проект "Бодрое утро" (утренняя гимнастика в ДОУ)
проект на тему

Растовцева Людмила Александровна

Описание проекта, перспективное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy_21.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Музыкально-педагогический проект

«БОДРОЕ УТРО»

для детей 4 – 7 лет  

 

Автор проекта:

Растовцева Л.А.

музыкальный руководитель.

г. Надым, 2014 г.

Пояснительная записка

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики:  «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие  М. Монтель», поможет нам решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка, и  двигательная активность является важнейшим компонентом его образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.

И одним из главных видов двигательной активности дошкольников является утренняя зарядка. Это  один из основных режимных моментов в детском саду, являющийся   здоровье сберегающим видом деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. И именно от эффективной, правильно составленной и эмоционально проведенной,  утренней гимнастики зависит -  как у ребенка пройдет день, какое будет настроение.  Утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психологическую.

Актуальность.

Ежедневное сопровождение утренней зарядки на фортепиано и наблюдения за ее проведением, за настроением и эмоциями детей, за их отношением к физическим упражнениям, показали очень интересные моменты, которые вызывали улыбку и умиление, а иногда даже и недоумение. Одни  ребята шагают с настроением, другие зевают, третьи ворчат себе под нос: «опять эта ваша зарядка»,  четвертые вообще не слышат музыку  и идут «вразвалочку», пятые - переговариваются между собой, есть и такие, которые во все услышание выражают свое нежелание заниматься какой либо физической деятельностью.

Именно  эти наблюдения навели на мысль  провести небольшой эксперимент. После проведения основного комплекса общеукрепляющих упражнений под звуки фортепиано, я включила  аудио запись песни «Банана мама» в исполнении Шоу группы «Барбарики». Реакция детей была не предсказуемой, даже те дети, которые болтали и проявляли безразличие, включились в выполнение упражнений основного комплекса зарядки. Приседания и наклоны выполнялись с азартом и улыбками. Эксперимент оказался удачным и очень полезным.  Эксперемент показал, что утренняя зарядка может  быть веселой и интересной и оказывает позитивное влияние на детское настроение,  психику и  поведение.

Еще один момент, который привлек мое внимание и заставил задуматься над проблемой . Мы все прекрасно знаем,  как малыши любят копировать и повторять за нами движения, жесты, даже  мимику.

Существует замечательный прием «танец по показу», который, очень кстати используется в  современном молодежном направлении «Флешмоб» (в переводе: flesh – вспышка, mob –толпа). Его еще называют кратковременной акцией, цель которой – собраться большим количеством людей и под яркую, ритмичную музыку  получить  удовольствие от танцевальных движений. «Флешмоб»  - это танец, исполнение комплекса танцевальных, музыкально – ритмических  движений.  Это не долгосрочные репетиционные моменты,  заучивание движений, а это, просто повторение, мгновенное  «копирование» и получение от этого колоссальный заряд энергии, удовольствие и  бодрое настроение. чего мы в принципе и ожидаем от утренней зарядки.

Проблема.

Проводя зарядку в классическом варианте под сопровождение фортепиано или бубна, все задачи выполняются, кроме одной и немаловажной:  у детей исчезло позитивное настроение, пропал интерес  и желание выполнять физические упражнения. Единственным моментом в утренней зарядке, в котором дети, скажем так, «пробуждались, показывали свой интерес и активное участие – это подвижная игра, которую ни в коем случае  нельзя исключать, а наоборот уделить ей особое внимание.

Проанализировав все моменты, а главное увидев реакцию малышей в момент эксперимента  появилась идея  создания проекта «Бодрое утро», в котором определились четыре  важных составляющих, без которых не возможны какие либо коррекционные изменения, это:

  • Изменение музыкального сопровождения.
  • Использование принципа Флешмоба.
  • Комплексы физических упражнений.
  • Игра – как основной привлекающий детей, момент.

        Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий.

        Продолжительность: долгосрочный.

           Направленность: дети средней, старшей и подготовительных групп, воспитатели, родители.

