"Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Публикуемый материал дает детям представление об их правах. Способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывает чувство самоуважения и уважения к другим.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников»
О правах – играя
Цель: Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Материал: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка». Костюм Бабы Яги, избушка. На каждого ребенка - подушка «думка», искусственные цветы (клумба), жетоны-символы: «Все имеют равные права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота».
Музыкальное оформление : Аудиозапись голосов лесных птиц, музыка группы «Спейс».
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка» (показываю). Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей.
Появляется Баба Яга (взрослый)
Б.Я. (забирает книгу) : Малы вы еще права изучать! А эту книгу я почитаю. (Уходит, прячется за своей избушкой).
Воспитатель: Ну и Баба Яга! Отобрала нашу книгу, и была такова! Что же нам теперь делать? (ответы детей). Правильно, давайте ее догоним и вернем нашу книгу.
Воспитатель: Вот в этом лесу живет Баба Яга. Трудно туда добраться, но нам помогут волшебные тучки (указывает на подушки). Садитесь скорее, и-полетели! (дети садятся на подушки). Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! Держитесь крепче за тучки. Чувствуете, как быстро мы летим? (Играет «Спейс»).
Воспитатель : Слышите? Птицы поют (птицы). Мы подлетаем к лесу. Открываем глаза. Приземляемся на поляне. Вот избушка Бабы Яги. (Дети поднимаются с подушек, подходят к дому)
Воспитатель: Постучим? (появляется Баба Яга)
Б.Я.: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду!
(выключить птиц)
Воспитатель: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.
Б.Я.: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? (ответы детей)
Воспитатель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.
Б.Я: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного,и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной национальности с ней.
Вот так:
Воспитатель: Как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (ответы детей). Конечно нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители и какой у вас цвет кожи. Ребята, а дети какой национальности есть у нас в группе? (ответы детей).
(раздаю жетоны-символы «Все имеют равные права»)
Воспитатель: Так что, Баба Яга, ты не права, верни нам книгу!
Б.Я.: Ой-ой, какие умные! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.
Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.
Б.Я.: Имена? А зачем им давать имена, если дети все маленькие, все одинаковые? Обойдутся и номерами.
Воспитатель: Вы согласны, что все дети одинаковые? (нет). Давайте докажем это Бабе Яге. Варя, опиши себя, какая ты? А ты, Мишенька?.....
Б.Я.: Ну хорошо, тогда я буду вас звать так: ты – малышка, ты – котенок, ты рыжик….
Воспитатель: Ты что, Баба Яга, ребятам же будет обидно. Все дети имеют право на то, чтобы их называли по имени. Ведь у детей такие красивые имена. (К детям) – как тебя зовут? А как можно назвать по-другому? А тебя? - 3-4 чел.
Замечательно! А знаете ли вы, что каждое имя имеет свое особое значение? Например, Ирина – мирная, значит, добрая, хорошая, ласковая.
Ну что, Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? И это имя записано у каждого человека в свидетельстве о рождении (раздает жетоны-символы «Имя»)
Воспитатель: Теперь, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.
Б.Я.: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.
Воспитатель: Это еще почему?
Б.Я. : Потому что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться - дети врачей.
Воспитатель: Ну ты и наговорила! Ребята, у кого-нибудь мама работает в библиотеке? (Ира). Скажи, Ирочка, а в библиотеку ходишь только ты или другие люди тоже ходят туда за книгами?
А у кого мама работает в больнице? (анологично)
Ребята, а вы всегда живете в детском саду? (ответы)….а какой адрес у твоего дома?
Вот видишь, Баба Яга, у каждого ребенка есть свой дом.
Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение. (жетоны «Дом», «Лечение», «Обучение»)
(Баба Яга обижается и уходит в свой дом)
Воспитатель: Мне почему-то стало жалко Бабу-Ягу. Может, она потому плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Ребята, а вас кто-нибудь любит, как вы думаете? А как,….тебя любит мама? А тебя, …?
Давайте подумаем, на что похожа любовь? С чем ее можно сравнить? (ответы). У вас очень красивые образы любви, - А кто о вас заботится? (ответы). Как они это делают? (ответы)
