Мастер-класс на тему: «Воспитание выразительной речи в семье»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Галичева Галина Ивановна
Цель:  привлечь  внимание родителей к воспитанию выразительной речи у детей дошкольного возраста.
Дети учатся разговаривать в семье. И зачастую, услышанные  обращения, фразы, мимика, жесты взрослых они копируют и воспринимают, как образец. Это проявляется в общении со сверстниками и взрослыми, которые их окружают.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_13_fevralya.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание выразительной речи в семье»

Цель:  привлечь  внимание родителей к воспитанию выразительной речи у детей дошкольного возраста.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, я хочу с вами поговорить на тему: «Воспитание выразительной речи ребёнка в семье».

- Из наших с вами бесед и встреч, я остановилась на данной теме, так как речь детей в целом – актуальная тема на сегодняшний день в нашей группе. Надеюсь, эта тема будет полезна и мне, и вам.

Кукла: - Добрый день,  я хочу с вами поиграть. У меня  в корзинке карточки, возьмите, пожалуйста по одной. Прочитайте, что написано. Давайте познакомимся. Меня зовут…….

- Каждому участнику необходимо прочитать имя и отчество, затем повернуться к соседу справа и спросить: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» А потом повторить его имя.

 (выполняют все по очереди)

- Легко ли вам было проговорить такие необычные имена и отчества?

(ответы участников)

- Согласна с вами, так как наша с вами речь и речь детей недостаточно выразительная, эмоциональная и внятная.

- Ни для кого не секрет, что наши дети учатся разговаривать в семье. И зачастую, услышанные  обращения, фразы, мимика, жесты взрослых они копируют и воспринимают, как образец. Это проявляется в общении со сверстниками и взрослыми, которые их окружают.

- В процессе общения с ребёнком, при чтении потешек, поговорок, стихов, сказок – мы взрослые, как правило, совсем не следим за своей речью, не обращаем никакого внимания ни на интонацию, ни на выразительность речи.

- Как вы думаете, что включает в себя выразительная речь?

 (работа с аудиторией, ответы, демонстрация слайда после диалога)

-  Совершенно верно. Дикция. Но чтобы выработать чёткую дикцию, необходимо прежде  всего укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание.

- Правильное произношение звуков.

- Верно, ведь ребёнку необходимо слышать чётко каждое слово, обращённое к нему, так как у ребёнка речь в постоянном развитии.

- Также необходимо учитывать свою интонацию в общении с ребёнком.

- Именно интонация помогает ребёнку глубже понять то, о чём ему говорят, почувствовать отношение взрослого к нему, к событию, к поступку. И обязательно нужно использовать в речи многообразную гамму оттенков.

- Какие же бывают интонации?

- Совершенно верно, спокойные и взволнованные, содержательные и оживлённые, простодушные и лукавые, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные)

- Интонация делает речь живой!

- Остановимся на ещё немало важном  - это голосе и темпе.

- Ведь если мы постоянно будем разговаривать с ребёнком на повышенных тонах (громким голосом, криком), то ребёнку будет очень тяжело принимать спокойную и уравновешенную речь; и наоборот – слишком тихое общение приведёт к страхам при соприкосновении ребёнка с человеком, имеющим громкий голос.

- Тоже самое и с темпом. Быстрый темп воспринимается детьми с трудом: они не успевают вслушаться в слова. Не понимают смысл того, о чём им говорят. Равномерный, монотонный темп убаюкивает, снижает внимание. Поэтому лучше всего разговаривать с детьми в умеренном темпе, замедляя и убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.

- Мы с вами вспомнили, о компонентах выразительной речи.

- Посмотрите внимательно, на слайде представлены разные ситуации. О чём вам эти подсказки говорят? (сюсюканье, раздражительность, болтливость, слова-сорняки, ненормативная лексика)

Вывод: - Итак, если взрослый стремиться сделать свою речь и речь ребёнка выразительной, то ему необходимо:

- правильно произносить все звуки;

- разговаривать с ребёнком, учитывая его возраст;

-  не использовать бранную речь.

- Теперь, я предлагаю перейти к практической части.

- Задание представлено на слайде. Высказывания из сказок – вам нужно прочитать в соответствии с эмоцией, которая изображена на лице персонажа, его вы найдёте на своём стуле.

- Что может дать ребёнку такое упражнение? (ответы)

- Следующее упражнение «Кричалки, шепталки»

- Я предлагаю вам разделиться на две подгруппы и взять карточку

- Вам нужно хором прочитать стихотворение:

- Первой группе – быстро, но тихо;

- Второй группе – медленно, но громко.

- Какой способ чтения более понятен будет ребёнку?

(ответы родителей)

- Задание следующее, возьмите по одному лепестку.

- На обратной стороне лепестка скороговорки. Постараться прочитать их чётко и быстро (чтение скороговорок)

- Легко ли было вам проговаривать слова?

- Предлагаю вашему вниманию необычный куб. На нём зашифрована сказка, вам необходимо, всем вместе, с помощью предложений составить сказку и выразительно прочитать её.

- Уважаемые родители! Предлагаю каждому выбрать  себе понравившееся солнышко, написать на нём и озвучить: что нового вы узнали для себя, и как вы это будете использовать в семье.

- Желаю удачи! Спасибо за совместную деятельность!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей Тема: «Играя – развиваем речь детей»

Мастер-класс  для воспитателей.Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников....

Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...

Мастер- класс ( для родителей) Тема: «В чем состоит единство действий родителей и педагогов в воспитание ребенка?» (Единство требований в ДОУ и семье)

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происх...

мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника

мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...

Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников".

Предназначен для ММО начинающих воспитателей. Включает в себя деловые игры для присутствующих педагогов....

Мастер –класс для воспитателей « Разучивание интонационной выразительности речи при заучивании стихов и театрализованных сценок»

Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Но с ...