       Сфера применения: проект «Бодрое утро» по развитию музыкально-ритмических способностей, через введение элементов нового направления «флешмоб» реализуется в рамках утренней зарядки в ДОУ, два раза в неделю, является   формой  «вариативного»  подхода к утренней зарядке.  

       Физические упражнения в комплексе с музыкально-ритмическими движениями, танцем  и подвижной игрой показали гармоничный тандем, от чего и определились цель и задачи проекта.

Цель проекта: 

Сформировать позитивное отношение у детей дошкольного возраста к утренней зарядке, заинтересовать, пробудить желание делать зарядку с настроением,  уверенность в себе; укрепление физического здоровья; повысить уровень музыкального развития.

Задачи:

  • Дать выход и разрядку отрицательным эмоциям;
  • Снять нервное напряжение;
  • Создать приподнятое настроение;
  • Развивать активность, инициативу;
  • Развивать умение легко двигаться;
  • Способствовать развитию умения согласовывать движение с музыкой;
  • Развивать творческие способности в танцевальной импровизации;
  • Воспитывать умение эмоционального выражения, творчества в движениях;   

Утренняя зарядка в рамках проекта параллельно дополняет ряд задач:

  • Развивается чувство ритма;
  • Развивается музыкальный слух;
  • Развивается память: двигательная, зрительная, образная, слуховая.

Методы и приемы:

  • Образно-игровой (имитация и подражание);
  • Ритмодекламация;
  • Обыгрывание сюжета;
  • Введение персонажей.

Содержание проекта.

Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, каждый разработанный комплекс  в проекте «Бодрое утро» подчиняется определенному сюжету. В свою очередь, каждый блок  упражнений комплекса имеет название и выполняется под определенную музыку. При этом у ребенка возникают определенные моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений.

Музыка используется из любимых мультфильмов и сказок. Подобранное музыкальное сопровождение подчинено сюжету комплекса и способствует развитию мышления, воображения, повышает эмоциональный фон, так как превращает занятия в своеобразную познавательную игру.

        

Продолжительность комплекса утренней зарядки  – 8-10 минут

Структура комплекса:

  • Вводная часть -  Приветствие. Обще развивающие упражнения, введение в игровую ситуацию в соответствии с сюжетом комплекса.
  • Основной блок ( флешмоб по сюжету, введение персонажа).
  •  Подвижная игра или образное  обыгрывание сюжета.
  • Заключительная часть:   ритмодекламация,  восстановление дыхания,  релакс.

Перспективный план утренней зарядки «Бодрое утро».

Сентябрь

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«Осенняя сказка»

ОРУ

Имитация движений обитателей осеннего леса.

М-ф. «Маша и Медведь»«Зарядка».

- марш;

- легкий бег на

  носочках;

-  зайки;

- ежик; шаг вперед,

  шаг назад, хлопки;

- лягушки (наклоны

  право, влево);

- поскоки – шаги.

Флешмоб

«Воробьиная дискотека»

Муз. Ю Антонов

- легкий бег на

  носочках, руки –

  крылышками;

- поочередное

  выставление рук в

  круг в параллели с

  ногой;

- маленькие

  крылышки прыжки

  на двух ногах в

  круг, головой –

  «клюем»;

- из круга, повтор

  движений.

Музыкальная игра.

«Разноцветная игра»

муз.Б.Савельев

сл. Рубальской

(движения в кругу, хлопки, повороты,)

- пружинящие шаги по кругу;

- указательный палец, наклон вперед;

- присели, имитация движения берем стекляшки, открываем ладошки;

- закрываем глаза, поворот вокруг себя;

- правая рука вверх, левая рука вверх, прыжки и хлопки вверху.

Ритмодекламация»

«Мы дружно сделали зарядку,

У нас будет все в порядке.

Настроенье каково?

Отвечаем дружно-

Во! (рука вперед  с поднятым большим пальцем вверх).

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Октябрь.

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«Наши любимые игрушки».

Введение персонажа

Петрушка.

 

ОРУ

Имитация движений

любимых игрушек.

«Кукляндия» П.Овсянникова

М.Пляцковский

- марш;

- легкий бег на

  носочках;

- поскоки;

-  зайки;

- мишка;

- лошадка;

- машина;

- робот;

- тепловоз.

