Преемственность в работе начального и дошкольного образования
статья на тему

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote_nachalnogo.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Краснопартизанского

муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Малыш» п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области

     

Преемственность в работе начального

и дошкольного образования

Разработала:

Чиккуева С.К.,

Воспитатель

                                                                                                                                                   

2015г.

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития,  проделанную ребёнком»

Л. С. Выготский

          Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

         В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».

         Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

 Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени

образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,

физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федерального государственного стандарта дошкольного образования  положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка,  являются основой для реализации  на практике решения проблемы преемственности.

 Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими  процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача -  научить детей жить в мире  с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути  к самостоятельной жизни.

           В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. А решение этой задачи возможно только  при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Детский сад    формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптированности детей при переходе из детского сада в школу.  

Основными задачами совместной деятельности администрации  образовательных учреждений,  воспитателей, учителей начальной школы и социально-психологической службы являются:    повышение мотивации педагогов к овладению  и  поиску средств по профилактике  школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации  первоклассников и  эффективностью системы  профилактических мероприятий.

Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями, такими как:

- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;

- несовершенна существующая система диагностики при переходе  с одного образовательного уровня на другой;

- недостаточно соблюдается психологическая преемственность;

- отсутствуют единство в  программах обучения и воспитания.

          Наше   образовательное учреждение:   муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Малыш» п.Горный Саратовской области,    работает по вопросам преемственности между дошкольным и начальным звеньями обучения  более  10 лет со школой МАОУ  СОШ п.Горный. В последние 5 лет работа в этом направлении проводится регулярно, каждая из сторон относится к выполнению своей задачи более чем серьезно.

        Работа в рамках преемственности ежегодно проводится с педагогами и с детьми в соответствии с планом работы.

         В сентябре по запросу учителей воспитатели детского сада готовят характеристики на каждого выпускника детского сада, поступившего в МАОУ  СОШ п.Горный. Для проведения статистических расчетов заместитель заведующего ежегодно подает завучу МАОУ  СОШ п.Горный списки детей с указанием образовательного учреждения, в которое поступил выпускник.

Многие мероприятия с педагогами и родителями по осуществлению плана  преемственности стали уже традиционными, проводятся ежегодно как на базе детского сада, так и школы.

 Традиционно в сентябре месяце проводится «День открытых дверей для  воспитателя в школе», а в апреле – «День открытых дверей для учителей в детском саду».

На «День открытых дверей»  для  воспитателей детского сада и родителей  в школе приглашаются воспитатели, которые выпустили детей в мае текущего года. На открытых уроках   присутствуют заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, педагог – психолог дошкольного образовательного учреждения. Педагоги детского сада после просмотренного урока беседуют с учителем, дают характеристику   индивидуальным особенностям детей, их семьям,  вносят свои предложения по организации детской деятельности в первые дни пребывания детей в школе.

По результатам просмотренных открытых уроков проводится педагогический совет,  на котором анализируются показанные мероприятия, а именно поведение детей-выпускников детского сада на уроках. Анализируется их активность, внимание, желание проявить себя. Социальный педагог МАОУ  СОШ п.Горный доводит до сведения результаты тестирования детей-первоклассников. Возникают вопросы, устанавливаются причины, анализируются отношения к ребенку в семье во время посещения детского сада. Учителя первых классов ежегодно проводят педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Результаты педагогической диагностики обсуждаются и выносятся рекомендации для педагогов детского сада и школы.

В апреле в детский сад приглашаются учителя начальных классов для просмотра открытых занятий в подготовительных к школе группах. Воспитатели особенно ответственно подходят к подготовке мероприятия непосредственно образовательной деятельности: выстраивают педагогическую проблему или мотивационную ситуацию, подбирают разнообразный дидактический материал как раздаточный, так и демонстрационный, продумывают разные формы организации детей и их деятельности. За пять лет плодотворной работы многие воспитатели провели занятия с детьми подготовительных к школе групп.

Большая работа проводится и с родителями будущих первоклассников. В январе проводится родительское собрание с приглашением учителей на базе детского сада,  а в марте  собрание проводится в школе для родителей будущих первоклассников. Для родителей дошкольников в течение года готовятся консультации, памятки, анкеты, тесты, которые проводят воспитатели и педагог – психолог детского сада.

Педагоги - психологи детского сада и школы ведут большую работу с детьми и родителями. Многие дети уже в подготовительной к школе группе посещают дополнительные занятия по подготовке к школе «Малышок», где с дошкольниками работает школьный психолог. Психолог детского сада и социальный педагог школы  проводят тренинги с родителями (по их запросу). В 2014-2015 учебном  году проведено  3 психологических тренинга,  в которых приняли участие  36 родителей.

        В ходе реализации плана работы по преемственности проводятся ряд мероприятий с детьми.

  1. Посещение торжественной линейки 1 сентября в МАОУ  СОШ п.Горный.
  2. «Веселые старты» – спортивные соревнования в октябре в детском саду, «Зимние забавы» в январе на спортивной площадке школы.
  3. Экскурсия в школьную библиотеку, классы и кабинеты
  4. Фестиваль детского творчества:
  • Конкурс детского рисунка
  • Конкурс чтецов и танцоров
  • Кукольный театр «Первоклассники в гостях у дошколят»

В прошлом году фестиваль проходил под названием «Цветик-семицветик»  и носил экологическую направленность. Дошкольники представили несколько стихов о природе, танцевальную композицию «На весенней полянке».

Мы работаем в тесном взаимодействии с учителями начальных классов. В начале и в конце учебного года мы  проводим  педагогическую диагностику образовательных достижений с целью выявления пробелов в процессе подготовки дошкольников к поступлению в первый класс. По результатам диагностики 100% выпускников готовы к обучению в школе. После проведения педагогической диагностики в первом классе в этом году ни один из наших выпускников не показал низкий уровень.

Результатом работы является высокий показатель готовности выпускников к школе..         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и дошкольного образования в рамках внедрения ФГОС

Данная статья раскрывает мероприятия, которые необходимо проводить для обеспечения приемственности между школой и детским садом....

Преемственность между начальным и дошкольным образованием

Проблемы преемственности между школой и детским садом и их решением...

ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Программа межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании»...

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее»

    В настоящее время в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от...

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемСовременное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее...