Занятие "Весна пришла".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Петрова Валентина Алексеевна

Занятие по духовно - нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_vesna_prishla_sr.gr_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20 п. Разумное Белгородского района Белгородской области».

Конспект

Занятие по духовно-нравственному воспитанию на основе народных праздников в средней группе.

Тема: «Весна пришла!».

Подготовила:

                                                                                                  воспитатель

                                                                                                   Петрова В.А.

2015 г.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

    Приобщить детей к духовно-нравственной культуре посредством литературы, музыки, дать понятие о происхождении праздников, донести нравственные нормы.

    Вызвать у  детей желание заботиться о своем здоровье, применять на практике полученные знания, уметь их обосновывать.

Развивающие задачи:

    Развивать умение рассказывать на предложенную тему, используя накопительные знания, представления, образы, умение находить выразительные слова.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать у детей бережное отношение к природе, рациональному ее использованию.

Материал:

   Распустившиеся веточки березы, иллюстрации о весне.

Предварительная работа:

   Наблюдения на прогулке: за появлением  первой травы, первого цветка, появлением почек, за распустившими ветками.

     Чтение произведений о весне, В.Бианки «Лесная газета», месяц – апрель, рассматривание иллюстраций о  весне и весенних изменениях в живой и неживой  природе. Заучивание стихотворений об апреле, пословиц, примет.

     Рисование в свободное время «Как я увидел весну».

Ход занятия:

Вводная часть:

   Дети получают приглашение на праздник Весны.

Воспитатель: «Дети мы получили приглашение на праздник Весны».

   В приглашении написано:

Проходила весна по опушке

 Сквозь апрельские синие дни

       И тихонько светились веснушки

                                          На лице у девчонки- весны.

Основная часть:

   Воспитатель просит детей «приаукать» весну:

 «Дети, давайте позовем весну!».

   Дети:

1. Ау - ау - аукаем

    Весну приаукиваем,

    Март, март

    Солнцу рад.

2. Апрель, апрель

    Откроет дверь.

3. Май, май

    Сколько хочешь, столько гуляй.

Воспитатель: «Дети, давайте поиграем в игру; Золотые ворота».

     «Идет матушка – весна,

     Отворяй–ка  ворота.

      Март, март пришел

      Белый снег сошел.

      А за ним апрель

     Отворил окно и дверь.

     А за ним пришел и май

     Солнце в терем приглашай».

     Играем (2 – 3 раза).

Воспитатель:  «Ребята, приглашаю вас на весеннюю полянку».  

Садятся на стулья.

Воспитатель: Скажите, наши весенние месяцы вы знаете? Посмотрите на  иллюстрацию и выберите  те, на которых вам думается изображен апрель. (Почему?).

Сегодня мы с вами поговорим об апреле.  (Тихо звучит звукозапись).

     Апрель- месяц  удивительных контрастов: капель сменяется заморозками, дожди - редкими снегопадами, в лесу еще лежит снег, большая вода  гонит лед. А березы наполняются соком. У апреля много названий. Какие?

 Дети: снегогон, водогон, прилетень, цветень, соновик, березень или березоль.

Воспитатель:  Назовите приметы и пословицы апреля и весны.

Дети: называют (пословицы и приметы написанные на последнем листе).

Воспитатель: но в апреле есть даты, о которых мы сейчас вспомним. Это 1 Апреля. Кто хочет рассказать, что это за день, что делали в этот день в старину на Руси?

Дети: я  расскажу о 1 апреле. 1 апреля – день смеха, день обмана.

Воспитатель: вообще-то в России этот день назывался «Днём дурака». Считалось, что в этот день просыпается домовой и поэтому следует обманывать друг друга, чтобы ввести в заблуждение домового. В этот день знахарки вымывали порчу. Сначала знахарка трогала больного пучком колючего чертополоха, а потом крапивным веником разбрызгивала и говорила заговорные слова. К больному возвращалось здоровье.

    Много  весной у нас праздников, но самым светлым и любимым праздником остается ПАСХА. Он  справлялся очень торжественно. Все  храмы были украшены, звучали колокольные перезвоны. В день  Пасхи люди спешили с узелками в церковь, в которых была еда. В церкви священник окрапливали эту еду святой водой и потом можно было кушать и угощать всех. А крашеные яйца – это символ воскрешенья.

     А что вы знаете о большом празднике, который отмечается 7 Апреля из рассказа бабушек? Как называется этот праздник?

Дети:  7Апреля - благовещенье.

Воспитатель: на благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не плетет. На благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет на работу). Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других растений. Золой посыпают растения, чтобы не болели.

   Ребята, помните на прогулке мы с вами наблюдали, что только растаял снег и уже из - под земли появляется первая травка и первый весенний цветок. Посмотрите на этот радостный, нежный, яркий весенний цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его лепестки расположены как лучи, расходящиеся  от центра. Он открывается навстречу солнцу, а с его заходом закрывается, как- будто ложится спать. Этот первый цветок весны называется мать - и – мачеха. Зацветает она с 10 апреля. Её цветы и листья очень полезны при простуде. Из листьев мать – и – мачехи заваривают первый весенний чай.

    А с 11 апреля «слушали березу», собирали березовый сок и отпаивали им больных - очищали кровь. Березовым соком лечат разные болезни.

   А что вы знаете о березе? Сейчас будем передавать друг другу мы березовую веточку и каждый должен подумать и сказать что–нибудь о березе.

Дети: березовым веником можно париться в бане. Топить печь звонкими березовыми дровами. Старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины. Отпаивали больных березовым соком. Березовые  почки очень полезны. Они помогают лечить многие болезни. Отвар из молодых листьев березы очень полезен, в нем много витаминов.

Итог:

     Давайте веточку снова поставим в вазу, пусть она украшает нашу группу. Люди издавна дружили  с березой, с незапамятных времен хранят любовь к этому  замечательному дереву, доброй нашей белоствольной – красавице. Давайте и мы с вами исполним для березки хоровод «Березонька». (Хоровод. «Березонька»).

ПОСЛОВИЦЫ  И  ПРИМЕТЫ  ВЕСНЫ:

1.Апрель теплый, май холодный – год хлебородный.

2. Весной разлив большой – к хорошим хлебам.

3. В апреле земля преет.

4. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

5.Звездные ночи в апреле – к урожаю.

6.На благовещенье дождь – будет дождь.

7. Увидел грача – весну встречай.

8. Апрель обманщик: на дню 7 непогод.

9. Не ломай печей, пока апрель у плечей.

10. Апрель – батюшка в поле зовёт.

11. Мокрое благовещенье  -  грибное лето.

12. На благовещенье небо без облаков, солнечное – быть лету грозовым.

13. Апрель землю красит, воду подбирает, цветы раскрывает.

14.В пасхальную ночь, если небо светлое -  обещают год  ветреный, неурожайный, а если темное – урожайный.

15. Была бы апрельская водица, а зелень народится.

16. Вода в апреле на лугу, считай, что сено в стогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-газета "Пришла весна, ой пришла красна!"

Материал для родителей о весне...

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...