рабочая программа воспитателя 2 младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Соколовская Людмила Михайловна

Рабочая программа для 2 младшей группы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelya_2_mladshey_gruppy.docx127.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида №7» г. Тобольска

                     

Рассмотрена                                                                          УТВЕРЖДАЮ

И ПРИНЯТА на заседании                                               Директор МАДОУ

Педагогического совета                                                   «Детский сад №7»

МАДОУ «Детский сад №7»                                      Хорошева С.С.______

Г. Тобольска                                                                     приказ №

Протокол № __ от «__»________2015                        от  «    »_______2015

 

Рабочая программа воспитателя 2 младшей группы №12.

Сроки реализации программы 2015-2016 учебный год

Авторы - составители:

Соколовская Людмила Михайловна

Маскутова  Синия Халиюлловна

        

г. Тобольск

Содержание  

Наименование разделов

Страницы

I.Целевой раздел

 1.1 Обязательная часть

- Пояснительная записка

3

-Принципы и подходы к формированию рабочей программы

4

-Возрастные особенности детей 3-х – 4-х лет.

4

- Индивидуальные особенности воспитанников 2 младшей группы №12

5

- Планируемые результаты освоения образовательной программы (в виде целевых ориентиров)

6

 1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

8

II.Содержательный раздел

 2.1 Обязательная часть

 -Образовательная область «Социально- коммуникативное развитее»

10

-Образовательная область «Познавательное развитие»

13

-Образовательная область «Речевое развитие»

16

-Образовательная область « Художественно- эстетическое развитие»

18

-Образовательная область «Физическое развитие »

21

-Часть, формируемая участниками образовательных отношений (образовательная область «Физическое развитие»)

22

-Взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы

25

 -Региональный компонент  в образовательной деятельности детей

27

- Способы и направления поддержки детской инициативы

26

III.Организационный раздел

 - Материально – техническое обеспечение программы

30

  -Примерный распорядок дня

31

  -Двигательный режим

33

- Циклограмма непосредственно образовательной деятельности

33

 - Обеспечение методическими материалами

34

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.

            Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. 

Цели:   создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 Принципы сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО:

  • соответствует принципу развивающего образования;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  Подходы к формированию общеобразовательной  рабочей программы: качественный поход, возрастной подход, личностный подход, деятельный  

     В основу организации образовательного процесса  определен   комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В группе целенаправленно ведется работа по формированию у детей здорового образа жизни, созданы условия для развития двигательной активности детей. Физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном контакте с медицинским персоналом. Ежемесячно и ежеквартально в детском саду осуществляется анализ заболеваемости. Педагогами используются разнообразные формы физической активности детей, в том числе спортивные праздники.

 

                        Возрастные особенности детей 3-х – 4-х лет.

 Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате

     В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

     На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр очень простые и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

     Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

     Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

     В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Индивидуальные особенности воспитанников 2 младшей группы №12

Списочный состав группы 31 человек, из них 12 девочек и 19 мальчиков.

Все дети группы владеют первыми навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать сказки, заучивать стихотворения А. Барто. В игровой деятельности дети дружелюбны, умеют играть коллективно, в паре, легко делятся игрушками с товарищами. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвет.

Состояние групп здоровья воспитанников                                                  

1 группа здоровья -  9 детей                                        

 2 группа здоровья – 22 ребенка

 3 группа здоровья – нет                                                                            

 4 группа здоровья –нет  

Уровень развития детей на начало учебного 2015 года  

На основе начального мониторинга   выявили уровень высокого 3 чел, среднего – 20 чел. низкого – 8 чел. Требуют индивидуальной работы такие дети как  Альмухаметов Алан, Чахкиев  Мухаммед, Корзинкина Настя  

Заключение:  Основные затруднения и проблемы воспитанников, возникшие в образовательном процессе  при их развитии: гиперактивность, неусидчивость, отсутствие концентрации, речевые проблемы, кризис 3-х лет.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

   • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

 • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,  сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

 • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

 • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

 • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

 • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

 • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

 • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

 • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

 • Проявляет ответственность за начатое дело.

 • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

   

Планируемые результаты освоения Программы  детьми второй младшей группы:

РИСОВАНИЕ 

Правильно работать карандашом и кистью 

Умение проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся 

Рисовать предмет округлой формы 

Умение ритмично наносить штриховку и мазки 

Изображать простейшие предметы и явления действительности. 

ЛЕПКА 

Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей 

Владеть навыком округлого раскатывания (шар) 

Владеть навыком прямого раскатывания (столбик) 

Навык соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев 

Владеть навыком рационального деление пластилина 

Владеть навыком аккуратной работы с пластилином. 

АППЛИКАЦИЯ 

Навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.) 

Создавать изображения путем наклеивания готовых форм. 

Соблюдения порядка на рабочем столе. 

КОНСТРУИРОВАНИЕ 

Знать и называть основные детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины) 

располагать кирпичи, пластины вертикально 

изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими 

различать постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая) 

МАТЕМАТИКА

Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький». 

Умение видеть один и много предметов, используя слова «один» , «много» , «ни одного» 

Понимать вопрос «сколько?» 

Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну 

Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте) 

Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) называть их. 

Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый 

Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 
о растениях 

называть основные части растений стебель, лист, цветок 

находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья 

учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов 

выделять растительные группы (дерево, куст, трава) 

о животных 

различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы 

называть приспособления животных к среде обитания: рыбы плавают в воде, 

птицы летают и т. д. 

знать и называть домашних и диких животных: 

домашние – собака, кошка, корова, коза, куры, петух 

дикие – заяц, лиса, медведь, волк. 

учить детей выделять и называть отличительные особенности внешнего вида ( у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост) 


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ 

Различать и называть игрушки 

Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения. 

Различать и называть части тела животного и человека. 


РАЗВИТИЕ РЕЧИ 

Говорить не торопясь, внятно 

Отвечать на вопросы взрослого 

Рассказывать о виденном в 2-4 предложениях 

Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных 

Согласовывать слова в роде, числе, падеже 

Употреблять предложения с однородными членами 


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 

Уметь воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения. 

Читать наизусть небольшие потешки и стихотворениях 

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя 


ФИЗКУЛЬТУРА 

Ходить и бегать не наталкиваясь, изменяя направления 

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением в перед 

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди 

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров 

Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене 

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу. 


САМООБСЛУЖИВАНИЕ 

Учить самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок) 

Учить замечать непорядок в одежде и устранять его 

                                        II.Содержательный раздел  

2.1 Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

 

 Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

 Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

 Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

 Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).

 Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.

Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.

 Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.

 Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно- гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

 Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

 Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

   Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

   Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

   Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

   Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

   Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

   Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

   Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

 

2.2Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

 

Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).

  Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

  Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

  Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

 Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

 Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.

 Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

   Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

   Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

   Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

   Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

  Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

   Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

   Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

   В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Ознакомление с предметным окружением

   Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

   Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

   Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.

   Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).

Ознакомление с социальным миром

Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

 Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

 Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.

 Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.

 Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

Ознакомление с миром природы

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

 Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).

 Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).

 Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

 Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

 Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

 Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

 Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

 Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).

 Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности   растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

 Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

 Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

 Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

 Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

 Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

 Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

 Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

 Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.

 Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

 

2.3Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

     

 Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

  Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).

  В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).

  В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

  Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных

случаях из жизни.

  Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

  Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

    Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

    Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

    Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать

прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять

существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

    Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

    Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.

    Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

    Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

    Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).   Помогать доброжелательно общаться друг с другом.  Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Приобщение к художественной литературе.

 

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить

за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

 Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

 Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.  Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

 

 2.4 Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).Подводить детей к восприятию произведений искусства.

Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства

(цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.  Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских

работ и т. д.

Изобразительная деятельность

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.

  Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.  Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

  Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

  Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

   Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

  Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).

Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

  Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

 Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).   Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик).

   Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

   Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять

концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

   Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и

вылепленные предметы на дощечку.

   Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

 

Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной

последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.

 Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

 Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.

 Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

Конструктивно-модельная деятельность

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

 Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.).

Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Музыкальная деятельность

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

   Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

   Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения

в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить

слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

   Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

   Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

   Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

   Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

   Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.

   Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.

   Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

   Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

   Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

 

2.5 Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь

и ухаживать за ними.

 Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

 Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

 Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

 Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

 Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

 Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Физическая культура.

 

 Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную

координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

 Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.

 Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

 Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

  Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

  Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.

  Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.

  Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

  Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.

  Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.

  Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

 

Образовательная область «Физическое развитие» (2часть, формируемая участниками образовательных отношений)

        Цель: организация  мероприятий с детьми познавательного, оздоровительного и развивающего характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости; привлечение родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.

            Задачи:

  • Сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Снижение частоты заболеваемости каждого ребёнка;
  • Повышение уровня физического развития;
  • Взаимодействие с семьями для полноценного развития детей;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и оздоровления детей.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ФОРМА

ОРГАНИЗАЦИИ

АВТОР

1

сентябрь

Я - человек

НОД

Т.В.Смирнова

2

сентябрь

Все люди разные

НОД

Т.В. Смирнова

3

сентябрь

Это – я и мои друзья

             НОД

Т.А.Тарасова

4

октябрь

Рассмотрим друг друга

НОД  

Т.А.Тарасова

5

октябрь

Вот какие мы смешливые, вот какие мы подвижные

Развлечение

Т.А.Тарасова

6

октябрь

Моя семья

НОД  

Т.В.Смирнова

7

октябрь

Откуда я появился

НОД  

Т.В.Смирнова

8

ноябрь

Водичка, водичка

Кукольный спектакль

Т.А.Тарасова

9

ноябрь

Где тут прячется вода?

НОД  

Т.А.Тарасова

10

ноябрь

Чистая водичка

НОД  

Т.А.Тарасова

11

ноябрь

Если мальчик любит мыло

НОД  

Т.А.Тарасова

12

декабрь

Мои руки

НОД  

Т.В.Смирнова

13

декабрь

Как ухаживать за руками

НОД  

Т.В.Смирнова

14

декабрь

Гребешок зубастый, здравствуй

Дидактическая игра

Т.А.Тарасова

15

декабрь

Делая прическу, помни про себя, что твоя расческа только для тебя

Сюжетно – ролевая игра

Т.А.Тарасова

16

январь

Мои ноги

НОД

Т.В.Смирнова

17

январь

Как беречь ноги

НОД  

Т.В.Смирнова

18

январь

Мои уши

НОД  

Т.В.Смирнова

19

февраль

Как беречь уши

НОД  

Т.В.Смирнова

20

февраль

Соберем Машу с Ваней в гости

Дидактическая игра

Т.А.Тарасова

21

февраль

Для чего мне нужен язычок?

НОД  

Т.В.Смирнова

22

февраль

Мои зубки

НОД  

Т.В.Смирнова

23

март

Утром чистим зубы

Дидактическая игра

Т.А.Тарасова

24

март

Мой нос

НОД  

Т.В.Смирнова

25

март

Как беречь нос

НОД  

Т.В.Смирнова

26

март

Наш веселый носовой платочек

Дидактическая игра

Т.А.Тарасова

27

апрель

Мои глаза

НОД  

Т.В.Смирнова

28

апрель

Как беречь глаза

НОД  

Т.В.Смирнова

29

апрель

Если хочешь быть здоров - закаляйся

Практическая деятельность

Т.В.Тарасова

30

апрель

Веселые человечки играют

Опытническая деятельность

О.В.Дыбина

31

май

Что нам надо кушать?

НОД  

Т.В.Смирнова

32

май

Наши помощники

Опытническая деятельность

О.В.Дыбина

33

май

Изучаем наше тело

НОД  

Т.В.Смирнова

Используемая литература:

1. Т.В.Смирнова «Ребенок познает мир»  Игровые занятия по формированию представлений о себе

2.  Т.А.Тарасова «Я и мое здоровье»  Занятия, упражнения и дидактические игры

3. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»  Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

 

Планируемые результаты:

- Снижение детской заболеваемости;

- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

         - Повышение уровня развития физических качеств, двигательных навыков

         -Формирование  у детей привычку к здоровому образу жизни

 

Способы и направления поддержки детской инициативы

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

 Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению, для поддержки детской инициативы являются следующие:

1. Познавательные занятия

 2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.

