Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
материал (старшая группа)

Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rech_pedagoga.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

        Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово — важный инструмент общения.

      Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.

    Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком.

Слайд 2 

Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

    Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).

       Ребенок попадает в школу с 6—7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительной речью нужно в детском саду и продолжать в школе.

       Что же считать выразительной речью?

Слайд 3

        Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и другие) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Выразительность - важнейшее качество звучащей речи.

Слайд 4

       «Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н.С. Рождественский (Российский педагог, методист русского языка, доктор педагогических наук, профессор). 

        Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Слайд 5

Интонационная выразительность

       Интонация — совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

      Интонация — явление сложное, целостное. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Слайд 6

Мелодика – движение голоса по высоте

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила  голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Слайд 7

Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

      Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость...).

       Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

        Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

Практические задания

Слайд 8

  1. Произнести фразы так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза:

  «Уколола кошка лапку»,

  «Побежал еж по комнате»

  «Это моя бабушка»

  «Мы рады солнышку»

  «Девочка играет в саду с куклой»

        «Шуба висела на вешалке»

        «Мальчик прочитал интересную книгу»

         «Старик посадил яблоню»

   «Мы поедем на экскурсию».

  1. Пауза 

С помощью пауз передать настроение героя, выделить главные смысловые слова:

Слайд 9

Упрямый ослик

Упрямится ослик:

- Идти не хочу!

И груз на себе я везти не могу!

Тащите вы сами на гору мешки,

А после спускайтесь с такой высоты!

Хозяин с упрямством справляется разом

Приносит упрямцу морковки он тазик.

- Ешь, ослик, морковку. Тебя я люблю.

За труд твой тяжелый тебя я хвалю.

А после работы мы ляжем в тени

И я для тебя почитаю стихи.

Слайд 10

Капризная корова

Капризная корова

Мычала на лугу:

- Жевать траву с цветами

Я больше не могу.

Бока все отлежала,

И солнце напекло,

А молока так много,

Что вымя затекло.

Коза совет дала ей:

- А ты пойди в лесок.

В тенечке там прохладно,

Да и трава как шелк.

И в лес ушла корова,

А там жил серый волк.

Капризную корову

К себе он уволок.

Слайд 11

Хвастливый Колобок

Пел хвастливый Колобок:

-У меня румяный бок!

Укатился я от всех!

Ты, лисица, просто смех!

А хитрющая лиса

Посмотрела в небеса,

Притворилась вмиг глухой

И сказала:

- Что? Пропой

Песню дивную свою.

Я с тобой ее спою.

Проглотила Колобка,

Облизнулась и ушла.

Слайд 12

  1. Движение голоса по высоте, силе, тембру.

Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.

Назовите дни недели  разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

  1. Темп речи

Прочтите стихотворение про себя, подумайте, в каком темпе нужно прочесть в медленном, среднем или быстром темпе. Прочтите стихотворение вслух.

Слайд 13

Поползем?

Кто идет, а кто ползет.

Или все наоборот.

Вот малыш пыхтит, ползет,

Соску всю засунул в рот.

Тучи по небу ползут,

За собою дождь ведут.

По стене паук ползет,

Паутину он плетет.

Поезд медленно ползет,

Пассажирам не везет.

Я читаю

Все быстрее, все быстрее

Я слова читать умею.

Строчки весело мелькают.

Ах! Как быстро я читаю.

  1.  Практическое задание:

Прочитать стихи или отрывки, используя все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру, темп, речи.

Мне грустно —

Папе на меня

Нажаловалась мама.

Конечно, я не слушался,

Я вел себя упрямо,

Но можно было шлепнуть                          

И даже накричать,                                    

Сама ж меня учила:                                

Не ябедничать.                                              

С. Махотин 

Плачет киска в коридоре —                  

У нее большое горе:               

Злые люди                                            

Бедной киске

Не дают                                                      

Украсть

Сосиски!

                                             Б. Заходер

                 

Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

А. Барто                                        

    Спасибо, уважаемые коллеги за работу, и я предлагаю вам провести рефлексию.

     Изменилось ли ваше прочтение стихотворного материала после сегодняшнего мастер – класса?

     Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали?

     Интересен ли вам представленный материал?

     Будете ли вы использовать его в своей работе с детьми?

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке. В методическом материале представлены модели опорных ...

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

Мастер – класс для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»

Конспект Мастер – класса для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Рассказать педагогам о мнемотехнике, показать использование этой техники на занятиях по развитию речи....

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации».

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации»....