Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи
проект на тему
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема: «Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи»
Выполнила:
Слушатель курсов повышения
Квалификации
Осипова Снежана Андреевна
должность старший воспитатель
место работы МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 411» Ново-Савиновский район
город Казань
г. Казань – 2014г.
Семья всегда будет основой общества
Оноре де Бальзак
Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества
Феликс Адлер
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
Аннотация проекта
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:
Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
- Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
- Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщать опыт семейного воспитания.
- Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
Проект реализуется в три этапа. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
- разработка положения о ДОУ;
- мини-педсовет «Детский сад и семья»;
- мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
- опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
- составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
- обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы.
В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
Приведем пример плана организации мероприятий:
виды деятельности | сроки | содержание | участники |
1. Заседание «Мастерская волшебников» (на базе старших групп) | октябрь | Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки. | Воспитатели, дети, родители |
2. Заседание «Занимательные звуки» (логопедическая группа) | ноябрь | Логопедический досуг | Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети |
3. Заседание творчества «Добавь осени красок» (на базе старшей группы) | ноябрь | Совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо. | Педагог по изо деятельности дети, родители |
4. Заседание « Мы – экологи» (средняя группа) | декабрь | Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей. Наблюдение за домашними питомцами. Конкурс-фотовыставка «Домашние любимцы» | Воспитатели, дети, родители |
5. Заседание «Здоровый дошкольник» (подготовительная к школе группа) Тематический вечер «Расти здоровым, малыш!» | февраль | Дискуссия. Открытое занятие | Воспитатели, дети, родители, медперсонал, инструктор по физвоспитанию |
6. Заседание Семейный досуг «Мамы разные | март | Конкурс «Рисуем с папой мамин портрет», Конкурс чтецов «Стихи о маме» | Воспитатели, дети, родители |
7. Неделя семьи. Проектно-исследовательская деятельность «Мое генеалогическое древо» (подготовительные к школе группы) | апрель | Родительские собрания в группах Оформление фотоальбома «Семейные традиции». Выставка семейных рисунков «Мое генеалогическое древо». | Воспитатели, дети, родители |
В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.
Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.
Работа в детском саду способствовала:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
- Обобщению опыта семейного воспитания
- Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями
Выводы:
Организация взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
На общем родительском собрании в ДОУ принято решение о продолжении работы по реализации проекта в следующем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....
Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников по проектной деятельности
Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию творческий проект "Морковка -для дочки , грибок - для сыночка". Данный проект разработан для всех видо совместной деятельности музыкального руководителя: с...
Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО
Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....
«Формирование личности дошкольникав рамках взаимодействиядошкольной организации и семьи»
Основной целью дошкольных образовательных учреждений должна быть тренировка природных задатков детей дошкольного возраста к выполнению в игровой ситуации всех видов деятельности, а также тренировка по...
"Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи"
Проектная работа...
«Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»
Актуальным становится поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны...