диагностика
материал (старшая группа) на тему

Агафонова Наталья Валерьевна

примерные результаты диагностики по рисованию. Диагностика  детей старшего дошкольного возраста 2-ая логопедическая гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  детей старшего дошкольного возраста

2-ая логопедическая

Обследование детей старшей группы проводилось с помощью диагностического задания, предложенного Комаровой Т.С.. Cроки проведения диагностики октябрь – ноябрь  2014 года.

Детям в качестве тестового задания, предлагалось задание на дорисовывание шести кругов. Оно состоит в следующем: детям даётся стандартный альбомный лист бумаги формата (А4) с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см), на одинаковом расстоянии от верхнего и нижнего края листа. Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги и подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво.

Выбор данного диагностического задания продиктован следующими соображениями: оно является частью продуманной программы тренинга реактивности, направленной на развитие детского изобразительного творчества, и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и даёт им возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Все задания должны иметь в совокупности изображенных образов, общую основу (круг), отражать уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса и уровень развития воображения у детей.12

Выполнение этого диагностического задания оцениваем следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляет тот балл, который выставляется. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставляется оценка 6, если 5, то оценка была 5 и т. д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания всей группы в целом.

По результатам диагностического задания по критерию «Продуктивность» (таблица № 1)  определяем процент продуктивности выполнения задания всей группы.

Таблица № 1.

Сводная таблица «Продуктивности»

№ п\п

Фамилия имя ребёнка

Баллы

Процент продуктивности

1

Аристархов Илья

5

2,8%

2

Арутюнов Пётр

5

2,8%

3

Контарёва Ариша

4

2,24%

4

Кошелева Лиза

4

2,24%

5

Краснов Матвей

4

2,24%

6

Кутенкова Аня

5

2,8%

7

Макаров Максим

4

2,24%

8

Макушин Илья

5

2,8%

9

Матияш Настя

4

2,24%

10

Мишенина Вика

5

2,8%

11

Руденко Аня

5

2,8%

12

Сергеев Вадим

4

2,24%

13

Серенков Арсений

5

2,8%

14

Скотников Павел

4

2,24%

15

Смирнова Кристина

5

2,8%

16

Соколенко Лиза

4

2,24%

17

Саломова  Соня

4

2,24%

18

Фролова Алёна

5

2,8%

19

Чижиков Слава

6

3,36%

20

Чунихина Аня

4

2,24%

Итого;

48,72 %

По полученным результатам определим продуктивность выполнения диагностического задания, всей старшей группой - что составляет 49%.

Следующий критерий - «Разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Оценка «3» - высокий уровень - ставится тем детям, которые наделили предмет образным содержанием преимущественно без повторения одного, например, яблоко (желтое, красное, зеленое) или мордочек зверюшек (заяц, мишка и т. п.), или близкого образа.

Оценка «2» - средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли все или почти все круги, но допустили почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформили круги в изображении очень простых, часто встречающихся в жизни предметов (шарик, мяч, яблоко и т. п.).

Оценка «1» - низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Определяем критерий «Разработанность образа», при выполнении диагностического задания у детей старшего дошкольного возраста, и выделяем уровни сформированности умений,  у детей  при выполнении данного тестового задания.

Результаты обследования представлены в (таблица № 2. «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшей группы»).

Таблица № 2.

 «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшей группы»

Фамилия и имя ребёнка

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1

Аристархов Илья

-

+

-

2

Арутюнов Пётр

-

+

-

3

Контарёва Ариша

+

-

-

4

Кошелева Лиза

-

+

-

5

Краснов Матвей

+

-

-

6

Кутенкова Аня

-

+

-

7

Макаров Максим

+

-

-

8

Макушин Илья

-

+

-

9

Матияш Настя

-

+

-

10

Мишенина Вика

+

-

-

11

Руденко Аня

+

-

-

12

Сергеев Вадим

-

+

-

13

Серенков Арсений

-

+

-

14

Скотников Павел

-

+

-

15

Смирнова Кристина

-

-

+

16

Соколенко Лиза

-

+

-

17

Саломова  Соня

+

-

-

18

Фролова Алёна

+

-

-

19

Чижиков Слава

-

-

+

20

Чунихина Аня

-

+

-

Проанализировав  полученные данные по результатам выполнения диагностического задания детьми по критерию «Разработанности образа», можно отметить следующее:

  •  у пяти детей при обследовании выявлен высокий уровень «разработанности образа», а это значит, что они наделили предметы (круги) оригинальными образами;
  • у шестнадцати детей при обследовании выявлен средний уровень «разработанности образа», а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 2-3 признака предмета, и их работах имеются повторы;
  • у девяти детей при обследовании выявлен низкий уровень «разработанности образа», а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 1 признак предмета, и их работах образы закрашены.

Диаграмма № 1.

