Принципы организации музыкального воспитания
статья на тему

Шамина Светлана Владимировна

В данной публикации перечислены основные задачи по музыкальному воспитанию дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО, а ткже практическое применение принципов организации воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_organizatsii_muzykalnogo_vospitaniya.docx30.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль музыки в развитии ребенка. Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию ребенка в детском саду.

 Принципы организации музыкального воспитания»

Главными целями начального музыкального образования является:

-  игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка,  - развитие  природной музыкальности,

-  развитие способности к творческому самовыражению как условие радостного бытия детей и их  дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей  общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

 В музыкальном образовании детей можно выделить  как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности.

К общим задачам относятся:

 - приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);

 - воспитание интереса и любви к музыке;

-  развитие эмоциональной сферы, эмпатии;

- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;

 - развитие креативных способностей:  творческого воображения и фантазии, потребности  к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;

- развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности, и др.

- развитие речи;

- развитие движений, ориентировки в пространстве.

К специальным задачам относятся:

 - развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности,

-  профилактика и коррекции индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).

 К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:

1. Восприятие музыки.

2. Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);

3. Музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);

4. Музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний,  формирование основных понятий и представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).

Восприятие музыки – базовый вид деятельности, поскольку является основой для всех остальных, которые, как правило, используются комплексно в различных игровых формах.

Основные условия реализации программы:

- создание развивающей музыкальной среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и  понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка; наличие качественных музыкальных инструментов и игрушек, и др. );

 – предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде  музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

-  создание комфортных условий для музыкального развития детей: каждая встреча с музыкой должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие.

Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы  в соответствии с:

-  современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования  у детей деятельностных способностей;

- новым  федеральным государственным стандартом  дошкольного образования.

 К ним относятся принципы:

- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью).

- принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных вилах музыкальной деятельности);

- научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе,  обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»); 

- единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой);

- принцип целостности (новые знания  (в т.ч. и о музыке) раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);

- принцип минимакса (разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными  возможностями);

- принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора  степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);

- принцип творчества (обеспечение возможности  для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности);

- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);

- принцип интеграции образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).

- комплексно-тематический принцип построения  образовательного процесса (реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических  проектов).

В своей работе по музыкальному воспитанию я стараюсь реализовать все вышеперечисленные дидактические принципы.

Принцип психологической комфортности.

В своем музыкальном зале мы постарались создать с одной стороны уютную обстановку для наших воспитанников, с другой стороны, в зале есть много всего интересного, чего малыши не видят ни в группе, ни дома. Всё это не только дарит детям радость, вызывает интерес, но и помогает малышам (особенно тем, кто только пришел к детский сад)  адаптироваться к детскому саду, не случайно, новенькие детки, которые ещё скучают и тяжело переживают расставание с мамой, завидя меня, вытирают слезки и радостно бегут навстречу и готовы идти ко мне «в гости» в любое время.

 Принцип деятельности.

Примером работы этого принципа может служить наши игры и «опыты» со звуками, какими бывают звуки, мы, даже с малышами, определяем в практической деятельности. Точно также, опытным путем,  знакомимся и с музыкальными жанрами. Пробуем танцевать под марш или наоборот маршировать под танцевальную музыку. Самостоятельные «открытия» помогают детям быстрее научиться адаптироваться в мире музыки.

Принцип научной обоснованности и практической применимости. 

Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений. Содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, разработанные лучшими педагогами, учитывают основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики, и при этом имеют возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности.

Приведу пример: разучивая с малышами малые фольклорные формы, народные песни и пляски, мы знакомим «наше будущее» с его историей, его «корнями». Хватит уже быть «Иванами, не помнящими родства». Патриотизм, любовь к родной земле, природе  начинается именно с этого.

Единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач.

Этот принцип учитывается постоянно в регулярном проведении НОД, развлечениях и праздниках.

Принцип целостности.

Например, слушая пьесу М. Глинки «Жаворонок», в первую очередь мы говорим о данной птице, местах ее обитания, ее отличительных чертах. Рассматриваем иллюстрации, альбомы. Смотрим видео, обсуждаем природу. Беседуем о том, что все это неповторимо, и наша задача – сберечь всю красоту родной земли для новых поколений. Затем  делаем акцент на творчестве композитора, рассказываем о его творчестве, о том, чем он знаменит.

Принцип минимакса.

