Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний о цвете, форме и величине во 2 – ой младшей группе.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Колесникова Ксения Вячеславовна

содержание конспектов дидактических игр по форме, цвету, величине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний о цвете, форме и величине во 2 – ой младшей группе.

Цвет:

Спрячь мышку.

Дидактическая задача: Закреплять у детей представления о шести цветах.

Словарь : Название шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера- цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход занятия:

1.Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее –

Дети по очереди гладят мышку.

-А вы знаете где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

2.»Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов.

Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты. Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления.

« Теперь никто не видит окошка?»

Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?»

Кошка уходит не найдя мышку.

Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» ( сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.

« А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки. Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту».

Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, к кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям

Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

3.Итог. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ( называю имена) ошиблись( указываю, какие именно ошибки были

допущены ). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Форма.

«Подбери фигуру»

Дидактическая задача : Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Материал : Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный: Карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

  1. Сажаю детей за стол и выношу из раздевалки большого, мягкого зайца.

«Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.

2. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает:

«Как называется эта фигура, какая она по форме?»

Показывает овал , тоже обводит его пальцем.

«А это какая форма?»

То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.

«У вас на столах лежат карточки, на которых наклеены фигуры разной формы и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными».

Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть.

3.Итог

«Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Величина :

«Башня».

Дидактическая задача:

Закрепить представления об относительности величины предметов :

Дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Материал: Демонстрационный: три куба разной величины.

Раздаточный: на каждого ребенка по три квадрата разной величины, Картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия:

1. Жили – были три братика – зайчика. Звали из Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже.

Но как то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили , не знают , что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего – то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться.

2. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой кубик нам поставит Ваня? ( поменьше или средний ). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний какой величины? Выходи, Вика, скажи нам пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик. Положи и садись к ребятам за стол. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка?. Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алинка, садись к ребятам.

А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик.

Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим.

Какой мы возьмем квадрат?

Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним ? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.

3. Итог: Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда.

Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.