Театрализованная деятельность
консультация по теме

Из опыта работы васпитателя Емагуловой В.С.

Театрализованная деятельность с детьми 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

        Работаю воспитателем 16 лет и считаю, что театрализованные игры – есть немаловажная часть жизни ребенка, ведь театрализованная деятельность оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение детей, расширяет  кругозор, обогащает и развивает речь, формирует моральные представления.

        Поэтому я решила глубоко вникнуть в проблему развития речи и творческих способностей детей посредством театрализованных игр, так как считаю, что театрализованные игры считаются важным элементом нашей духовной жизни.

        Исходя из требований программы, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Прочно ввести в быт детей театрализованные игры, так как они способствуют развитию речи и творческих способностей.
  2. Привить детям любовь и интерес к театрализованным играм.
  3. Вовлечь в театрализованную деятельность не только детей, но и родителей.

Из своего опыта могу с уверенностью сказать , что дети участвующие в театрализованной деятельности отличаются от остальных раскованностью, жизнерадостностью, у них лучше развита речь, проявляется творческая активность: инициатива, фантазия, увлеченность. Вот поэтому я и решила уделить особое внимание театрализованной деятельности. Но с первых же дней столкнулась с проблемой: некоторые дети отказываются участвовать в театрализованных играх, по причине того, что речь не у всех детей одинаково развита. Например, Игорь очень хорошо и четко говорит, а вот Дима не четко произносит некоторые звуки и детская жестокость позволяет Игорю насмехаться над Димой. Я, конечно, беседую с детьми, учу их не быть жестокими, не насмехаться над чужими ошибками. Но искоренить проблему не удается. Дима замыкается и не хочет играть.  Чтобы избежать данной проблемы я разделила детей на две подгруппы по речевым данным. И на ту подгруппу, куда входил Дима, решила сделать упор, т.е. стала работать над развитием речи. Для них подготовила ряд пальчиковых игр и учила детей не просто загибать пальчики читая потешку, нажимать при чтении потешки на подушечки пальцев. Я старалась убедить детей, что они тоже научатся и будут хорошо и четко произносить все звуки, как Игорь. А так как детям очень нравятся потешки про пальчики они с удовольствием занимаются, как на занятиях так и в свободное время.

Мы сами вместе с детьми стали сочинять потешки.

Например: Этот пальчик – Димочка

                Этот пальчик – Вика

                Этот пальчик – Игорек

                Этот – Анжелика

                Ну а этот пальчик,

                Наверное Мишка

                Отделился он от нас

                Ни и шалунишка!

И речь детей постепенно стала улучшаться. Через некоторое время я соединила обе подгруппы и дети у которых речь была хуже, стали лучше заниматься, у них прошел страх, что над ними будут смеяться если они неправильно произнесут то или иной звук. Видя, что они больше не объекты для насмешек, например, тот же Дима, стал охотнее соглашаться на роли, перед своими товарищами.

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью решила разыгрывать небольшие интересные сценки, используя обыкновенные игрушки. Садились за стол, передо мной полукругом садились дети. Я брала игрушки в руки, передвигала их и говорила за них. И как обычно все внимание детей сосредотачивалось на игрушках, они с увлечением следили за происходящим на столе. Как интересно было детям наблюдать, когда, например, их игрушки: мишка и зайка, с которыми они только что играли, превратились в актеров и выступали перед ними.

Содержание сценок старалась брать предельно простым, без трудно выполняемых движений и действий, чтобы показать, что игрушка идет, передвигала ее медленно вперед, если бежит- быстрее. Поворачивала игрушки в разные стороны руками, наклоняла ее, сажала, заставляла прыгать. Все это делала для того, чтобы детям было интересно. Например , что бы показать , что зайка плачет, закрывала его мордочку лапками, при радости заставляла прыгать, при испуге- дрожать, при удивлении - разводить лапки в стороны. Игрушки старалась подбирать такие, чтобы обогащали содержание литературного произведения, помогали полнее воспринять его. Одновременно с подбором игрушек проходила работа над текстом.