3. Наблюдение и труд в уголке природы

 4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

 5. Самостоятельная деятельность детей

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Взаимодействие с родителями  (законными представителями).

В нашей группе 52 родителя,  20 человек из них имеют высшее образование, 29 средне- специальное и 3 человека средне- техническое. Возраст родителей – Молодые семьи до 30 лет -14 семей, семьи старше 30 лет – 17 семей. Полных семей- 23, не полных – 8, многодетных – 6, опекунских -1( воспитывается 2 ребенка из группы). Наши родители работают: бюджетная сфера - 15 , УВД- 1, ТНХК-2, прочее- 28, не работающие-6.  

Основные цели и задачи: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Кризис трех лет».

2. Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 3-4 лет».

3. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей второй младшей группы».

4. Консультация «Живем по режиму».

5. Оформление родительского уголка на осеннюю тему. «Золотая осень»

Октябрь

1. Консультация «Мы любим природу».

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРЗИ»

4. Консультация «Закаливание. О пользе бассейна».

5. Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника.

Ноябрь

1. Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности»

2. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».

3. Беседа «Одежда детей в группе».

4. Акция «Помоги тем, кто рядом».  

(Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц)

5. Памятка для родителей. Тема: «Способы изготовления кормушек».

Декабрь

1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!».

2 Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов).

3. Папка – передвижка (Новогодние  советы, приметы, развлечения, конкурсы т.д.)    «Скоро, скоро Новый год!»

4. Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

Январь

1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

2. Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

3. Индивидуальные беседы.

    Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

4. Консультация «Первая помощь при обморожении».

5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте  детям».

Февраль

1. Фотоколлаж на тему: «Мой папа».

2. Консультация «Роль семьи в воспитании детей».

3. Консультация «Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий».

4. Консультация «Азбука дорожного движения».

5. Родительское собрание «Зачем нужна мама».

Март

  1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему. 

    «Весна – Красна снова в гости к нам пришла».

2. Фотоколлаж на тему: «Моя мама».

3. Подготовка к весеннему празднику  8 Марта.

4. Советы родителям: «Как провести выходные с ребенком»

5. Консультация «Как воспитывать самостоятельность?».

Апрель

1. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

2.  Консультация «Профилактика детского травматизма».

3. Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду»

4. Консультация «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Май

1. Памятки для родителей «Игры с песком и водой»

2. Папка-передвижка «15 мая - День Семьи»  

3. Папка - передвижка для родителей  ко  Дню Победы.

4.  Родительское собрание «Итоги года»

5. Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

 

Региональный компонент  в образовательной деятельности детей

   Региональный компонент отражает специфику Тюменского  региона и приоритетное направление образовательного учреждения на данном этапе развития. Реализация регионального компонента осуществляется за счет  совместной деятельности  по  художественному  творчеству, познавательной,  коммуникативной  деятельности,  ручному труду, физической культуре и  музыкальному воспитанию,  ознакомлению  с  художественной  литературой.  В целях изучения истории и культуры   родного края, знакомства с народными промыслами, данный компонент реализуется вне учебных видов деятельности через проведение бесед, театрализованной деятельности, экскурсий, подвижных игр, проектной деятельности, ознакомление с   художественной литературой.

 Задачи:

1.Воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края, интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду.

3. Воспитывать любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях.

4. Формировать интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице.

 

Месяц

Тема

 Цель

СЕНТЯБРЬ

Экскурсия по территории детского сада.

Формировать интерес к ближайшему окружению – детскому саду, помочь лучше узнать и полюбить его.

Беседа о сотрудниках детского сада. 

Развивать интерес к людям родного края, их профессиям, воспитывать уважение к их труду.

Беседа на тему: «Почему необходимо заучивать с детьми домашний адрес? »

Игра с мячом «Назови свой адрес»

Закрепить знание об адресе (название города, улицы, номер дома, квартиры).

