Занятие для старших дошкольников Русский сарафан в рамках проектной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Терешкина Наталья Анатольевна

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_oktyabr2.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

 -познакомить детей с традиционным русским костюмом, названиями элементов костюма, украшениями одежды; с народными обычаями и  русской народной подвижной игрой «Жмурка и бубенец»;

-развивать интерес к жизни наших предков;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре, фольклору и традициям, творчеству русского народа, желание творить самим.

Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок ,потешек, поговорок, пословиц . Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».

Ход НОД:

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришла гостья. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?  (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

- Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили ласковую улыбку и сияющие глаза. «Чем больше человек делает добра, тем больше он получает его в ответ».

А теперь давайте мы с вами пройдем, сядем на стульчики.

Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

- Сегодня к нам придёт ещё одна гостья, а кто она, мы узнаем, если загадку отгадаем.

Платье носит,

Есть не просит

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

- Эту куклу зовут Маша, она у нас немного погостит да на нас поглядит.

Посмотрите какой у Маши красивый наряд.

Кукла Маша в русском народном костюме. Так одевались девушки на Руси в давние времена.

Воспитатель: Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе.

Русский фольклор удивляет нас до сих пор сказками, потешками, пословицами, поговорками. Давайте вспомним, какие из сказок вы знаете?

-Для этого загадаю вам загадки.

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)

Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)

Где-то в поле он стоит,
Из трубы  дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

-А сейчас вспомним русские народные потешки:

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в – тележке,

Щелкает орешки.

Ани-бани-барабани,

Едет Маша на баране.

-Тпру, тпру, не скачи,

Продаются калач,

Калачи горячи,

На, Ванюша, получи!

Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок,

На крутой на бережок.

Тебя мышка съест,

Либо ласточка,

Либо серенький волчок

Из-за кустичка,

Либо белая собачка

Из-под мостичка.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

- А песенки русские народные вы угадаете? Поиграем в игру «Гадай русскую народную мелодию»

«Калинка-малинка»,

«Два весёлых гуся»,

«Каравай».

- Но не только веселились люди в старину, а ещё много работали. Ребята, давайте вспомним пословицы про труд.

Ответы детей: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, каков был русский костюм . А потом нарисуем его.

(Рассматривание  куклы Маши).  

Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафан.

Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?

Ответы детей: Белого, красного (много).

Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

Ответы детей: Девушки, женщины.

Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?

Ответы детей: Для красоты.

Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?

Ответы детей: Цветы, солнце.

Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.

Давайте вспомним, что такое ярмарка?

Ответы детей: Это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что то купить, продать , повеселиться, поводить хороводы , поиграть в игры.

Воспитатель: Вы хотите поиграть как на ярмарке?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Жмурка и бубенец».

Трынцы-брынцы бубенцы

Позолочены концы

Кто в бубенчики играет,

Того жмурка не поймает!

Воспитатель: Садитесь на свои места. Мы с вами смастерим русский народный сарафан. Мы будем расписывать материю для сарафана.

Узор для материи можете посмотреть на образцах и нарисовать такой же, можете придумать сами.

Пальчиковая гимнастика.

Наши пальчики расскажут,

Всё умеют всё покажут.

Они умеют рисовать

Палочки, кружочки

Разноцветные овалы

Кольца или точки.

Мы возьмёмся все за дело

Эх, работа закипела.

(Педагог наблюдает за работой детей, если возникают затруднения, оказывает помощь. Следит, чтобы дети правильно набирали краску, ополаскивали кисти, пользовались салфетками. Детям, закончившим работу быстрей других, можно предложить разрисовать платочек) .

 

(В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества.)

Воспитатель: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые. «Если дружба велика – будет Родина крепка.

Используемые источники:

1.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-nod-po-risovaniiu-russkii-sarafan

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/10/29/neposredstvenno-obrazovatelnaya-deyatelnost-po-risovaniyu

3. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/risovanie/rospis-sarafana-russkim-uzorom-448781


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность

В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...

"Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности"

Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования  основ экологического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Обозначена цель и за...

Конспект итогового занятия в старшей группе «Царевна Несмеяна». (В рамках проектной деятельности).

Цель: проанализировать умение детей проникать в мир отношений, переживаний и чувств героев сказки через театрализованную и изобразительную деятельность. Продолжать формировать умение проявлять заботу ...