Доклад на педагогическом совете "Анималистический жанр в рисунках художников - иллюстраторов". Средняя группа.
консультация (средняя группа) по теме

Силаева Галина Васильевна

На педагогическом совете делилась опытом с коллегами, как я в своей группе знакомила детей с анималистическим жанром и художниками иллюстраторами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Название анималистического жанра происходит от латинского слова “animal” –  “животное”.

Почему художники, которые в своих картинах рисуют животных, называются анималистами.  А жанр – анималистическим.

Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах жилища красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов. Они преклонились перед животными, почитали их как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, костей металла.

В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов – животных.

В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, сооружение, резные печати и музыкальные инструменты.

Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.

Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).

Занятия могут включать знакомство с творчеством художников - анималистов или народных мастеров; элементы экологического воспитания и продуктивной художественной деятельности.

При ознакомлении с творчеством художников - анималистов воспитатель должен учитывать доступность образа животного для понимания детей, его пластику, подвижность и естественность.

Читать сказки интересно. Очень интересно также рассматривать иллюстрации, которые нарисовали к ним художники: они помогают лучше понять и представить, что и как происходит в сказке.

Наиболее доступным для понимания детей является художник - иллюстратор Е. Чарушин. Художник-анималист Е. Чарушин, художник и писатель. Е. Чарушин написал около 50 книг для детей, в основном из жизни животных. Е. Чарушин был едва ли не единственным в своём роде писатель-анималист. Отличительной особенностью иллюстраций Чарушина является то, что художник всегда стремился передать эмоциональное состояние своих героев, мотивы их поведения, переживания.

Е. И. Чарушин         иллюстрировал и произведения В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского.

Много интересного мог подметить в жизни больших и маленьких животных художник и писатель Е. И. Чарушин. Животные в рисунках Е. И. Чарушина реальные.

Творчество Е. И. Чарушина, проникнуто любовью к животному миру и природе.

По стопам отца пошёл и сын известного художника Никита Евгеньевич Чарушин.

Рассматривая с детьми рисунки художников-анималистов, обращаем внимание детей на то, как выразительно художники передают особенности внешнего вида, повадки, характер зверей и птиц.

Например, на обложки сказки Р. Киплинга “Слонёнок” художник В. В. Лебедев нарисовал весёлые и озорные рисунки. На коричневом фоне разбросаны чёрно-белые силуэты-пальмы, ветки и т. д . Животные кружатся, пляшут вокруг симпатичного, смешного слонёнка. Всё в весёлом движении.

На другом рисунке животные бьют, толкают слонёнка. Но художник нарисовал их так, что нам кажется, будто они танцуют весёлый танец.

В. В. Лебедев любил рисовать животных и много рисовал с натуры. Однако “слонёнок”  и другие животные сказки изображены очень условно. Художник не рисует ни фона, ни пейзажа, ни орнамента: белый лист становится той средой, в которой живут и действуют персонажи сказки.

В сказке С. Я. Маршака “Сказка о глупом мышонке” художник В. В. Лебедев изображает животных в естественном внешнем виде с характерными повадками каждого из животных.

Свою, особую, сказочную страну создал художник Владимир Михайлович Конашевич. Ему было интересно дружить и работать с К. И. Чуковским. А потому, что Чуковский, как и сам Конашевич, очень любил фантазировать. Так в сказке “Муха Цокотуха”, муха приглашает в гости разных букашек. Гости веселятся и танцуют.

В другой сказке слониха так весело пляшет и так топает ногами, что “румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала”. И все звери поднимают луну и снова приколачивают её к небесам.

Всё у художника продуманно и естественно: и лестница, которую поддерживают слон и медведь, и  обезьяна с молотком в лапе.

В рисунках Конашевича звери куда-то торопятся, чем-то заняты, очень подвижны.

В сказке ”Телефон” художник изображает животных подобных человеку: кенгуру с шарфом на шее, у слона на носу очки, крокодил развалился в кресле сидит ногу на ногу, а на прогулке ещё и курит сигару.

