопознанию  и  самосовершенствованию,  индивидуальном  подходе  к  воспитанию  детей,  наличии  инновационного  взгляда  на  воспитание,  самокритичности,  внутренней  готовности  к  переменам,  открытости  к  обучению,  навыках  самоанализа,  уверенности  в  себе,  знании  своих  возможностей  и  недостатков,  заинтересованности  в  полноценном  детско-родительском  общении,  стремлении  и  возможности  помочь  себе  и  своим  детям,  чуткости,  внимании  к  ребенку,  доброжелательности  к  себе,  желании  стать  лучше.

Указанные  выше  уровни  развития  психолого-педагогической  компетентности  выделены  на  основе  проводимых  исследований  и  показывают  основополагающие  компоненты,  которые  в  совокупности  образуют  целостную  систему  знаний,  способную  помочь  родителям  в  вопросах  воспитания.

Основные задачи специалистов ДОУ:

1. активизация потребностей родителей в сотрудничестве с детским садом;

2. педагогическое просвещение родителей для развития у них компетентности в воспитании детей, учитывая типологию семейного воспитания;

3. сотрудничество воспитателей и родителей в совместной деятельности с дошкольным учреждением.

Способы повышения педагогической компетентности родителей:

Предварительная работа, которая включает:

- родительские собрания;

- всеобучи;

- анкетирование родителей (Тест ОРО «Тест родительского отношения» А. Варяги, В.В. Столина);

- стендовая работа.

Мероприятия:

- создание родительских клубов, напр. «Клуб молодых родителей», «Кроха», «Будущий первоклассник»;

- индивидуальные беседы, консультации;

-«День открытых дверей», «День самоуправления», «День здоровья»;

- проведение различных праздников совместно с родителями;

-открытые занятия;

- фотовыставки;

- памятки;

-«Почтовый ящик»

Как эффективно взаимодействовать с родителями?

- Диалогическое общение – наиболее оптимальный стиль общения с родителями.

Условия такого общения:

1. Безоценочное позитивное принятие другого человека;

2.Активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;

3.Искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;

4.Ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы родителей.

Рекомендации по эффективному взаимодействию с родителями

 -Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т.е. в форме  «Я - высказывания».

-Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной  стороны.

-Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию  в противовес позиции « обиженного (рассерженного) ребенка».

-Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными), свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями (« Зачем им это, это наши проблемы»,        «они не поймут» и т.п.)

-Больше верить в силу слова, в силу контакта, быть обаятельными в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

КЛУБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Сценарий занятия "Колобок - румяный бок" для детей 3-4 лет в родительском клубе по развивающим играм В. В. Воскобовича "Скозочные лабиринты игры"...

Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «У Лукоморья»      Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффек...

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ»

Цель:Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаи...