Консультация для педагогов «Роль воспитателя в музыкально – педагогическом процессе». Подготовила: Хасанова Г.С.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

      Музыка должна стать частью естественной жизни ребенка в группе, жизни повседневной. Это возможно только в том случае, если задачами музыкального воспитания детей будут озабочены не только специалисты, но и воспитатели. Музыка очень непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, с ее помощью можно быстро активизировать или, наоборот, успокоить детей, если в этом есть необходимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_vospitatelya_v_muzykalno.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:                                                    «Роль воспитателя

в музыкально – педагогическом процессе».

Подготовила: Хасанова Г.С.

        С точки зрения психологии, музыкальность – это особое качество,

которое проявляется в эмоциональной отзывчивости  человека на музыку, в способности видеть в ее звучании некоторое содержание.

       Наличие или отсутствие этого качества не находится в прямой связи и однозначной зависимости с развитием звуковысотного слуха или каких – либо других частных музыкальных способностей. Поэтому даже систематическое обучение музыке не всегда обеспечивает развитие музыкальности. В то же время есть люди, не имеющие музыкального образования, но способные глубоко чувствовать и понимать музыку и получать истинное удовольствие от встреч с нею.

      Задачей педагогической работы с детьми в детском саду является не специальное обучение, а именно развитие этой способности слышать музыку и получать удовольствие от встреч с нею.

     Безусловно, невозможно сформировать такое качество в ходе двух занятий с музыкальным руководителем в неделю.

     Музыка должна стать частью естественной жизни ребенка в группе, жизни повседневной. Это возможно только в том случае, если задачами музыкального воспитания детей будут озабочены не только специалисты, но и воспитатели. Музыка очень непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, с ее помощью можно быстро активизировать или, наоборот, успокоить детей, если в этом есть необходимость. Собственное музицирование позволяет, в свою очередь, ребенку выразить эмоции в культурно - приемлемой форме.

     Для детей будет очень хорошо, если они вместе с вами откроют для себя радость возможности напевать разные мелодии в соответствии с их собственным сиюминутным настроением. Наконец, слушание музыки позволяет познакомить детей с богатой палитрой эмоциональных переживаний, которые пока не возникают в их собственной жизни.

      Таким образом, задача развития музыкальности у детей стоит не только перед музыкальным руководителем, но и перед теми взрослыми, которые постоянно находятся с детьми в группе. Только воспитатель может почувствовать и увидеть необходимость  или возможность звучания музыки в тех или иных ситуациях, возникающих в течение дня. Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребенка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовать себя, раскрывая свою творческую индивидуальность.

       В группе дети должны петь песни, водить хороводы и должна звучать   музыка, грустная и веселая, спокойная и энергичная.

       Задача воспитателя состоит в том, чтобы музыка заняла свое место в жизни детей, такое же, как природа, сказки, игры…

Используемые в педагогической деятельности формы работы с детьми, которые проводятся в течение дня и имеют определенный ритм в течение года:

  • Пение с детьми и для детей;
  • Движения детей под музыку и под пение игровых хороводных и плясовых песен;
  •  Слушание музыки в записи;
  •  Экспериментирование детей со звучащими предметами, игра на музыкальных инструментах;
  •  Праздники.

       Все формы работы с детьми преимущественно построены на певческом материале и не потребуют от вас владения музыкальными инструментами. В вашем распоряжении самый удивительный, неповторимый, созданный природой   специально для вас музыкальный инструмент – ваш голос.

Пение вместе с детьми и для детей позволяет решать многие задачи:

- создавать у детей определенный эмоциональный настрой.

- привлекать и переключать внимание детей.

- развивать речь и совершенствовать звукопроизношение.

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус детей, способствовать развитию музыкального вкуса.

      Некоторые моменты, которым мы хотим приучить детей, можно превратить в своего рода ритуалы, например:

- утреннее приветствие, когда все дети собрались в группе и начинают новый день, который они проживают все вместе.

- общее пение перед началом еды за общим столом.

- пение воспитателем колыбельной песни перед дневным сном.

- пение при прощании вечером, перед уходом детей домой.

