Проект в подготовительной группе "Толерантность - путь к миру"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрухина Ирина Сергеевна

Данный проект предназначен для реализации в старшей или подготовительной группе детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

в подготовительной группе
«Толерантность – путь к миру»

Актуальность проекта.

     В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

     Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимают проблемы взаимоотношений, решить которые можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

 

     В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не преходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

         

      В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

      Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

 

      Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

 

     Проведённая диагностика родителей воспитанников группы показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.

     Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные; исходя из этого, определяются принципы воспитания.

      Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках  воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные  традиции.  

     Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Толерантность – путь к миру».

 

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи проекта для детей:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

  • повышение компетентности родителей по правовым вопросам;
  • оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, долгосрочный.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: ноябрь 2014 года – май 2015 года.

 

I этап: Подготовительный.

 

Разработать план работы в группе по формированию толерантности на 2014-2015 учебный год

Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира

Создание картотеки подвижных игр народов мира

Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку  групповых мероприятий по теме толерантности.

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

 

II этап: Реализация проекта.

Разработка плана работы в группе по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

План работы в группе «Улыбка» по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста на 2014 – 2015 год

Дата

Темы

Мероприятия

В течение года

оснащение и обогащение

предметно – развивающей среды

в группе,

организация информационного пространства среди родителей

приобретение картин художников мира;

создание картотеки подвижных игр народов мира;

создание альбома об обычаях и традициях народов России

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему «О способах воспитания»

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему «Воспитание толерантного ребенка»

Ноябрь

Декабрь

«Игры народов мира»

Подвижные игры на прогулке

Декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

Настольные и напольные игры

Мультимедиа-презентации по темам;

сюжетные игры;

творческие рассказы по теме

Январь

«Моя страна»

«Символика нашей страны»

«Мой город»

«Русские народные праздники и традиции»

«Обрядовая кукла»

Создание альбома о городе, о людях, живущих в нашем городе, о том, какие религии исповедаются в нашем городе;

рассматривание альбомов;

неделя зимних игр и забав;

чтение русских народных закличек, песенок, потешек;

посещение музея семьи Цветаевых, занятие для детей старшего дошкольного возраста «Обрядовая кукла», изготовление куклы-оберега

Февраль

«Моя родословная»  

 

«Наши защитники»

творческие игры

сюжетные игры;

разучивание пословиц и поговорок о дружбе;

мини-проекты о своей семье

выставки

музыкально-спортивное мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества

Март

«Семейные династии»

«Права детей»

  • творческие рассказы детей об обычаях в семье;
  • создание папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей

Апрель

«Толерантность – путь к миру»

«Поклонимся великим тем годам»

проведение открытого занятия, инсценировка сказки;

посещение школьного музея;

участие в районной выставке, приуроченной к 70летию Победы

Май

«День Победы»

  • беседы об участии в ВОВ людей  разных национальностей;
  • музыкальное мероприятие, посвященное празднованию 70-летия Победы;
  • поход к памятнику павшим воинам, возложение цветов;
  • участие в флешмобе, посвященном Дню Победы
  • конкурс чтецов стихов о войне;
  • рассказы-презентации о своих прадедушках и прабабушках - свидетелях войны;
  • участие семей воспитанников в создании «Книги памяти», посвященной родственникам-свидетелям и участникам ВОВ

Результатом проведенной работы стало то, что наши выпускники  знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами  конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять  эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;  выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. 
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Толерантность - путь к миру" для подготовительной группы

Материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Знакомство детей с понятиями "толерантность", "милосердие", "сострадание", "сотрудничество"....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТАРазвитие познавательной активности через исследовательскую деятельность. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА1.Организовать предметно-развивающую среду.2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.3.Сти...

Информационно-творческий проект в подготовительной группе «К далеким мирам»

Цель проекта: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Детское экспериментирование – путь познанию мира».

Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, прио...

Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Проект " Толерантность - путь к миру"

quot; Толерантность - путь к миру"...