РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОУ
консультация ( группа) по теме

Мурашова Елена Анатольевна

консультация для педагогов ДОУ как организовать развивающую предметно-пространственную среду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ДОУ

Мурашова Е.А., воспитатель

МБДОУ детский сад №15 «Светлячок» г. Коломна

Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Педагоги-психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Следовательно,  развитие ребенка  зависит  не  только  от  того,  как  организован  процесс  воспитания  и  развития,  но  и  где  и  в  каком  окружении  он  живет.

Развивающая предметно-пространственная среда - совокупность природных и   социальных, культурных, предметных средств, ближайшего и  перспективного развития ребенка, становления его творческих   способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Все дети, как известно, разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении  должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Развивающая предметно-пространственная среда  ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условии, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды – это динамичный  процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по  формированию развивающего пространства в группе.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения:

  • принцип дистанции позиции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
  • гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Исходя из принципов, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие требования при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды:

1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, разнообразие которых должно обеспечивать: игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами; двигательную активность; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением; возможность самовыражения.

Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.

2. Среда должна быть трансформируемой. Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. Необходимо иметь возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации. Можно позволить детям самостоятельно изменять развивающую среду с позиции своих интересов.

3. Предметы и материалы, из которых организована развивающая среда,  должны быть полифункциональные.

4. Среда должна быть вариативна, что предполагает наличие различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Необходимо периодически сменять игровой материал. Появление новых предметов, игрушек стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Все элементы развивающей среды должна быть безопасны и доступны для всех воспитанников.

6.Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:

- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);

- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство. Мудрая китайская поговорка очень точно отражает идею отношений педагога с детьми: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму на всю жизнь».

Литература

1.Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ// Управление ДОУ. – 2006. - № 2.- С.60 

2.Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

3.Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....