Флешмоб

«Танцуйте с нами»

«Нотная мозаика»

- пружинка-пятка

  (2 раза);

-хлопки над головой;

- твист;

- носок вперед,

  поочередно меняя

  ноги;

- руки вверх

  поочередно;

- махи руками;

- повороты вокруг

  Себя.

Музыкальная игра.

«Игра с Петрушкой»

Студия детского праздника «Мальвина»

Повтор танцевальных

движений за Петрушкой.

Ритмодекламация»

«Вы с Петрушкой веселились?

Дети – да,да,да.

Мы играли и резвились?

Дети – да,да,да.

А сейчас, мы пойдем и удачно день начнем.

Настроенье каково?

Отвечаем дружно-

Во! (рука с поднятым большим пальцем вперед).

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Ноябрь.

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«Веселые путешественники».

ОРУ

«Мы едем,едем..»

- машина;

- лошадка;

- самолет;

- поезд;

Флешмоб

«Мы едем за мечтой»

Т. Бурцева.

- хоровод за руки;

- в круг из круга;

- выпад в право

  три хлопка;

- шаг в круг с

  хлопком;

- шаг из круга с

  Хлопком;

Музыкальная игра.

Игра «Поезд»

Перестроение:

- змейкой;

- по кругу;

- на остановке

  танцевальные

  импровизации;

- снова

  возвращаемся в

  поезд.

Ритмодекламация»

«Путешествовать нам вместе,

очень, очень интересно.

А сейчас,

А сейчас,

Группа ждет сегодня нас.

Мы пойдем,

Мы пойдем  и удачно день начнем.

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Декабрь .

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«Зимние забавы».

ОРУ

«Здравствуй зимушка-зима»

«Саночки»

имитация движений:

- на лыжах;

- на коньках;

- на санках;

- снежки.

Флешмоб

Пляска

«Зимушка-зимушка»

- топотушка по

  кругу, руки на

  поясе и на платье;

- выбор партнера в

  лодочку;

- игра в ладошки с

  партнером;

- перестроение на

  круг;

- в кругу – хлопок,

  ноги вместе,

  руки в стороны

  вынос пятки;

- повороты в парах

  в лодочке.

Музыкальная игра.

 «Добрый жук»

- передача шляпы

  Жука;

- на смену музыки,

  у кого маска, тот

  становится жуком и

  показывает

  танцевальные

  движения, дети

  повторяют ;

- движение по кругу

  поскоками,

  боковым галопом.

 

Ритмодекламация»

Зима пришла?

Пришла….

Снег, морозы принесла?

Принесла…

А мы мороза не боимся,

На морозе веселимся.

Настроенье просто класс.

Давно группа ждет всех нас.

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Январь .

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«Веселый зоопарк»

ОРУ

«Зверобика»

Имитация движений

- кошки;

- змейки;

- мартышки;

- цапли.

Флешмоб

«Зоопарк» М.Либеров.

- Переменный шаг;

- поскоки;

- руки поочередно

  вперед, ладошки

  открыты;

- оттолкнуться

  правой   ногой

  вперед, вправо,

  назад, влево с

  махом правой

  рукой.

Музыкальная игра.

Фото на память «Танцующий зоопарк»

- пингвины;

- медведи;

- павлины;

- тигрята;

- мартышки;

Ритмодекламация»

В зоопарке побывали,

Очень многое узнали,

Нельзя зверушек обижать,

Настроенье просто класс.

Давно группа ждет всех нас.

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Февраль  

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«Папа лучший в мире друг»

ОРУ

«Марш Гусары»

- маршируем;

- повороты на 4

  стороны;

- перестроение

   двойками;

  тройками;

  четверками.

Флешмоб

« Папа любит рок»

Ю. Антонов

- шаги с носка с акцентом в круг;

- «тремоло» ладошками, пальцы раскрыты;

- твист;

- хлопки: лево низ, лево верх, право верх,  право низ.

Музыкальная игра.

 «Папа – лошадка»

- прямой галоп;

- боковой галоп;

- нога с носка (бъем

  копытцем);

- твист.