Движение под музыку позволяет решать следующие задачи:

- давать выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимать нервное напряжение.

- создавать приподнятое настроение.

- развивать координацию движений, способность произвольно ими управлять.

       Танцевать с детьми нужно тоже каждый день, но не подолгу, внимательно следить за физическим и психическим состоянием ребенка. Следует давать детям возможность свободно выражать через движения свои чувства и эмоции.

       Самое лучшее время для энергичного физического и эмоционального выплеска – перед прогулкой, примерно через полчаса после завтрака.

      Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая позволяет решать множество разных педагогических задач:

- развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру звуков и звучанию разных предметов.

- развитие способности различать звучание разных предметов и дифференцировать звуки по высоте, интенсивности.

- развитие мелкой моторики кистей рук.

- формирование чувства ритма.

        Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребенка эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить музыкальное произведение, педагог  должен:

  1.   Прослушать ряд музыкальных произведений и отобрать из них те, которые   нравятся и трогают  душу (помните, что только ваше собственное отношение к музыке может пробудить в детях интерес к ней);
  2. Прочитать о композиторах, чтобы   собственное отношение к музыкальным стилям, самим композиторам и их произведениям было осознанным;
  3. Определить место в групповой комнате, где можно слушать с детьми музыку.

        Наиболее удачным временем для таких «посиделок» является вторая половина (после полдника).

      Слушание желательно организовать каждый день. Если воспитатель любит петь, то может иногда сами исполнять детям свою любимую лирическую песню или романс.

Рекомендуется использовать следующие произведения:

И.С.Бах. Бранденбургские концерты

Г.Ф.Гендель. Кончетто гроссо №12.

А.Вивальди. Скрипичные концерты «Времена года».

Ф.Шопен. Полонезы, вальсы, мазурки, ноктюрны.

(Предложить послушать «Вальс – Шопена», фрагмент).

Праздники:

        При словах «праздник в детском саду» у многих из нас в мыслях возникает традиционная картина утренника в музыкальном зале, где дети произносят заранее выученные стихи и поют песни по заранее составленному сценарию. Но ведь никто из нас дома не отмечает праздники подобным образом.  Назначение любого праздника всегда и для всех людей – создание атмосферы веселья, радости, общего удовольствия.

       Важно то, что такие праздники, как Новый год, 8 Марта, масленица, все люди отмечают в одно и то же время, одним и тем же образом из года в год. Повторяемость из года в год ритуала праздника, дает возможность предвкушать его приход, готовиться к нему и ждать его совершенно определенное событие.

          Первый праздник – Новый год. Его основными атрибутами являются наряженная елка с разноцветными огнями, приход Деда Мороза и Снегурочки, пение и танцы с ними у елки, вручение праздничных подарков.

Масленица предполагает катание с горок, традиционное угощение блинами.

       В группе вы так же, несомненно, будете отмечать день рождения каждого ребенка. Можно спеть в честь именинника «величальную» песню, сыграть вокруг него «в каравай», спеть те песни и те танцы, которые он захочет.

       Итак, каждый праздник включает в себя следующие основные ритуальные моменты: особая вкусная еда, особый способ украшения жилища и праздничного стола, соответствующие песни и музыка, подарки и пожелания.

       Одной из форм учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста являются музыкальные занятия, где дети учатся  коллективно  петь, играть, плясать. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого – успех и неудача всего коллектива.

Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности, является основным  развитием дошкольников в детском саду.

       С этих позиций рассматриваются функции музыкального руководителя и воспитателя отдельно.

        За общую постановку музыкального воспитания в детском саду отвечает музыкальный руководитель, а воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей  к музыке:

        Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми. В средней и старшей группах помогают разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

При обучении детей музыкально – ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задание самостоятельно без показа взрослого.

В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое – либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям  отдельные указания в пляске, игре и т.д.

2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

3. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатом  в решении задач общего музыкального развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ»

Консультация для педагогов«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ»...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в музыкально – педагогическом процессе»

Консультация для педагогов о роли воспитателя на музыкальных занятиях...