Октябрь

Заучивание народной заклички «Дождик лей!»

Развивать интерес к народному творчеству

Подвижная игра «У медведя во бору»

Вызвать интерес к народным играм, играть  дружно не зависимо от национальности.

Рассматривание альбома  «Наш любимый город».      С изображением знаменитых мест нашего города.

Воспитывать любовь к родному городу, улицам

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».

Продолжать знакомство с улицами города и правилами дорожного движения

НОЯБРЬ

Рассматривание альбомов «Моя семья», «Труд взрослых в семье».

Называть членов своей семьи, воспитывать уважение к родителям

Экскурсия «Хорошо у нас в саду»

Формировать интерес к ближайшему окружению – детскому саду, помочь лучше узнать и полюбить его.

Беседа о предметах быта.

Формировать представление о предметах быта в русской избе; воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Декабрь

Слушание народной песни «Как на тоненький ледок»

Узнавать русские народные мелодии.

Зимние игры – забавы

Вовлекать детей в зимние народные игры. Побуждать детей рассказывать о том ,где гуляли ,что делали.

«Сто одёжек и все без застёжек» Вечер загадок.

Развивать интерес к русским традициям.

Беседа «Звери и птицы нашего края»

ЯНВАРЬ

Рассматривание фотоальбома «Природа родного края»

Учить детей видеть красоту родной природы .Воспитывать любовь к малой родине.

Знакомство с дразнилками- «Андрей ротозей», «Мишка медведь»..  

Продолжать знакомить с русским народным фольклором

Зима в родном городе.

 

 Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой.

ФЕВРАЛЬ

Народный праздник.

«Масленица». Продолжать знакомить детей с народными традициями, праздниками

Беседа «Мы разные»

Продолжать формировать образ Я. Помогать  им описывать  рост, цвет волос и глаз

Заучивание физминутки

.

«Мы теперь богатыри»

Помочь запомнить текст стихотворения, учить выполнять движения в соответствии с ним

МАРТ

Заучивание колыбельной песни..

Помочь запомнить песенку, учить использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности

Выставка «Традиции моей бабушки».

Знакомить детей с семейными традициями .Воспитывать  любовь и привязанность к семье.

Подвижная игра «Каравай».

Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

АПРЕЛЬ

«Кто со мной поздоровался?»

Экскурсия по детскому саду. Продолжать учить детей правильно здороваться, прощаться.

Заучивание хвалебных потешек «Наша Маша маленька…»

Помочь детям запомнить стихи, продолжать знакомить с фольклором.

Просмотр сказки «Гуси –лебеди».

«Жаворонки»

Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.

Познакомить с народным праздником, его особенностями.

МАЙ

Знакомство с Тюменской  символикой.

Познакомить детей с гербом

Подвижная игра «Огуречик – огуречик»

Продолжать знакомить с народными играми.

Знакомство с Красной книгой.

Познакомить детей с редкими растениями Тюменской области

Викторина «Мой любимый город».

Закрепить знания детей о родном городе

 

                               

III. Организационный раздел

1.3 Материально – техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение группы способствует реализации Рабочей программы:

 а) дидактические игры направленные на развитие  универсальных умственных действий

 б) наличие сюжетно-ролевых игр

 в) серии наглядно –дидактических материалов, обучающих карточек  по экологии, ПДД, ОБЖ, развитию речи и т.д.

 г) картотеки дидактических игр, игр помогающих малышам сблизиться  друг с другом и воспитателем, экспериментальной деятельности, подвижных игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, художественной литературы  и т.д.

 д) спортивный инвентарь  в соответствии с возрастом

 е) театр пальчиковый, перчаточный, магнитный

 ж) разнообразные конструкторы: «лего», «механик», строительные наборы, «пазлы», мелкая, крупная мозаика

 з) технические средства: телевизор, DVD плеер

 и) настольно-печатные игры, разрезные картинки  6-8 частей

                 Примерный распорядок дня

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Режим дня составлен с расчетом на 10,5 часовое пребывание ребенка в детском саду. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

Режимные моменты

3-4 года

Прием детей(общение с родителями, игры малой подвижности, развивающие игры, труд)

7.30

Утренняя гимнастика

8.15

Завтрак (формирование культурно – гигиенических навыков)

летом

8.30

                  9.00

Организация игровой, познавательной, продуктивной, творческой деятельности с детьми.