Все дети разные и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие, как сильных детей, так и слабых. Например, я работаю в разновозрастной группе, где собраны ребятишки от 4 до 6 лет. Так вот работу в этой группе я строю именно по этому принципу.  Чтобы учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом, часто выделяют два, четыре, шесть, восемь и т.д. уровней. Однако реальных уровней в группе ровно столько, сколько детей! Кто возьмет на себя ответственность их точно определить? Выход здесь один: выделить всего лишь два уровня - максимальный, определяемый зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы (то, что Л. В. Занков называл "высоким" уровнем трудности), и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения. Принцип минимакса заключается в следующем: ДОУ обязано предложить своему воспитаннику содержание образования по максимальному уровню, а ребенок может усвоить это содержание по минимальному уровню. (А. А. Леонтьев) Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система.

Принцип вариативности.

Я использую в работе программы и технологии, основанные на методике музыкального воспитания детей Карла Орфа. Принципы, положенные К. Орфом в основу деятельности школы, сводятся к следующему: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей, музыкальные способности можно развить вне зависимости от степени их выраженности; коллективная музыкальная деятельность детей, совместное музицирование; оптимизация музыкально-ритмического чувства и музыкального слуха; широкое использование первоэлементов музыки (немузыкальных звуков и звукоизвлечения — щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки и т.д.); особая роль слова в вокализации, мелодико-интонационное произнесение; синкретизм (соединение музыки, движения, слова и театра); импровизация; креативность; импровизационный спектакль — итог начального музыкального образования.

Принцип творчества.

Для этого в своей работе я активно использую певческие творческие задания У. Тиличеевой, Т. Бырченко, в музыкально-ритмических движениях –  коммуникативные танцы А. Бурениной, в игре на детских музыкальных инструментах – методику Т. Тютюнниковой.

Принцип непрерывности.

У нас в городе очень хорошо налажена работа методических объединений. Наше ГМО музыкантов работает очень плодотворно, на его заседаниях часто обсуждаются вопросы преемственности работы ДОУ и школы. Учителя музыки – частые гости на наших открытых мероприятиях и конкурсах. Воспитанники нашего детского сада посещают концерты, как близлежащей школы, так и Детской школы искусств.

Принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности. Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.

Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.  

Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Например: тема природы: «Золотая осень» развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале. Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили,  запомнили за  месяц: и о осенних природных явлениях, и  как лесные звери готовятся к зиме. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – осени. Дети слушали «Осеннюю песнь» муз. П. Чайковского, весело танцевали с осенними листьями, включались в игры, хороводы и т.д. В содержании занятия вокруг темы «Золотая осень» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.

Нам было важно  закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей.  Вызывать у детей положительные эмоции.

Комплексно-тематический принцип построения  образовательного процесса. 

Главная задача нового планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Возможно учитывать так называемый «событийный» принцип, то есть то, что представляет интерес детей данной возрастной группы, и этот интерес совпадает с интересом взрослых, которые с ними работают. И вся эта работа проводится с учетом основного ведущего  вида деятельности, игре.  При данном способе планирования работы необходимо чтобы педагоги  могли найти интересные темы для работы с детьми, чтобы  образовательный процесс был организован соответствующим образом, чтобы жизнь  детей была насыщенной, интересной, содержательной, а образовательный процесс- мотивированным. Потому что ребенок способен усваивать  образовательную программу, составленную для него взрослым, если она станет его собственной программой, то есть если она для него станет интересной и значимой.

Другой вариант планирования – это реализация проектов. При этом каждый проект - это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Продолжительность проекта различна от 1 дня до 1 года. Я активно использую этот метод в своей работе. В прошлом учебном году мы реализовали долгосрочный проект с детьми подготовительных групп «Ложкари», а также проекты «Салют Победы», «Путешествие на необитаемый остров». Наш детский сад приобрел орфовские музыкальные инструменты, поэтому мной был разработан и осуществлен проект «Мы – музыканты», итогом этого проекта стала победа на городском музыкальном конкурсе «Золотой ключик», где мы исполняли пьесу Д. Шостаковича «Шарманка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Организация музыкального воспитания в образовательной деятельности с учетом ФГТ".

Статья в которой говорится о том, как важно музыкальное воспитание в дошкольном возрасте...

Организация музыкального воспитания в с.п."Лекотека" (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы музыкального руководителя в структурном подразделении "Лекотека"...

Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....

Задачи и организация музыкального воспитания в дошкольном учреждении.

Задачи,организация и планирование музыкального воспитания в ДОУ....

Реферат по организации музыкального воспитания в детском саду

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом воз...

Организация музыкального воспитания в семье

Описываются формы организации музыкальноговоспитания в семье...

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....