- Как вы думаете, кто нуждается в вашей любви и заботе? Что вы можете сделать для них? (ответы)
Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-то теплоту своего сердца.
Дети становятся в круг и под спокойную, тихую музыку выполняют упражнение «Согрей птичку»: складывают ладони, представляя, что держат в руках птицу. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают к груди и т.д. Затем выпускают на волю.
Да, ребята, вы все имеете право на любовь и заботу и это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
Правильно, ребята, вы все имеете право на любовь и заботу (жетоны-сердечки).
Ребята, а ведь это право имеет и Баба-Яга. А ее даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем. Сорвем по цветочку и ей подарим.
Собирают цветы, стучатся в дверь избушки. Баба Яга выходит. Дети поздравляют ее с днем рождения и дарят цветы. Баба Яга смущается, благодарит)
Б.Я. : Спасибо вам, ребята. А за то, что вы такие добрые, я верну вам книгу и еще подарю волшебный сундучок.
Воспитатель: Ребята, как приятно совершать хорошие поступки, правда?
Проводится игра-разминка «Все будет хорошо»
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха.
Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения:
В небе солнышко взошло
(поднять руки-вдох)
И всем улыбнулось
(опустить руки-выдох)
Нам вдруг стало хорошо
(поднять руки-вдох)
И больше не взгрустнулось
(опустить руки - выдох)
Воспитатель: Да и зачем грустить, если впереди столько всего интересного? Вот, например, прямо сейчас вы узнаете секрет нарисованных вами портретов.
(раздаю детям портреты, клеевые карандаши)
Воспитатель: У меня в руках волшебный сундучок, который подарила нам Баба Яга. Давайте посмотрим, что в нем.
(поочереди достаю из сундучка предметы, символизирующие знакомые им права человека. Каждое право кратко обсуждается. )
Воспитатель: (показывает свидетельство о рождении). Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он нам напоминает? (о праве на имя)
Как вы должны обращаться к друг другу? (по имени).
Как следует обращаться к взрослым людям? (по имени-отчеству).
Наклейте свой рисунок-символ «Имя» рядом со своим портретом. (клеят)
Какое право может обозначать сердечко? (право на любовь и заботу). Наклейте ваши сердечки рядом со своим портретом.
Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? (потому что он напоминает о праве на имущество). Наклейте жетоны)
(показать букварь). Узнаете эту книгу ? (это букварь).
О каком праве детей она напоминает? (о праве на учебу)
Наклейте этот символ.
Право на лечение.
Воспитатель: (Показывает игрушечных тигрицу с тигренком)
Почему Баба Яга положила в сундучок этих зверюшек? О каком праве ребенка вы вспомнили, глядя на них? (О праве быть вместе с мамой) – наклейте символ
Воспитатель: Посмотрите, вы все такие разные – и в жизни, и на рисунках. Но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Давайте положим ваши рисунки в кружок.
Посмотрите, на что похож этот круг? (на цветок, на солнышко…)
Солнышко как будто светит всем людям. Каждый из вас – солнечный лучик, который может отдать все свое тепло другим людям, согреть кого-то.
Теперь вы знаете свои права.
А у людей, которые знают свои права, распрямляются плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие люди постепенно превращаются в больших.
Подойдите, пожалуйста, к зеркалу и посмотрите на себя.
Вот так и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице. В счастливый путь!
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости,
А можно и так:
На рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Материал для воспитателей...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной культуры дошкольников. Работа с семьей.
Данная статья предназначена для педагогов и родителей, и знакомит их с тем, что театр может стать эффективным и мощным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка....

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Игровая деятельность как средство развития памяти у старших дошкольников
Консультации для родителей....

Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение...

Тема самообразования «Игровые упражнения как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников»
Перспективный план...

Статья на тему «Метод ЭКОмоделирования как средство формирования экологической культуры старших дошкольников».
На современном этапе развития современного общества экологическое воспитание и экологическая культура приобретает все большее значение, охрана окружающей среды, поиск своего места в природе – во...