Играя с игрушкой старалась показать образ, характер того или иного персонажа. Например в сценке «Игра в прятки» - зайчик живой, веселый и находчивый и очень подвижный, который говорил быстро и звонко, и к мишке относился дружелюбно. Мишка же флегматичен, неповоротлив,  двигался и говорил медленно, любил поспать. Он хладнокровно относился к тому, что ему надо водить, зайку ищет спокойно, без волнения.

Все это я учитывала  при работе над текстом, который знала наизусть. Таким образом посмотрев несколько сценок, дети захотели сами разыграть небольшие сцены с игрушками.

Когда дети уже свободно манипулировали игрушками, предложила им кукольный театр. Дети очень обрадовались, ведь кукольный театр доставляет им огромное удовольствие и приносит большую радость.

Большую помощь в создании кукольного театра оказали родители воспитанников, сшили много игрушек для пальчикового театра. И опять , таки столкнулись с трудностями не сразу у детей все получалось. Например,  Кирилл очень выразительно читал стихотворение, а кукла в его руках оставалась неподвижной.  Объяснила, что кукла должна двигаться, делать наклоны головой, тогда создастся впечатление, что она живая. Сама брала одну куклу в руки, другую давала ребенку, тогда подражая моим движениям, ребенок отвечал на наводящие вопросы,  и постепенно стало получаться обыгрывание сценок.  Так у детей появлялся интерес не только к кукольному театру , но и к умению управлять куклами. Дети полюбили театрализованных кукол, научились ими пользоваться, но сценки разыгрываемые детьми были однообразны, речь невыразительна. Возникла необходимость обучать детей различным видам художественной выразительности.  Подгруппе я давала задание, в основе которого лежал один из способов выразительности образа (интонация, жест, мимика, походка). Например, я прочла детям сказку «Маша и медведь», предложила разыграть один эпизод: девочка Маша заблудилась. Напомнила детям, что в лесу темно и страшно, за деревьями могут быть злые и голодные волки.

Трем детям поочередно с помощью куклы  нужно было позвать и найти подружек Маши. Затем вместе сравнивали. Как по-разному действовали ребята. Так все заметили, что кукла Димы была спокойна, подружек звала громко, уверенно, у Саши получилась очень испуганная, растерянная девочка.

Разъясняя детям ситуации и переживания героев , я добивалась повышенной выразительности речи.

 Большое внимание уделяла овладению детьми вопросительной интонации. Так Антону дала игрушку-кота, а Олегу игрушку-мышку. Кот спрашивал мышонка, а потом ловил его.

- Который час?                      - Двенадцать бьет!

- Кто вам сказал?                   - Знакомый кот.

- А мышка где?                     - В своем гнезде.

- Чем занята?                         - Штанишки шьет.

- Кому?                                  - Супругу своему!

Потом дети меняются игрушками. Таким образом оба ребенка упражнялись в вопросительно-ответной интонации.

 Если речь некоторых детей была торопливая или , наоборот, замедленная, то приходилось отдельно работать над темпом. Учила детей прислушиваться к своей речи. Дети с желанием и интересом участвуют в кукольных театрах.

 В играх стараюсь дать детям возможность проявить максимум творчества. Перед тем как начинать игру, вместе решаем, какую возьмем декорацию, как и откуда,  будут появляться куклы.

Андрей выбрал домик с двумя окнами и сказал: «Когда колобок покатится, то бабушка будет смотреть в одно окно, а дедушка - в другое». Маша взяла крылечко и объяснила: «Надо как в сказке, прыгнул колобок с окошка на крылечко, с крылечка на дорожку и покатился…». Я спросила Игоря, играющего роль медведя, почему, когда колобок поет песенку, медведь качается. Игорь ответил: «Потому что ему нравится песенка колобка, и он приплясывает».

 Я стараюсь поддерживать выдумку и творчество участников спектакля. Вика, играющая роль лисы, решила под песенку колобка помахивать лисьим хвостиком, выражая удовольствие.  Таким образом, в подготовке и показе сказки участвуют почти все дети. И подготовка, и выступления доставляют им наслаждение и радость.

С кукольным театром мы выступали перед родителями и другими группами детского сада.

Я очень ценю работу детей с кукольным театром, потому что она способствует развитию речи  и творчества.

Удачным, на мой взгляд, является и внесение театральных кукол в такие занятия, как беседы, рассказывание. Как правило, к концу таких занятий, снижается умственная работоспособность. Моя практика подтвердила, что внесение кукол в конце занятия, удачный прием, так заканчивая беседу об осени я внесла кукол : медведя, белку, зайца. Медведь спрашивал детей, что я буду делать зимой?» Дети отвечали – «Ты мишка будешь спать в берлоге».  Появление кукол вызвало активность детей. Им пришлось перестраивать речь, непосредственно обращаясь к персонажу что безусловно,  способствует обобщению знаний, умению рассказывать об одном и том же, используя разнообразные формулировку ответов, разыгрывать грамматический строй речи. Однажды после очередного прочтения сказки, предложила поиграть не с куклами, а организовать игру-драматизацию, т.е. самим детям перевоплотиться в сказочных героев и самим играть роли.

Дети захлопали в ладоши и закричали «Ура!» . Но когда я попросила кого ни будь из детей изобразить как движется и рычит медведь, как крадется рыжая лиса, задорно поет петух, ребятам почему-то стало страшно, хотя глаза их говорили, об огромном желании играть. И тогда я решила дать коллективные задания типа, ребята сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи ищем мед, или мы хитрые лисоньки, или квакающие лягушки. Моментально группа наполнилась ожившими персонажами сказки, пассивных нет- все дети изображали злого волка, смелого петуха и хозяюшку лягушку и т.д.. И я сопереживаю вместе с детьми, повторяю движения и голоса героев сказки, ищу удачу в игре ребят. И постепенно неуверенные попытки передать голос, движения своего героя сменяются умением использовать свои художественные навыки полно и ярко. Игру усложняю, предлагаю контрастные задания: изобрази старого медведя и медвежонка, злую собаку и беззащитного щенка и т.д..

А когда я внесла в группу костюмы, шапочки , маски, атрибуты к сказке восхищению детей не было конца, ведь они делают игру эмоциональней и искренней.

Проявлению творческих способностей детей помогают рассматривание фотографий. Анализируя фотографии, где дети запечатлены во время игры. Я направляю их внимание на выражение лиц персонажей. Дети учатся правильно оценивать исполнение ролей товарищей  и сами пытаются украшать игру новыми решениями.

Иногда выходят споры между детьми, кто же будет исполнять главную роль в сказке. Тогда я пробую на главную роль нескольких детей и сразу же их заинтересовываю: кто сегодня будет больше всех стараться то и будет главным героем, нет, я не оговариваюсь, именно не лучше всех выполнять свою роль, а больше всех стараться потому что лучше всех, как правило, выполняют одни и те же дети, у которых высокая речевая подготовка. Но это не должно давать им привилегий, их нужно обязательно похвалить, а выделить я думаю нужно особенно старающихся. Если ребенок старается, значит у него есть желание, значит ему это интересно .

Тем более назначая на главную роль разных детей, я даю возможность каждому ребенку показать все свои речевые и артистические способности: голос, мимика, жесты.

Заинтересовывая детей, обучая их основным приемам, достигла цепи игры стали длительными, увлекательными. Игры -драматизации стали любимыми в группе. Замечаю как вместе с персонажами дети негодуют и радуются, борются со злом и утверждают добро. Неподдельная искренность переживаний, выдумка украшает игру детей, вселяют в них уверенность, желание фантазировать.  Так при инсценировке сказки теремок еж и петух предлагают встретить злого волка и лису на полянке за елочками и неожиданно напасть на них, тем самым уберечь жителей теремка от недобрых зверей.

Я была свидетелем мгновенного перевоплощения, озабоченные лица, воинственная осанка и крадущиеся движения.