Ритмодекламация»

мы шагаем – 1,2,3

мы шагаем – посмотри.

Как папы будем смелыми,

сильными, умелыми.

Настроенье просто класс.

Давно группа ждет всех нас.

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Март.  

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«В ожидании весны»

ОРУ

«С добрым утром»

- шаги;

- на носочках;

- потянемся;

- поскоки;

- на пятках;

Имитация движений насекомых.

   

Флешмоб

«Веселая зарядка»

- прыжки;

- хлопки;

- притопы;

- поскоки;

- легкий бег на носочках,

Музыкальная игра.

«Утренняя песенка» Ю.Антонов.

- движение руками:

  ленточки, ветерок,

  полукруги,

  крылышки.

Ритмодекламация»

Наконец пришла весна,

Скажем дружно все – ура!

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Апрель.  

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

«Цирк»

Персонаж клоун.

ОРУ

«Цирк, цирк….»

- шаги с носка;

- руки вверху с

  хлопками;

- шаг вперед,

  пружинка;

- шаг назад,

  пружинка;

- на носочках

  легкий бег;

- прямой галоп;

Флешмоб

Марафон «Топотунчик»

- танец утят;

- твист;

- веселый клоун прыжки;

- пятки назад, чарльстон;

- ритмические хлопки;

Музыкальная игра.

«Веселый клоун»

- жонглеры;

- канатоходцы;

- дрессированные

  мартышки;

Ритмодекламация»

В цирке дружно побывали,

веселились, танцевали.

А теперь детвора

В группу нам  шагать пора. Здоровье в порядке

Спасибо зарядке.

Май.

Тема

Вводная часть

Репертуар

Основной блок

Репертуар

Игра

Репертуар

Заключительная   часть

« Едем к морю»

ОРУ

«Я к морю уезжаю»

Волшебный микрофон.

- шаги с носка;

- поскоки;

- легкий бег на носочках;

- волна;

- шаг приставной в право;

- шаг приставной в лево;

- ритм хлопки.

Флешмоб

«Морская песенка»

Г.Гладков.

- марш;

- волна: руки в сторону, качаемся;

- руки вверх;

- присели;

- хлопки над головой.

Музыкальная игра.

«Море волнуется раз….»

Имитация движений морских обитателей,

по самостоятельному выбору детей.

Замри.

Ритмодекламация»

Мы о море помечтали,

Целый год мы отпуск ждали,

Если сделали зарядку - значит здоровье будет в порядке.

 Настроенье каково….

Отвечаем дружно..во!

Ожидаемый результат:

  • Появилось желание посещать и заниматься утренней зарядкой.
  • Определился позитивный настрой.
  • Повысилось качество овладения музыкально – образными движениями.
  • Улучшилось исполнение танцевальных движений;
  • Умение согласовывать танцевальное движения с музыкой.
  • Улучшилось координация движения, способность импровизировать.
  •  Повысилась творческая активность (импровизация).
  • Усвоились  такие понятия, как темп, ритм, а также жанр и характер музыки

Утренняя гимнастика  по проекту «Бодрое утро» в детском саду является:

  • хорошей подготовкой для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом;
  • дают отличную «мирную» разрядку для « гипер» активных детей;
  • помогает раскрепоститься;
  • учит свободно двигаться;
  • создаёт ощущение радости;
  • прививают любовь к музыке;
  • воспитывают музыкальный вкус ребёнка;
  • обучает  простейшим танцевальным движениям.

Список используемой литературы

  • Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»  (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста), 2012г.
  • Шалар Т. О.  «Практическое пособие по хореографии» для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и начальной школы. 2004г.
  • Раевская Е. П.  «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада 1991г.
  • Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика для детей» методическое пособие.2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Шаги легкого утра, утренний ритуал сбора в детский садик.

Шаги легкого утра, утренний ритуал сбора в детский садик.Когда, утро добрым не бывает!- Мама в тревоге- Все бегают в суете- Скорее, быстрее, еще быстрее- Упреки и угрозы- Фокус внимания на негативеФра...