Педагогический опыт
презентация на тему

Токарева Светлана Александровна

Поэтому моя деятельность это: 

·         

  • Творческий процесс, где главное что давать и как давать.
  • Разные виды совместной деятельности, которые приводят к импровизации.
  • От простого - к сложному.
  • Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка .
  • Область «Музыка», где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных, здоровьесберегающих, социальных задач. Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
  • Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
  • Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
  • Приоритетное воспитание чувства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_pedagogicheskogo_opyta.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Актуальность.

На современном этапе развития психологии и педагогики всё большее число учёных в качестве базового основания личности рассматривают творчество. Дошкольный период при этом рассматривается как сензитивный к развитию творческих начал человека (Л.С.Выготский, Н.Н.Поддьяков, В.В.Давыдов, Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев и др.).

По мнению Ярошевского, творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим. Согласно такому пониманию, не только созданные продукты деятельности, но и все факты личностного роста ребёнка могут рассматриваться как творческие.

Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» ребёнка. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.

Большое влияние на развитие творческой личности ребёнка оказывают значимые другие, являющиеся частью его микросреды, посредством общения. В числе их – педагоги дошкольного учреждения. Среди значимых других для ребёнка в дошкольном учреждении особое место занимает музыкальный руководитель, владеющий дополнительным средством общения – музыкой. 
Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Чтобы музыкальная деятельность послужила базой для роста творческой личности, она сама должна быть наполнена творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда ребёнок впервые входит в мир музыки. Поэтому начинать процесс музыкального воспитания желательно с предоставления возможности творческого самовыражения при помощи способствующих этому музыкальных средств. Я считаю, что наиболее подходящим для этого является элементарное музицирование. Выражение «элементарное музицирование» используется мной не в значении «упрощённое, примитивное», а в значении «имеющее отношение к основам», а основа музыки – это ритм. Самый доступный путь к развитию творчества – это развитие музыкально-ритмического слуха у детей. Таким образом, тема моей работы – «Формирование творческой личности ребёнка дошкольного возраста посредством развития музыкально-ритмического слуха».

Почему ритмический слух? Ритм, двудольность заложены в природе. Они наблюдаются в равномерности биения пульса, в дыхании. Так, с периодами покоя бьется наше сердце. Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важных для неё, несущих вместе с мелодией информацию. 

Концептуальность.

Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Эмиля Жака-Далькроза, швейцарского композитора и педагога. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в его гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убеждён, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение.

Ритмический слух – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритмический слух помогает вызвать желание с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д. Значение развития ритмического слуха у ребенка заключается в том, что оно:
во-первых, помогает развитию творческих способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

во-вторых, развивает познавательные способности;
в-третьих, воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
Основываясь на концепцию, предложенную К.Орфом, конечная цель моих занятий – подвести детей к тому, чтобы они смогли ответить не столько на вопрос «Что ты узнал?», сколько на вопрос «Что ты ощутил, почувствовал?». Поэтому моя деятельность это: 

  • Творческий процесс, где главное что давать и как давать.
  • Разные виды совместной деятельности, которые приводят к импровизации.
  • От простого - к сложному.
  • Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка .
  • Область «Музыка», где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных, здоровьесберегающих, социальных задач. Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
  • Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
  • Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
  • Приоритетное воспитание чувства ритма.


Кто-то из музыкантов сделал такое сравнение: метр - это как бы канва (сетка), а ритм - узор, который вышивается по ней. Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности. Недаром, характеризуя ритм, мы применяем разнообразные выражения: прихотливый, игривый, капризный, спокойный, угрожающий, монотонный и многие другие. 

Оптимальность и эффективность средств.


Развитие ритмического слуха идёт как бы одновременно с двух сторон. С внешней стороны - это умение подстраивать свое исполнение под метроритм, задаваемый педагогом или ударами метронома. С внутренней стороны - через чувствование ритмической канвы музыкального произведения, постижение его живого пульса, которое трудно выразить словами и можно только прочувствовать, поэтому работу с песней строю в такой последовательности:
1. В начале мы выделяем ритм песни, показываем все вместе ритмический рисунок. В упражнениях использую движения, способствующие слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания, игра на ложках), а также такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, движения пальцев). Дети старшего возраста могут акцентировать ритм ногами, младшие – произнесением слогов и выполнением движений игрового характера.
В работе над развитием ритмического слуха придаю должное значение паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне которой вырисовывается ритм. 
2. Выбираем из числа детей дирижёра. Дирижёр показывает короткие и долгие звуки жестами. Дети при помощи деревянных ложек повторяют за дирижёром метр и ритм произведения.
3. Детям предоставляется возможность показать свой ритмический рисунок индивидуально, а затем выбрать для исполнения только один.
4. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа исполняет песню акапелльно, вторая – отмеряет метр и ритм с помощью деревянных ложек. Начинает подгруппа детей с инструментами. Дети второй подгруппы вступают акапелльно по жесту дирижёра, воссоединяясь с музыкантами. Получается ансамбль.
5. Песня исполняется вокально всеми детьми, под музыкальное сопровождение педагога. При этом дети отмеряют метр и ритм на ложках, а во время проигрыша дети делают выбранную заранее аранжировку (ритмический рисунок). Мы называем это так «украшают мелодию».
Работу с любой песней могу сравнить с игрой с детской пирамидой – разбираем по частям, а затем складываем в единое целое. 

Ведущая педагогическая идея.


Благодаря неотделимости друг от друга песен и игровых движений ритмический слух развивается в постоянной музыкальной деятельности непринуждённо и планомерно. 

Такое построение работы помогает решать ряд поставленных задач:

1. Способствовать становлению творческой личности через возникновение способности чувствовать, творчески проживать музыку, фантазировать;

2. Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой,

3. Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцев, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен, навыки общения и сотрудничесва в группе;

4. Развивать индивидуальность детей, их способности к сопереживанию; различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать и активно воспринимать.

Результативность опыта.


К показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Для этого проводится диагностика выявления ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента  и выявление ритмической пульсации под музыку различного характера. Достижения детей мы можем увидеть, выступая с концертами в детском саду, в РДК. Выступления детей отличаются яркостью, синхронностью движений в танцах, правильностью интонирования песен, выразительностью пения, одновременным вступлением и концовкой, правильным дыханием в песнях, дружной игрой на музыкальных инструментах, чётким выполнением команд дирижёра в оркестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....