Занятие для старшей группы "История русского костюма"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Дроздова Валентина Владимировна

Знакомство детей с названием русских костюмов, названием и качеством тканей; расширение представлений об истории русского народа; преобщение к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_istoriya_russkogo_kostyuma.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старшей группы

Тема: «История русского костюма».

Образовательная область: «Познание. Художественное творчество».

Подготовила и провела

Дроздова Валентина Владимировна.

Цель: формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников.

Задачи: Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей; расширять представление об истории русского народа; учить описывать, делать элементарные умозаключения; вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», «современная одежда», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание стихов.

 Словарная работа: Старина, ремесленники, домотканная, сундук, мешковина, холст, ситец, крестьяне, чан, душегрея, парча, навершник, символ, заправляли, обёртывали, онучи, лапти, фасон, обычай, атлас, коренья.

 Методы и приёмы: Показ игрушек, картинок, предметов. Рассказ, объяснение, пояснение, беседа. Вопросы к детям, указания.

Материал к занятиям: куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, сундук (сувенирный) большого размера с материалом (мешковина, холст, ситец, атлас, парча), пословицы, костюмы (сарафаны, рубахи, штаны, ленты, кушаки). Карандаши, фломастеры, трафареты одежды, листы бумаги А-4.

Ход занятия:

 Вос. Ребята, сегодня к нам в гости пришли Танюшка и Ванюшка

(воспитатель показывает куклы). Давайте обратим внимание на их одежду (рассматривают одежду кукол).

 Вос. Ребята, обратите внимание на фасон одежды. Одежда кукол отличается от нашей с вами одежды. Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Давным – давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старые времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона.

 (Дети рассматривают картинки «Как одевались люди в старину»)

Вос. Ребята, посмотрите друг на друга мы сейчас одеваемся так же как в старину ?

(нет. Мы надеваем другую одежду.)

 Вос. Какую одежду мы надеваем?

(платья, футболки, юбки …..)

Вос. Молодцы! А сейчас я предлагаю послушать стихи об одежде

 ( дети читают стихи об одежде)

 Вос. Ребята, а где же мы храним свою одежду?

( В платяном шкафу)

 Вос. Ребята, Аня приготовила нам стихотворение о том где и как нужно хранить свою одежду

 (Аня рассказывает стихотворение)

Вос. Ребята мы назвали очень много предметов одежды, а как можно назвать всю нашу одежду

(современная. Мы её носим сейчас)

Вос. Ребята, в старину не было платяных шкафов, а одежду хранили в больших сундуках. Посмотрите какие они были

 (дети рассматривают фотографии сундуков)

 Вос. Ребята, посмотрите, Танюшка и Ванюшка нам тоже принесли сундук . Давайте заглянем в него и посмотрим что там лежит.

 ( Дети встают вокруг стола, открывают сундук.В сундуке лежат разные ткани. Дети рассматривают ткани, определяют её качество).

 Вос. Ребята, из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого, невзрачного цвета. Ткань делали дома. Она называлась домотканная. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину не было и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель обращает внимание детей на ткани).

Вос. Ребята, а совсем богатые люди носили одежду из порчи. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество).

Вос. Ребята, давайте рассмотрим картинки на которых изображены люди, жившие на Руси в старину. Посмотрите как они одеты. Это костюм замужней женщины, он назывался навершник. Навершники всегда украшали вышивкой или аппликациями из дорогих тканей. Навершники и сарафаны были очень широкими. Есть такая пословица: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи». Ребята, как вы можете объяснить смысл этой пословицы.

(Диалог с детьми)

Вос. Ребята, а этот костюм носили девушки. На сарафан девушки надевали душегреи. Душегреи – это коротенькая кофточка на лямках. А это мужской костюм. Основными частями костюма были рубахи и порты (штаны). Ребята, посмотрите как одевались крестьянские дети. Мальчики носили штаны и рубашки с длинным рукавом. Рубашкиподвязывали поясом. На ногах надеты лапти. А вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали верёвкой. Называлась она онучи. А девочки носили длинные сарафаны, рубашки у них тоже были с длинным рукавом. А на голову девочки повязывали ленточку.Посмотрите какие костюмы приготовили для вас Танюшка и Ванюшка. Давайте примерием.

 (Дети надевают костюмы)

 В старину дети любили играть. И мы с вами сейчас поиграем.

(Проводится русская народная игра «Ручеёк»).

Вос. Ребята, мы примерили одежду, которую носили в старину, а Танюшка и Ванюшка хотели бы примерить современную одежду. Давайте мы с вами пройдём в мастерскую и изготовим для них костюмы (одежду) как у вас.

 (Дети садятся за столы, по желанию выбирают трафарет костюма, обводят его, раскрашивают. Затем рассматривают работы и определяют,  в каком костюме ходят мальчики, а в каком девочки )

Вос. Молодцы, у вас получились замечательные костюмы для Танюшки и Ванюшки.