Повторное обследование детей старшей группы проводилось с помощью диагностического задания, также предложенного Комаровой Т.С. по критериям «Продуктивность» и «Разработанность образа». Cроки проведения повторной диагностики апрель – май  2015 года.

По результатам диагностического задания по критерию «Продуктивность» (таблица № 3.)  определяем процент продуктивности выполнения задания всей группы.

Таблица № 3.

Сводная таблица «Продуктивность»

№ п\п

Фамилия имя ребёнка

Баллы

Процент продуктивности

1

Аристархов Илья

6

3,36%

2

Арутюнов Пётр

5

2,8%

3

Контарёва Ариша

4

2,24%

4

Кошелева Лиза

6

3,36%

5

Краснов Матвей

5

2,8%

6

Кутенкова Аня

5

2,8%

7

Макаров Максим

4

2,24%

8

Макушин Илья

6

3,36%

9

Матияш Настя

5

2,8%

10

Мишенина Вика

5

2,8%

11

Руденко Аня

4

2,24%

12

Сергеев Вадим

6

3,36%

13

Серенков Арсений

4

2,24%

14

Скотников Павел

4

2,24%

15

Смирнова Кристина

6

3,36%

16

Соколенко Лиза

5

2,8%

17

Саломова  Соня

4

2,24%

18

Фролова Алёна

4

2,24%

19

Чижиков Слава

5

2,8%

20

Чунихина Аня

5

2,8%

Итого;

54,88 %

По полученным результатам определим продуктивность выполнения диагностического задания, детей старшего дошкольного возраста составляет 55%.

Следующий критерий - «Разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл – дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла – дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла – дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Оценка «3» - высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет образным содержанием преимущественно без повторения одного, например, яблоко (желтое, красное, зеленое) или мордочек зверюшек (заяц, мишка и т. п.), или близкого образа.

Оценка «2» - средний уровень – ставится тем детям, которые наделяли все или почти все круги, но допустили почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформили круги в изображении очень простых, часто встречающихся в жизни предметов (шарик, мяч, яблоко и т. п.).

Оценка «1» - низкий балл – ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Определяем критерий «Разработанность образа», при выполнении диагностического задания у детей старшего дошкольного возраста, и выделяем уровни сформированности умений,  у детей  при выполнении данного тестового задания.

Результаты обследования представлены в (таблица № 4. «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшего дошкольного возраста»).

Таблица № 4.

 «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшего дошкольного возраста»

Фамилия и имя ребёнка

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1

Аристархов Илья

-

-

+

2

Арутюнов Пётр

-

+

-

3

Контарёва Ариша

-

+

-

4

Кошелева Лиза

-

-

+

5

Краснов Матвей

-

+

-

6

Кутенкова Аня

-

+

-

7

Макаров Максим

-

+

-

8

Макушин Илья

-

-

+

9

Матияш Настя

-

+

-

10

Мишенина Вика

-

-

+

11

Руденко Аня

-

+

-

12

Сергеев Вадим

-

-

+

13

Серенков Арсений

-

+

-

14

Скотников Павел

-

+

-

15

Смирнова Кристина

-

-

+

16

Соколенко Лиза

-

-

+

17

Саломова  Соня

-

+

-

18

Фролова Алёна

-

+

-

19

Чижиков Слава

-

+

-

20

Чунихина Аня

-

-

+

Проанализировав  полученные данные по результатам выполнения диагностического задания детьми двух групп контрольной и экспериментальной, по критерию «Разработанности образа», можно отметить следующее:

  • у одиннадцати детей при обследовании выявлен высокий уровень «разработанности образа», а это значит, что они наделили предметы (круги) оригинальными образами;
  • у девятнадцати детей при обследовании выявлен средний уровень «разработанности образа», а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 2-3 признака предмета, и их работах имеются повторы;
  • при обследовании детей не выявлен низкий уровень.

Ниже в диаграмме № 2., рассмотрены выявленные у детей старшего дошкольного возраста участвующих в экспериментальной работе, уровни сформированности знаний по критерию «Разработанности образа».  

Диаграмма № 2.

                

Далее проанализируем выполнение детьми  старшего дошкольного возраста диагностического задания, предложенного Комаровой Т.С.,  по критериям «Продуктивность», и «Разработанность образа».

 По полученным результатам констатирующего этапа эксперимента выполнения диагностического задания «Продуктивность», всей старшей группой детей, составило 49%, а при выполнении диагностического задания составило 55%.

Далее  сравнивая результаты проведённой диагностики по критерию «Разработанности образа», полученные на констатирующем этапе и контрольном этапе, у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что на контрольном этапе эксперимента,  происходит значительный рост:

  • высокого уровня, а это значит, что дети наделили предметы (круги) оригинальными образами;
  • среднего уровня, а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 2-3 признака предмета, и их работах имеются повторы.

это отражено в диаграмме № 3. «Разработанности образа».

Диаграмма № 3. «Разработанность образа»