Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте
консультация на тему

Ткачук Лариса Валентиновна

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая  Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План по самообразованию 90 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери.

Григорий Бакланов

План по самообразованию

воспитателя 2-ой средней группы

Д/с №213 Советского РОО г.Казани

Ткачук Ларисы Валентиновны

по теме

 «Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»

на учебный  2014-2015  год   


Актуальность темы:

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. 
            Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая  Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. 

Цель:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

1.   Донести до подрастающего поколения самобытность, многогранность русской и татарской национальной      

    культуры; народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю;

2.  Вызвать интерес к истории нашей Родины;  развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны. пробуждать любовь к родной земле, бережное отношение к природе и всему живому;

3.  Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать уважительное отношение, чувство гордости к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны.

5.  Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

7. Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства.

  

 

Ожидаемый результат:

  1. Расширятся знания и представления о родном городе, стране, где мы живем, испытывать гордость за нее.
  2. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе,                        сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
  3. С уважением относиться к труду взрослых.
  4. Любить природу родного края,  бережно относиться к ней.

Формы и методы работы:

Занятия.

Беседы.

Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

Схемы, рисунки мелом.

Наблюдения.

Игры.

Метод решения проблемных ситуаций.

Загадки, пословицы.

Чтение художественных произведений, заучивание стихов А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, повторение новых слов.

Целевые прогулки и экскурсии, праздники.

Изобразительная деятельность. 

«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.
2.Беседа о татарском растительном орнаменте.
3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца.
4.Украшение узором сказки башмачка.
5.Украшение подушки.
6.Украшение круглой основы тюбетейки.
7.Узорное оформление аппликациями калфака.
8.Украшение фартука.
9.Украшение аппликацией сапог-ичигов.
10.Украшение татарского коврика (коллективная аппликация).

Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.

Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.

Встреча детей с защитниками Отечества.

Досуги.

Работа в книжном уголке.

Раздел

Содержание работы

Сроки

Практические выводы

 

1. Изучение методической литературы.

  • С любовью к России :

методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

  • Русские народные подвижные игры 

Литвинова, М.Ф. / М.Ф. Литвинова - М.: Издательский центр № Акдемия”, 2002 С. 123.

  • Игры разные нужны

 Закирова К., Сабирзянова Э. / К.Закирова // Дошкольное воспитание в Республике Татарстан. - 2012. №6 С. 92.

  • Патриотическое воспитание в детском саду 

Новицкая, М. Ю.Наследие: / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

  • Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории

Арзуманян,Л., Ткаченко Т. / Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С.87.

  • Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре 

Ельцова, О.М., Антонова, Г.А. / О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. - 2011. №4 С.29.

Октябрь 2014

Ноябрь 2014

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015

Апрель 2015

2. Работа с детьми

Мероприятия:


1.
Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда». «Русская матрешка, свистульки».
Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят русские и татарские мастера.


2.
Дидактические игры по татарским и русским народным сказкам.
Задача: развивать интерес к дидактическим играм.


3.
Подвижные русские и татарские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

4. Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому и русскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к татарской  и русской народной культуре.


5.
Чтение  народных сказок русского и татарского народа.
Задача: Поддерживать интерес к  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.


6.
Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.


7.
Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.


8.
Хороводные татарские  и русские народные игры.
Задача: формировать инонациональную  выразительность речи, имитацию движений.


9.
Пальчиковый театр.
Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами.


10.
Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов на русском и татарском языках.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.


11.
Литературный досуг «Угадай сказку».
Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.


12.
Выставка детского творчества «Татарские узоры». «Мой край – Татарстан»
Задача: развивать воображение,  творческую активность.

 

13.  Дидактическая игра «Украсим костюм».

 Задача: закрепить элементы национального костюма русского и татарского.

 14. Праздник  татарской песни.


15.
Золотые руки (беседа о профессиях)

Дидакт ическая  Игра «Кем быть?»

16. Знакомство с портретами руководителей страны – России, Татарстана.

 

Сентябрь 2014

В течение года

В течение года

Октябрь, ноябрь 2014

В течение года

Декабрь, январь 2015

В течение года

В течение года

Февраль, май 2015

В течение года

Март 2015

Февраль, апрель 2015

Январь, март 2015

Июнь 2015 

Май  2015

3. Работа с родителями.

Необходимо проводить тестирование,  беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения.

Проводить анкетирования, семейные конкурсы рисунков и поделок. Устраивать выставки родительских работ (ручной труд).  Проводить фотовыставки…

 («Казань на фото»; 

«Прогулки по Казани»)

Предложить ввести в семьях следующие традиции:

- Семейные обеды по выходным.

- Посадка деревьев.

Участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

- Украшение Новогодней ёлки.

- Посещение музеев.

Где это находится? Игра о достопримечательностях города

- Празднование дня рождения. 

- Посещение общественных учреждений города.

Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

- Семейные  чтения

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

- Прогулки по выходным.

«Вот они, парки и скверы…»

Во время прогулки рассказать, что находится на вашей улице, поговорить о значении каждого объекта. Обратить внимание  ребенка на красоту родного города.

Поощрять ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

- Праздник – «70-летие Великой Победы»

Вернисаж детских работ, сделанных совместно с родителями; выпуск газеты;  памяток; помощь воспитателям в подготовке встречи с ветеранами, в организации концерта;  конкурс стихов и песен о войне среди детей и среди родителей…

  

         

В течении всего учебного года…

Сентябрь, май

Декабрь

Апрель – май

4. Самореализация.

1. Выступление для педагогов по теме на семинаре-практикуме.

2.  Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Январь 2015

Май 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....