"Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Публикуемый материал дает детям представление об их правах. Способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывает чувство самоуважения и уважения к другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры  старших дошкольников»

О правах – играя

Цель:  Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Материал:  Книга, на обложке которой написано «Права ребенка». Костюм Бабы Яги, избушка. На каждого ребенка  - подушка «думка», искусственные цветы (клумба), жетоны-символы:  «Все имеют равные права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота».

Музыкальное оформление : Аудиозапись  голосов лесных птиц, музыка группы «Спейс».

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка» (показываю). Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей.

                                Появляется Баба Яга (взрослый)

Б.Я. (забирает книгу) : Малы вы еще права изучать! А эту книгу я почитаю. (Уходит, прячется за своей избушкой).

Воспитатель:  Ну и Баба Яга! Отобрала нашу книгу, и была такова! Что же нам теперь делать? (ответы детей). Правильно, давайте ее догоним и вернем нашу книгу.

Воспитатель:  Вот в этом лесу живет Баба Яга. Трудно туда добраться, но нам помогут волшебные тучки (указывает на подушки). Садитесь скорее, и-полетели!  (дети садятся на подушки). Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! Держитесь крепче за тучки. Чувствуете, как быстро мы летим? (Играет «Спейс»).

Воспитатель :  Слышите? Птицы поют  (птицы).  Мы подлетаем к лесу. Открываем глаза. Приземляемся на поляне. Вот избушка Бабы Яги. (Дети поднимаются с подушек, подходят к дому)

Воспитатель: Постучим?  (появляется Баба Яга)

Б.Я.:  Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду!

(выключить птиц)

Воспитатель: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.

Б.Я.: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? (ответы детей)

Воспитатель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.

Б.Я: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного,и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной национальности с ней.

Вот так:

Воспитатель:  Как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (ответы детей).          Конечно нет!  Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители и какой у вас цвет кожи.  Ребята, а дети какой национальности есть у нас в группе? (ответы детей).

                           (раздаю жетоны-символы «Все имеют равные права»)

Воспитатель: Так что, Баба Яга, ты не права, верни нам книгу!

Б.Я.: Ой-ой, какие умные! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.

Воспитатель:  Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.

Б.Я.: Имена? А зачем им давать имена, если дети все маленькие, все одинаковые? Обойдутся и номерами.

Воспитатель: Вы согласны, что все дети одинаковые? (нет). Давайте докажем это Бабе Яге. Варя, опиши себя, какая ты? А ты, Мишенька?.....

Б.Я.: Ну хорошо, тогда я буду вас звать так: ты – малышка, ты – котенок, ты рыжик….

Воспитатель: Ты что, Баба Яга, ребятам же будет обидно. Все дети имеют право на то, чтобы их называли по имени. Ведь у детей такие красивые имена.  (К детям) – как тебя зовут? А как можно назвать по-другому? А тебя? -  3-4 чел.

Замечательно! А знаете ли вы, что каждое имя имеет свое особое значение? Например, Ирина – мирная, значит, добрая, хорошая, ласковая.

Ну что, Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? И это имя записано у каждого человека в свидетельстве о рождении (раздает жетоны-символы «Имя»)

Воспитатель: Теперь, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Б.Я.: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.

Воспитатель: Это еще почему?

Б.Я. : Потому что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться - дети врачей.

Воспитатель:  Ну ты и наговорила! Ребята, у кого-нибудь мама работает в библиотеке?  (Ира). Скажи, Ирочка, а в библиотеку ходишь только ты или другие люди тоже ходят туда за книгами?

А у кого мама работает в больнице? (анологично)

Ребята, а вы всегда живете в детском саду? (ответы)….а какой адрес у твоего дома?

Вот видишь, Баба Яга, у каждого ребенка есть свой дом.

Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение. (жетоны «Дом», «Лечение», «Обучение»)

(Баба Яга обижается и уходит в свой дом)

Воспитатель: Мне почему-то стало жалко Бабу-Ягу. Может, она потому плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Ребята, а вас кто-нибудь любит, как вы думаете? А как,….тебя любит мама? А тебя, …?