На страницах его книг как бы возникает рисованный театр, полный игры и чудес. Художник словно предлагает представить: а если бы всё было так на самом деле?!

В сказках, которые иллюстрировал художник Ю. А. Васнецов, живут и действуют  “васнецовские” герои, растут его деревья, травы и цветы, в тёплом “васнецовском” воздухе летают ”его ” птицы и бабочки. Они, на первый взгляд, как будто бы ненастоящие, игрушечные. Художник рисует их так, как их видит маленький зритель.

В сказке “Краденое солнце” К. И. Чуковского, художник изображает в рисунке медведя с огромной дубиной в лапах, у крокодила в пасти солнце. А на другом рисунке – медведь, победивший крокодила и освободивший солнце. Он похож на игрушечного мишку, которого можно купить в магазине и с которым любят играть дети. Этот сказочный герой совершает добрые поступки.

Рассмотрев иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке Л. Толстого “Три медведя” мы видим тех же “игрушечных медведей” только уже одетых, напоминавших нам облик человека, манера ходьбы на задних лапах, художник рисует своим героям аксессуары (зонт, клюшка, корзина).

Для Васнецова мир сказки - это мир счастливого детства, мир, где нет жестокости, где добро всегда побеждает зло.

Много лет сказки о животных иллюстрировал художник Е. М. Рачёв. хотя не являлся анималистом, превращая обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев. Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают как люди: добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые. Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Е. М. Рачёв умело передаёт черты и поступки, свойственные людям. А чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их “одевает” одевает, как людей, в русские костюмы. Лисы, медведи, волки, зайцы в рисунках Рачёва. В сказки “Рукавичка” одеты в костюмы людей, ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди.

Вот рыжая лиса в сказке “Кот и лиса”- в белой кофте в нарядном сарафане. На шее у неё бусы на голове красивый кокошник, замуж за Котофея Ивановича выходит.

Любимый персонаж русских сказок – медведь. Косолапый, добродушный, физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты.

Разглядев зверей, нам становится весело, мы улыбаемся. Улыбаемся потому, что нарисовано с большой любовью и выдумкой. Звери похожи на настоящих людей.

Творчество художников - аниматоров открывает глаза людям на мир, который существует рядом с нами и рассказывает о том, что удалось увидеть художникам и передать средствами изобразительного искусства.

Поэтому задача наша не только научить детей рисовать и лепить разных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привлечь своим детям умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ, населяющих нашу Землю.

Дидактические игры к жанру анималистики.

  1. Узнай по силуэту.

Цель: закрепить знания о животных. Учить по силуэту, характерной форме узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили. Силуэты животных можно использовать для отработки технических приёмов рисования.

  1. Конструктор “Животные”.

Цель: Закрепить знания о строении животных, учить собирать фигурки животных, используя различные модели частей тела (голова, уши, лапы, туловище, хвосты).

Конструктор “Животные” можно использовать в индивидуальной работе для отработки технических навыков рисования.

  1. Дорисуй животных.

Цель: Отработка технических навыков рисования животных. Используйте за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, трапецию;

Линии: прямую, волнистую и т. д.

  1. Птичий двор.

Цель: Закрепить знания о птицах, их строении, отработать технические приёмы рисования. Учить собирать различные породы птиц из моделей частей тела (голова с клювом, туловище, ноги, хвосты, крылья).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника "Краски и Художник" для средней группы

Сценарий весеннего праздника «Краски и художник» для средней группы Цель:Доставить детям радость, веселое настроение.Задачи:Развивать воображение и творчество;Создавать у детей радост...

Программа по дополнительному образованию «Мы — художники» для средней группы

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразител...

Конспект занятия "В гостях у художника" для средней группы

Занятие по ФЦКМ предназначено для детей среднего дошкольного возраста, где они знакомятся с портретом....

Доклад на педагогическом совете. Нейроподход к формированию готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

Рассмотрены основные приемы, позволяющие скорректировать низкий уровень подготовленности к школе....