Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)
статья (младшая группа) на тему

Мягкова Анна Александровна

Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_dlya_zhurnala.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда
второй группы раннего возраста (2-3 года)

старший воспитатель

Мягкова Анна Александровна

Воспитатель

Дробжева Надежда Владимировна

МАДОУ ЦРР – детский сад № 10

Краснодарский край

ст. Каневская

тел.:8-918-430-50-52

эл.почта: anna-myagkova@bk.ru

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно,

А потому не только не следует этому мешать,

Но нужно принимать меры к тому,

Чтобы всегда у них было что делать».
                                                     Я. Коломенский

Добрый день уважаемые коллеги!

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы. При этом он живет в мире ролевых игр, каждую минуту исполняя ту или иную роль, и в игре познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира.

      Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и следующих ФЗ:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  •  Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)
  • «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Основными требованиями ФГОС ДО  развивающей предметно-пространственной среды:

1.      Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2.      Доступность среды  предполагает:

     - доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

    -  свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

3.      Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

4. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Среда, окружающая детей в детском саду, в соответствии с ФГОС ДОО должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения предметно-пространственной среды  определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.  Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».

Мышление ребенка второй группы раннего  возраста (2-3 года) носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; в  группах создать интересную развивающую среду, в которой детям предоставлено время для  свободной деятельности в ней.

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт развить логическое мышления, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Забавляясь с дергунчиком, маленькие дети развивают моторику и тренируют зрение, что является очень полезным. При помощи веселой пляшущей фигурки малыши получают свой первый опыт причинно-следственной связи.

         Сенсомоторный уголок в группах предназначен главным образом:
* Для стимуляции сенсорных функций
(зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
* Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
* Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
* Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
* Активизации когнитивных процессов
( мышления, внимания, восприятия, памяти);
* Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

         Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов (форма, размер) в детском саду используются следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился», «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Именно в игре обучение ребенка чему-либо происходит наиболее эффективно. Тоже касается и обучения ребенка различать цвета. Детям интересны такие игры  как  «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары» и другие

          В три года ребенок способен свободно выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.

Также в группах детского сада в соответствии с ФГОС ДО создаются условия для речевого развития детей:

 - книжный уголок;

- театральная зона, в которой  используются разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе. Героями являются игрушки, куклы бибабо, картинки, выразительные возможности которых педагог должен использовать для достижения наибольшего эффекта воздействия театра на чувства и эмоции детей;

- серии из 2-3 картинок для установления последовательности
 действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку);
-  наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе  (реалистические изображения): животные, животные с
 детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель,
 транспорт, предметы обихода, игрушки.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, взрослым необходимо говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому некоторые игры отражают круг повседневных интересов детей 2—3 лет: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и др. Сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на бытовые темы.

Одним из главных условий успешного общения воспитателя с детьми в театрализованной игре является создание атмосферы радости и творчества.

В сюжетных играх происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Воспитатели детских садов уделяют особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д.

         В  уголке сюжетно-ролевой игры  все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты. Дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Платяной шкаф полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. Все эти предметы висят на маленьких вешалках, любой ребенок может по желанию выбрать костюм для игры и затем без особого труда вернуть его. В шкафу имеется одежда для кукол. Предметы для игр хранятся на открытых стеллажах: здесь и  игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  реализуется через сюжетно-ролевые игры.

Предметная среда в группах детском саду стимулирует развитие восприятия детей, способствует развитию анализаторов, с помощью  созданных музыкальных уголков с различными звучащими  и гремящими игрушками.

В группах раннего возраста (2-3 года) имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в ДОУ является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметн-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

         Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает  безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

      Важно, что предметно-пространственная  среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

      Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

         «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Предметно-пространственная развивающая среда в моей группе "Солнышко" построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна...

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...

«Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшей группы»

laquo;Предметно-пространственная развивающая среда для детей 3-4 лет»...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе младшего возраста

Воспитание и развитие детей младшего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально орга...