Консультация "Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"
консультация на тему

Кудрявцева Елена Сергеевна

"Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация282.19 КБ
Файл stil_obshcheniya.pptx690.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА  ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВ.КАТ.

Е.С.КУДРЯВЦЕВА

 ЯНВАРЬ 2015 Г.

  "Развитие игровой деятельности как средства формирования культуры общения с детьми"

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Ведь сейчас игра часто отходит на второй план, дети играют мало, а если и играют, то только в детском саду. Дома детям игрушки и игры часто заменяют мультфильмы, сериалы, компьютерные игры, часто очень далёкие от реальной жизни. И затем в своих играх дети воспроизводят увиденные сюжеты, не всегда соответствующие нормам поведения для данного возраста. Часто их игра - картина реальной жизни, жестокой, грубой, с ругательствами.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

Развитие культуры общения в дошкольном возрасте является актуальной проблемой, так как общение один из главных факторов развития личности в дошкольном возрасте. И как средство развития культуры общения дошкольников наиболее подходящей, по-моему, является игровая деятельность. Ведь именно игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой.

Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В.Бондаревская, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова).

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. В чем же секрет успешного общения? Психологи говорят о коммуникативных навыках – навыках общения. Какие же навыки общения стоит освоить детям

Любой коммуникативный навык подразумевает прежде всего распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию.

Любая игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить средством приобщения детей к  культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. А ведь этому можно научиться.

Мы же знаем, что  умения и навыки, в том числе и коммуникативные, т. е. общение  не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте и применяя верные методы.

Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.

Известный польский педагог Януш Корчак подметил: “…если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии, что впитывает в себя и, что сам способен дать…”

Мне хотелось бы остановится на игровой деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!» 
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. 
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно–ролевые игры и игры с правилами. 

Сюжетно–ролевые игры  являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, т.е общению.  В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой  ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. 
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения. 
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. 
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были. 

Каков же путь развития игры? Когда она становится сюжетно-ролевой? 
Когда малыш появляется на свет, он учится общаться с взрослыми, знакомится с окружающим миром. К шести месяцам малыш овладевает практически всеми навыками общения, кроме речи. Он отвечает улыбкой на улыбку и отворачивается, когда хочет прекратить общение. Однако навык общения необходимо упражнять и оттачивать, прежде всего, в игре (например, всем известные с детства «Ладушки», «Идет коза рогатая» и другие). 
На рубеже двух-трех лет у ребенка возникает самая первая форма игры, которую психологи назвали режиссерской. В ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Сходство с режиссерской деятельностью заключается в том, что ребенок придумывает сценарии и  представляет в пространстве, кто из героев где будет находиться, и как персонажи будут взаимодействовать.

Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения, то возникает основа для развития сюжетно–ролевой игры. Сюжетная игра сопровождает ребенка до младшего школьного возраста, видоизменяясь и приобретая новое содержание.


В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие  всего лучшего, что может быть в ребенке. 

Развитие игровой деятельности начинается прежде всего в семье. 
Когда ребенок становится старше, идет в детский сад, родители считают, что теперь он должен играть сам, со сверстниками и что старые игры ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр.  
Только при взаимодействии педагогического коллектива с семьей задача обучения родителей игре может быть решена полностью. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом. 

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. 
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.   Так давайте же играть вместе с нашими детьми! 

 


 

Простые правила детского общения

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть.
  • Попросят дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.
  • Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
  • Не обижай без дела, не дерись без обиды.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.
  • Разговаривая умей слушать и понимать. Не перебивай в разговоре.
  • Начав одно дело, доводи его до конца.
  • Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь друзьям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ Подготовила воспитатель 1 кв. категории: Е.С.Кудрявцева

Слайд 2

ПОНЯТИЕ – ОБЩЕНИЕ. Общение – один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Общение педагогическое – воздействие на ребёнка с помощью коммуникативных средств, направленных на обеспечение эффективности обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового благоприятного микроклимата в группе.

Слайд 3

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагогов с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения: демократический, авторитарный и либеральный.

Слайд 4

Демократический стиль общения Члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно

Слайд 5

Авторитарный стиль общения В отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений.

Слайд 6

Либеральный стиль общения Отсутствует единая линия и должностная требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Слайд 7

Н.Е. Щуркова выделяет следующие позиции профессионального общения педагога: дистанционная позиция уровневая позиция кинетическая позиция (кинетика – движение)

Слайд 8

Дистанционная позиция Выделяется три основных признака: «далеко», «близко», «рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Слайд 9

Уровневая позиция Уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали»: «над», «под», «наравне».

Слайд 10

Кинетическая позиция Предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».

Слайд 11

Модели, характеризующие отношения взрослого и ребёнка Модель «Невмешательство в жизнь ребёнка» Соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае, занимает позицию наблюдателя, и между ним и ребёнком происходит эмоциональный разрыв.

Слайд 12

Учебно-дисциплинарная модель Соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.

Слайд 13

Личностно-ориентированная модель Взрослый не подгоняет развитие ребёнка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования.

Слайд 14

Вывод Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»: эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди».

Слайд 15

Эталонная профессиональная позиция педагога «ВМЕСТЕ» «РЯДОМ» «НАРАВНЕ» «ЧУТЬ ВПЕРЕДИ»