Проект мини-музея "Волшебное дерево"
проект на тему

Цель проекта. Содействовать в развитии экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе, их использование в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzeya_volshebnoe_derevo.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность: Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

В группах у детей – игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, что дети видят, все что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.

Во время прогулок с детьми, мы обращали внимание на многообразие деревьев и кустарников на территории детского сада, мы рассказывали детям о пользе деревьев в жизни человека, птиц и насекомых. Эта тема является одной из важнейших в экологическом воспитании дошкольников. Поэтому мы посчитали, что полные и глубокие знания, бережное отношение к природе сформируются у детей при создании мини-музея.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных мероприятий, игр, бесед. Для развития речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

Мини-музей стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Проблема: 1.Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных 2.Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. 3.Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. 4.Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом. 5. Приобщить родителей к такому виду совместного отдыха вместе с детьми как посещение музеев родного края, приобщение не только к природе, но и к истории.

Цель проекта. Содействовать в развитии экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе, их использование в жизни человека.

Задачи проекта: Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умения работать в коллективе, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике. Развивать воображение. Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева. Воспитывать творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной). Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.

В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея:

•экскурсия в мини-музей;

• экскурсии в другие мини- музеи групп детского сада;

• исследовательско-экспериментальная деятельность;

• продуктивная деятельность;

Предполагаемый результат: создание мини-музея «Волшебное дерево», картотеки сказок, стихов, загадок, коллекций листьев, плодов, экологических игр, экспериментов в мини-музее, проведение экскурсий для каждой группы детского сада, развивающей образовательной ситуации на игровой основе «Волшебное дерево», совместная с родителями экскурсия в лесопарковую зону.

Сроки проведения проекта: январь 2014 г.– май 2015 г.


2. Этапы проекта

Организационный этап: в феврале 2014 года было проведено родительское собрание, где они познакомились с проектом мини-музея «Волшебное дерево». Побеседовали на тему «Для чего нужны музеи» (ответы оказались однообразными: музеи нужны, чтобы в них ходить, посмотреть на картины, статуэтки, старинные вещи). С детьми также проводились разнообразные беседы о многообразии деревьев, их значимости в жизни животных и человека. Дети показали недостаточный уровень знаний.

В качестве формы работы на данном этапе были выбраны беседы на расширение знаний представления детей о музеях, формирование навыков музейного поведения, родителям рекомендовали посетить с детьми действующие музеи, экскурсии по участкам детского сада, наблюдения за деревьями и кустарниками.

Организационный этап включал в себя:

  1. Создание мини-музея в группе
  2. Сбор экспонатов
  3. Разработка экскурсий, экспериментов, опытов, образовательных ситуаций, игр.

Продуктивный этап

Перспективный план

тема

Краткое содержание

Дата

Открытие мини-музея «Волшебное дерево»

7 апреля 2014 г.

Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей

14 апреля 2014 г.

Развивающая образовательная ситуация «Волшебное дерево»

познакомить детей со строением и разнообразием деревьев, с изделиями из древесины, ремеслами

22 апреля 2014 г

Праздник «День Земли»

посещение мини-музея «Волшебное дерево» инспектором ГПЗ «Свияжский»

24 апреля 2014 г.

«Деревья растут с детьми»

привлечение родителей к озеленению участков

12-16 мая 2014 г.

Выставка детского творчества: «Щедрая осень»

Изготовление поделок из природного материала при участии родителей

1-7 октября 2014 г.

«Птицы -наши друзья»»

Экологическая викторина в мини-музее

25 ноября 2024 г.

Акция Новогодняя елка

Привлечение родителей к изготовлению елок из бросового материала

22-26 декабря

Экспериментальная деятельность в мини-музее «Волшебное дерево»

 «Сколько лет дереву?», «Цепочки в лесу»

Январь 2015 г.

.Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики »

Февраль 2015 г.

Праздник: «Земля –планета на которой мы живем».

Апрель 2015 г.

Акция «Посади дерево»

Совместный труд детей и родителей на участках детского сада

Апрель 2015 г.

Экскурсии в мини-музей «Волшебное дерево»: «Такие разные деревья» (средняя группа)

«Деревянные игрушки» (вторая младшая группа)

«Кто с деревом дружит»

Изучение видового разнообразия деревьев

Май 2015 г.

Презентативный этап

Смотр-конкурс мини-музеев в МБДОУ №42 «Аленький цветочек» 14 апреля 2014 г. – мини-музей «Волшебное дерево» занял 3 место.

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Волшебное дерево»  - открытые просмотры для родителей в День Открытых дверей.

Посещение мини-музея «Волшебное дерево» инспектором ГПЗ «Свияжский» - была получена положительная оценка инспектора о мини-музее, его значимости в воспитании экологической культуры дошкольников и их семей.

«Деревья растут вместе с детьми» - посадка голубых елей детьми и родителями на участке детского сада.

Заключительный этап:

Проект заканчивается в мае 2015 года. Итоговым мероприятием станет мульти-медийная презентация о мини-музее на итоговом родительском собрании. Проведем итоговую диагностику детей, анкетирование родителей. Коллеги и руководитель оставят свой отзыв в Книге природы.


3.Заключение

В заключении педагогического проекта будет проведена оценка реализации проекта внешними экспертами  (родителями, педагогами, руководителем).

4.Список литературы.

Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПБ, 2011. – 128 с.

Л.В. Рыжова Методика детского экспериментирования. – СПб., 2014. – 208 с.

Добро пожаловать в экологию. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа. – СПб, 2012. – 40 с.

Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет. Старшая группа. – СПб., 2011. – 38 с.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Спб., 2004.

О.С. Зеленкова. Совместная деятельность детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей. – Дошкольная педагогика. №1. – 2010. – с. 57

5.Приложения

Викторина «Птицы — наши друзья»

Цель мероприятия: углубить и обобщить знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей к природе.

Вступительное слово воспитателя:

Ребята, каждый год, во время весенних каникул, мы отмечаем День птиц. В России его стали отмечать в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40 – е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена. Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, звонкие, веселые песни, яркое оперение оживляют природу, украшают нашу жизнь, вселяют в нас бодрость и радость. А на сегодняшней игре – викторине, мы с вами проверим, что мы знаем про эти чудные создания. Для определения победителя викторины, я буду выдавать жетончики за каждый правильный ответ. У кого их окажется больше, тот и будет победителем.

Итак, 1 тур «Угадай птицу»

- Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)

- Какие птицы не умеют летать вообще? (Пингвин, страус.)

- У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

- Какая птица умеет дразнится? (Попугай.)

- У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

- Каких птиц – санитаров вы знаете? (Вороны, сороки, галки, коршуны – питаются на свалках и помойках, способствуя оздоровлению местности.)

- Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)

- Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

- У какой птицы гнездо с половину грецкого ореха? (У крошечного колибри.)

- Пение какой птицы напоминает звук флейты? (Певчего дрозда.)

2 тур «Узнай по повадкам»

- Очень подвижная и шумная птица, выдает себя характерным голосом (стрекотанием). Часто ворует пищу у домашних животных. (Сорока.)

- Эти птицы охотно поселяются вблизи человеческих жилищ. Одна из самых популярных птиц у охотников. (Кряква.)

- Какие птицы способны собрать стаю и вместе напасть на обидчика одного из стаи? (Вороны. Они умеют распознавать и запоминать человеческие лица. К тому же, они довольно злопамятны.)

- Птица, важно шествующая за трактором по свежевспаханному полю, где много червей и другой мелкой живности. (Аист.)

- Птица с сильно развитым интеллектом, способная приспособится к любой среде обитания, защищает своих птенцов от врагов даже превосходящих его по размеру в несколько раз. (Серая ворона.)

- Эта птица ложится на муравейник, чтобы муравьи вычистили всех паразитов, которые прячутся в ее перьях. (Сойка.)

- Эта птица складывает за щеку запасы пищи: кашу из зерен и насекомых. Таким образом ему приходится реже вылетать из гнезда на поиски пищи. (Снегирь.)

- Эта птица вьет самое большое гнездо из сучьев. (Американский белоголовый орел. Его гнездо может выдержать даже человека.)

3 тур «Загадки»

- Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел.)

- Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

- Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

- Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голосом речистым, чистым

«Клее – кле – кле» кричит со свистом? (Клест.)

- Окраска сероватая,

Походка вороватая.

Известная персона,

Кто она? (Ворона.)

- Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

- В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

- он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец.)

- Как стемнеет, вылетает

И огромным ртом хватает

Над землей и над водой

Насекомых… (Козодой.)

- Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка… (Зарянка.)

4 тур «Дополни приметы»

- Бьющаяся в окно птица – (к доброму известию и к добрым гостям.)

- Услышал кукушку – (тряси мелкие деньги к богатству.)

- Ласточки летят низко – (будет дождь.)

- Аист свивший гнездо на вашей крыше – (к семейному благополучию и счастью.)

- Где-то неподалеку от дома кричит сова – (к прибавлению в семействе.)

- Над головой невысоко пролетел орел – (к благополучию в делах.)

- В дом залетел голубь – (к скорой свадьбе.)

- Если человек увидел иволгу – (быть его жизни благополучной и богатой.)

- Увидеть сороку на рыбалке – (к хорошему улову.)

- Сорока прыгает на крыше, где болеет человек, - (к его излечению.)

5 тур «Сказочные персонажи»

- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди.)

- Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка.)

- Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица.) Кем была жена князя Гвидона в сказке «О царе Салтане? » (Царевна- лебедь.)

- Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба.)

- Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок.)

- Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки.)

- В кого превратился «гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя.)

- Про кого сказка «Серая шейка»? (Про утку.)

Воспитатель: наша игра-викторина подошла к концу. Спасибо всем за участие.

Конспект НОД по экологии  Мини-музей «Волшебное дерево»

Цель: познакомить детей со строением и разнообразием деревьев, с изделиями из древесины, ремеслами.

Задачи

Образовательные: Учить детей видеть  взаимосвязь между деревьями, растениями и животными. Показать детям какую роль играют  деревья в жизни людей.

Развивающие:  Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей. Формировать  знания, умения и желание в создании мини-музея «Волшебное дерево». Совершенствовать умение детей определять, от какого дерева этот листок.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Разработка моделей мини-музея, макета дерева, экспонаты, изделия из дерева (игрушки, посуда, домашняя утварь);  шишки. Рассматривание фото, картинок о лесе, о парках, о деревьях; рисование на тему «Елка», «Скворечник», «Крона дерева»; рассмотреть липовый цвет, кору дуба, корни деревьев.

                                 Ход.

Воспитатель. Ребята, вы любите  загадочные истории? (Да).

Тогда отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший-

Протянет нам десятки рук

И тысячу ладошек. (Дерево)

-Ребята, где можно встретить деревья разных пород? (В лесу)

-Лес-это страна чудес. Сегодня я  шла и встретила вот этого замечательно-удивительно-волшебного лесного жителя. Кто это?  (показываю игрушку сделанную из мешковины)  Старичок-лесовичок.

Воспитатель. Ребята, Лесовик знает много разных чудес,  которыми полниться лес. Он знает много историй, но сегодня я  приглашаю вас ребята, и старика-лесовика в наш  мини-музей «Волшебное дерево».

Перед детьми макет дерева, стеллажи с экспонатами. Пока дети рассматривают общий фон музея, воспитатель рассказывает.

-Дерево есть повсюду, его легко обрабатывать, а изящные изделия  из него пригодны для различных целей. Из дерева делают красивые сувениры, подарки, используют для оформления интерьера. (Показ сувенирных изделий, различных предметов для оформления интерьера).

-Древесина бывает твёрдой и мягкой. Эти свойства учитываются при изготовлении разных вещей. Поделки делают из разных частей дерева. Бывает, что корень, ветка  долго хранит какую-то тайну. Сейчас ребята загадают нам загадки о частях дерева, а мы с вами будем  отгадывать и искать экспонаты .

 Ребенок  Под землёю мы живём

              Влагу дереву несём. (Корни)

 Рассматривают поделки из корней. Делятся впечатлениями, фантазируют.

Воспитатель. Ребята запомните, что корни для поделок нужно брать только сухие, а здоровые корни нельзя трогать, потому что дерево может погибнуть.

Ребенок  Дерева одёжка

              Ствол хранит надёжно. (Кора)

Воспитатель . Кора берёзы называется береста, один из самых красивых и прочных материалов для изготовления украшений. Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Найдите,  здесь кору?

Физминутка.

Руки  подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Ребенок  Летом листочками мы зеленеем

                Осенью листья слетят - опустеем

(Ветки).

 Воспитатель. Давайте рассмотрим ветки различных пород  деревьев и найдём отличительные особенности в строении .

       Рассматривают, делают выводы, делятся впечатлениями.

Воспитатель.  Ребята, а Лесовичок  вам принёс что-то в корзинке, отгадайте загадку.

В этот гладкий коробок

 Коричневого цвета

 Спрятан маленький дубок

 Будущего лета (Жёлудь).

Рассматривают жёлуди

Воспитатель. Жёлуди, шишки - это подарки деревьев, их семена.

Воспитатель показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

Лист березы ...

Лист липы ...

Лист тополя ...

Воспитатель. Молодцы! Скажите ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам больше всего понравилось . Вы сегодня молодцы!

     


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "ДЕРЕВЬЯ"

В тему проекта входят: прерспективное планирование, целевая прогулка, занятие по экологическому воспитанию....

проект по экологии "ДЕРЕВЬЯ"

В тему проекта входят: прерспективное планирование, целевая прогулка, занятие по экологическому воспитанию....

Экологический проект по теме "ДЕРЕВО"

Обратить внимание детей и родителей на растения постоянно нас окружающие. Подвести к восприятию деревьев, как живых объектов. Доказать важную роль деревьев в нашей жизни. Совместно с родителями ...

Проект "Уральская берёза-дерево моей Родины"

Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений жизнедеятельности берёзы; экологическое воспитание дошкольников; отражение данной тематики в литер...

Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бума...

Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста.

Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста. Цели проекта: расширить представлений о многообразии растительного мира;  сформировать у детей  умения...

проект "Эти удивительные деревья"

краткосрочный проект "Эти удивительные деревья"...