летом

9.00

                   9.25

Прогулка (подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность, экспериментирование

летом

10.10

                  10.00

Возвращение с прогулки (формирование навыков самообслуживания)

летом

12.00

                   12.00

Обед (формирование культурно –гигиенических навыков, культуры приема пищи)

12.20

Подготовка ко сну, сон( перед сном  чтение, слушание аудиозаписей)

13.15

Пробуждение, постепенный подьем, (закаливающие процедуры, спокойные игры)

15.00

Организация игровой, физкультурной – оздоровительной, творческой деятельности с детьми, самостоятельная деятельность детей.

15.15

Уплотненный полдник (формирование культурно –гигиенических навыков)

16.10

Прогулка (подвижные и спортивные игры , трудовая и продуктивная деятельность, игры  по выбору)

летом

16.50

                   16.30

Уход домой

18.00

  Основные виды

организованной образовательной деятельности

Виды организованной деятельности

Кол- во

Познание

(Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование целостной картины мира)

2

Коммуникация.

1

Художественное творчество

Рисование

Лепка

Аппликация

1

0,5

0,5

Физическая культура

3

Музыка

2

Общее количество

10

Двигательный  режим

Режимные моменты

2 младшая группа

  1. Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно

30 — 40 мин

  1. Утренняя гимнастика

Ежедневно  5-6  мин

из 5-6 общеразвивающих упражнений

  1. Физкультурные занятия в зале

2 раза в неделю по 15 мин.

  1. Физкультурное занятие  на прогулке

1 раз в неделю

  1. Физкультминутки во время занятий

1-3 мин.

  1. Музыкальные занятия

2 раза в неделю

  1. Прогулка

          Не менее 2 раз в день 120-240 мин

  1. Корригирующая гимнастика после сна

5-10 мин.

  1. Самостоятельная двигательная активность, подвижные игры вечером

20—30 мин

ежедневно, индивидуально

  1. Физкультурный досуг

1 раз в неделю 20 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

Познание

Физическая культура

Вторник

Коммуникация / чтение художественной литературы

Бассейн

Среда

Музыкальное

 Художественное творчество

Четверг

Познание ( математика)

Физическая культура ( на улице)

Пятница

Музыкальное

Художественное творчество

                              Обеспечение методическими материалами

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  

 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

 Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет).

 Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.

Формирование основ безопасности

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет).

Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3–7лет).

Игровая деятельность

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3–4 года).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).

 Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3–7 лет)

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года)

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года).

Ознакомление с миром природы

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3–4 года)  

Образовательная область «Речевое развитие»

Гербов а В. В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3–4 года).

Образовательная область «Физическая культура»

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа воспитателей младшей группы

   Рабочая программа составлена для детей 3 - 4 лет и учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.     Программа разработана в соответствии с «Федеральным...

Рабочая программа воспитателя младшей группы

Рабочая программа для младшей группы, включает поянительную записку, особенности детей данного возраста, описание образовательных областей по ФГОСу, а также тематическое планирование по всем разделам....

Рабочая программа воспитателя младшей группы

Рабочая  программа по развитию детей младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МДОУ детского сада №4 «Колосок», в соответствии ...

рабочая программа воспитателя младшей группы по программе "Мозаика"

реализация программы "Мозаика" в младшей группе....

Рабочая программа воспитателя младшей группы составлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

Рабочая программа воспитателя младшей группысоставлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯмладшей группы (от 3 до 4 лет)составлена на основе примерной программы«От рождения до школы»под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой...

Рабочая программа воспитателя младшей группы программа Л.Г. Петерсон "Мир открытий"

Рабочая программа воспитателя младшей группы программа Л.Г. Петерсон "Мир открытий"...