Сценарий образовательной деятельности с детьми ОВЗ с использованием программы "Перволого"
план-конспект занятия на тему

Елауркина Ирина Александровна

                                                                    Актуальность темы.


В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного дошкольного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов .Существующая система специальных учебно-вос­питательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьез­ные изменения и во многом стоит на пороге своего со­кращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеоб­разовательной и специальной школой.В этой связи повышается роль инклюзивного обра­зования, позволяющего существенно сократить про­цессы маргинализации детей с ограниченными воз­можностями здоровья и способствующего расшире­нию доступности образования для них. Тем самым та­ким детям будут создаваться более благоприятные ус­ловия для их социальной адаптации.С тенденцией развития инклюзивного образования сочетается усиление неоднородности состава воспитанников по уровню их умст­венного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными воз­можностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации ин­дивидуального подхода воспитателей к детям в про­цессе их обучения, воспитания, развития, не позволя­ющие в полной мере реализовать принцип дифферен­цированного, по-настоящему индивидуального подхо­да к каждому ребёнку .

Для преодоления этих трудностей общеобразова­тельная школа уже сейчас должна:

  • обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными воз­можностями здоровья в системе дошкольного образования;
  • обеспечить образовательный процесс професси­онально подготовленными воспитателями , способными реализовать инклюзивный подход;
  • создать «безбарьерную» образовательную и со­циальную среду инклюзивного образования, ориенти­рованного на принципы принятия и взаимопомощи;
  • создать комплексную модель деятельности спе­циалистов различного профиля, обеспечивающих про­цесс сопровождения ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья в условиях инклюзивного обра­зования;
  • разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования
  • активно использовать возможности дистанцион­ного образования как эффективного инструмента реа­лизации компетентностного подхода в дошкольном образовании;
  • обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, уч­реждениями, ведомствами, обеспечивающими психо­лого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечить организацию взаимодействия учреж­дения с семьей, воспитывающей ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья.

В настоящее время актуальной проблемой инклю­зивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «без­барьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является крите­рий ее доступности для ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья. В учреждениях для таких детей должны быть тьютеры, но пока их нет, мы можем создать дистанционные условия образования.

 

 

 

                                                       Пояснительная записка.

Это  занятие я составила с учётом особенностей здоровья детей, которые посещают нашу группу. Оно позволяет развивать у детей не только математические представления, но и универсальные способности – рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно - двигательную координацию. Включение в работу всех анализаторов - зрительного, слухового, двигательного. Я учитывала при составлении занятий следующие важные факторы, влияющие на содержание математического развития детей:

·        Личностно-развивающую направленность

·        Обеспечение ситуации успеха в разных видах деятельности требующих проявления интеллектуально творческих способностей

·        Развитие тех структур мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия

·        Соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их ближайшего развития.

           У дошкольников с ЗПР затруднены формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении, формирование счётных навыков, понимание последовательности счёта. Поэтому в своих занятиях я применяю различные способы познания: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам , сравнение, экспериментирование. Проучившись на курсе «Интегрированные компьютерные средства для предметной и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий» я узнала о новой программе ПервоЛого, которая открыла новые возможности в работе с детьми с ОВЗ. Компьютерные средства повышают познавательный интерес, и помогают в формировании основных компетенций на современном этапе, а также создаёт комфортную среду и возможность детям с ОВЗ чувствовать себя в социуме. В этом занятии все задания ориентированы на закрепление и совершенствование знаний и навыков детей 4-5 лет с ЗПР.

 

 

 

                                                         Цель и задачи образовательного процесса.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде

 

 

                            Технологическая карта образовательной деятельности.

Образовательные задачи. Закреплять умения сравнивать предметы разного размера, раскладывая их в возрастающем или убывающем порядке.

Закрепить  умение считать в пределах 2.

Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.

Коррекционно – развивающие задачи. Развитие зрительного внимания и восприятия, мыслительной и речевой деятельности, координации речи с движением, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия на занятиях.

 

Содержание ОД

Действия воспитателя

Действия детей

Задание для ребёнка, которое приведёт к достижению запланированных результатов

 Примерный результат

УУД

Организационный момент.

Игровая ситуация «Сон мишки».

В начале занятия воспитатель читает стихотворение:

Мишка спит в берлоге крепко, Лапу он сосёт во сне.

Снится мишке красно лето ,

Шишки ягоды грибы.

 

 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на следующие вопросы: «Что снится мишке?

Затем просит выстроить по величине от самой маленькой до самой большой и наоборот.

 

Слушают стихотворение,

рассматривают картинку, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Выполняют действия на мониторе.

Собачки

Личностные УУД.

Сформированность

познавательных мотивов, интерес к новому.

Коммуникативные УУД.

Ориентация на партнёра по общению.

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Ориентировка в пространстве»

 

Мишке снится, что он играет с разными предметами.

Воспитатель просит детей расположить различные предметы в комнате

 

Дети рассматривают картину, располагают предметы по заданию.

 

 

Передвигают картинки .

 

Комната

Регулятивные УУД.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

 

Познавательные УУД.

Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению.

Пальчиковая гимнастика.

 

Шёл медведь к своей берлоге,

Да споткнулся на пороге,

«Видно, очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Воспитатель читает пальчиковую гимнастику и показывает детям.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику: по очереди прижимают каждый ноготь указательным пальцем.

 

Развивается мелкая моторика, снимается напряжение мышц.

Упражнение «Выбери по два»

 

Мишка увидел картинку ,ему нужно определить предметы где их по два.

 

 

 

 

 

 

 

Итог.

 

 

Воспитатель показывает картинки , уточняет и просит называть  где они по одному и где их по два.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, чему они научились на занятии

Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.

Передвигают картинки, где два предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Ферма

Познавательные УУД.

Умение устанавливать аналогии на предметном материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД.

Умение устанавливать аналогии на предметном материале.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (использование нетрадиционной техники рисования: фотокопия)

В этом материале представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (использование нетрадиционной техники рисования: фотокопия). Тема:"Морозный узор"...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста: «Использование моделирования при ознакомлении детей с математикой по сказке «Снежная королева»

Поможет в развитии памяти, логического мышления, внимания, творческого воображения, умения анализировать и синтезировать, развитию мелкой моторики, самостоятельности, усидчивости...

Сценарий образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "В поисках клада"

Данное занятие способствуе развитию коммуникативных навыков через использование малых форм фольклора....

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "На помощь зайчику"

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологийТема: "На помощь зайчику"...

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "Помоги тучке"

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологийТема: "Помоги тучке"...

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием игровых технологий Тема: «Правила этикета»

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием игровых технологийТема: «Правила этикета»...

План-сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода»

Цель: систематизировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Обучающие -знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;-развивать все компоненты устной ре...