Давайте подумаем, на что похожа любовь? С чем ее можно сравнить? (ответы). У вас очень красивые образы любви, - А кто о вас заботится? (ответы). Как они это делают? (ответы)

- Как вы думаете, кто нуждается в вашей любви и заботе? Что вы можете сделать для них? (ответы)

Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-то теплоту своего сердца.

Дети становятся в круг и под спокойную, тихую музыку выполняют упражнение «Согрей птичку»: складывают ладони, представляя, что держат в руках птицу. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают к груди и т.д.  Затем выпускают на волю.

Да, ребята, вы все имеете право на любовь и заботу и это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.

Правильно, ребята, вы все имеете право на любовь и заботу (жетоны-сердечки).

Ребята, а ведь это право имеет и Баба-Яга. А ее даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем. Сорвем по цветочку и ей подарим.

Собирают цветы, стучатся в дверь избушки. Баба Яга выходит. Дети поздравляют ее с днем рождения и дарят цветы. Баба Яга смущается, благодарит)

Б.Я. : Спасибо вам, ребята. А за то, что вы такие добрые, я верну вам книгу и еще подарю волшебный сундучок.

Воспитатель:  Ребята, как приятно совершать хорошие поступки, правда?

Проводится игра-разминка «Все будет хорошо»

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха.

Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения:

В небе солнышко взошло

(поднять руки-вдох)

И всем улыбнулось

(опустить  руки-выдох)

Нам вдруг стало хорошо

(поднять руки-вдох)

И больше не взгрустнулось

(опустить руки - выдох)

Воспитатель: Да и зачем грустить, если впереди столько всего интересного? Вот, например, прямо сейчас вы узнаете секрет нарисованных вами портретов.

(раздаю детям портреты, клеевые карандаши)

Воспитатель:  У меня в руках волшебный сундучок, который подарила нам Баба Яга. Давайте посмотрим, что в нем.

(поочереди достаю из сундучка предметы, символизирующие знакомые им права человека. Каждое право кратко обсуждается. )

Воспитатель: (показывает свидетельство о рождении). Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он нам напоминает? (о праве на имя)

Как вы должны обращаться к друг другу? (по имени).

Как следует обращаться к взрослым людям? (по имени-отчеству).

Наклейте свой рисунок-символ «Имя» рядом со своим портретом. (клеят)

Какое право может обозначать сердечко? (право на любовь и заботу). Наклейте ваши сердечки рядом со своим портретом.

Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? (потому что он напоминает о праве на имущество). Наклейте жетоны)

(показать букварь). Узнаете эту книгу ? (это букварь).

О каком праве детей она напоминает? (о праве на учебу)

Наклейте этот символ.

Право на лечение.

Воспитатель: (Показывает игрушечных тигрицу с тигренком)

Почему Баба Яга положила в сундучок этих зверюшек? О каком праве ребенка вы вспомнили, глядя на них? (О праве быть вместе с мамой) – наклейте символ

Воспитатель:  Посмотрите, вы все такие разные – и в жизни, и на рисунках. Но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Давайте положим ваши рисунки в кружок.

Посмотрите, на что похож этот круг? (на цветок, на солнышко…)

Солнышко как будто светит всем людям. Каждый из вас – солнечный лучик, который может отдать все свое тепло другим людям, согреть кого-то.

Теперь вы знаете свои права.

А у людей, которые знают свои права, распрямляются плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие люди постепенно превращаются в больших.

Подойдите, пожалуйста, к зеркалу и посмотрите на себя.

Вот так и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице. В счастливый путь!

В жизни можно по-разному жить,

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости,

А можно и так:

На рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной культуры дошкольников. Работа с семьей.

Данная статья предназначена для педагогов и родителей, и знакомит их с тем, что театр может стать эффективным и мощным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка....

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....