Парой ребята сами меняют сюжет сказки. Так не доброму медведю, который хочет разрушить теремок, жители теремка предлагают жить в добре и дружбе. Медведь от неожиданности растерялся и вместо злого рычания и нападения радостно заплясал качая головой . Все весело захлопали в ладоши.

Участие в игре - драматизации приносит чувство радости,  эстетического наслаждения. Вот добрая хозяюшка лягушка однажды вдруг не впускает зайку в теремок, заявляя «Ты Кристину обижал на прогулке и шнурки у тебя на туфлях не завязанные!». Влияние роли так велико, что не выходя из роли заяц мгновенно завязывает шнурки и обещает не обижать девочек, только бы его впустили в теремок. В игре помимо развития речи и творчества ребята учатся управлять своими чувствами.

Дети сами все чаще изъявляют желание играть в сказку. И тогда мы с детьми решили сами сочинять и придумывать свои сказки, а потом их обыгрывать. Это было для них праздником вдвойне играть те сказки , которые они сами с воспитателем придумали. Игры – драматизации стали бытовать в нашей группе  и в праздничные дни они стали неотъемлемой частью жизни детей.

 Я описала свой подход к детям как обучаю театрализованными играми, развивая речь. Очень хорошо, что детям нравится быть артистами, они целиком отдаются спектаклю. Вижу свою роль такой, что от меня зависит и успех проведений спектакля, и речь детей. Готовясь к спектаклю, я обязательно продумываю каждую мелочь: как разместить декорации, куда поставить домики, кустики , деревца и т.д. . и еще считаю очень важным настроение, с которым дети идут на спектакль. Стараюсь всегда улыбаться и быть приветливой.  Мне все должно нравиться и приносить удовольствие. Ведь дети как губка, все чувствуют и все впитывают. Мое настроение обязательно передается детям и это помогает установить более  близкий контакт и достичь большего.

С родителями тоже веду постоянную работу по театрализованной деятельности. Кроме того, что я рассказываю им о том, что получается и не получается у их детей, прошу поработать над тем или иным звуком, еще провожу консультации, где рассказываю, как лучше помочь ребенку освоить речь.  О пользе театрализованных игр, не только для развития речи, но и о том, что они благоприятно влияют на всестороннее развитие ребенка – он познает мир, мыслит; воспитываются его художественный вкус и многие нравственные начала: чувства коллективизации, товарищества, выдержка, дисциплинированность.

Так же театрализованные игры богатые эмоциями и создаю бодрое, жизнерадостное настроение.

Еще я стараюсь спланировать родительские собрания, посвященные театрализованной деятельности, вовлекаю родителей. Такие собрания очень полезны так как, дают возможность родителям увидеть, оценить своего ребенка с другими детьми. А взаимодействие родителей и детей более сближает их, помогая, лучше понять друг друга. Ребенке в это время получает несказанное удовольствие и стимул к участию в театрализованных играх, ведь родители- это пример подражания во всем.

В процессе работы привлекаю родителей  к изготовлению шапочек к театрализованным играм. Таким образом,  проводя работу изо дня в день не только с детьми но и с родителями, добилась того, что у детей улучшилась речью если раньше некоторые дети стеснялись выступать перед товарищами, то сейчас они охотно просятся на роль. А Игорь, который был лидером группы, теперь уже не насмехается над чужими ошибками, а так точно подсказывает, как нужно правильно сказать или сделать. Мальчик стал более выдержан, он учится подчинять свои желания интересам коллектива. Это конечно результат постоянной работы воспитателей и родителей, в том числе и работы, которую я проводила и провожу по театрализованной деятельности. Родители говорят слова благодарности, так как слышат от своих детей, сколько радости и приятных впечатлений приносит им театрализованные игры.

Я буду продолжать свою работу добивать развития речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

В журнале дошкольное воспитание печатается много интересных статей и разработок по театрализованной деятельности. Я постоянно изучаю их и то, что считаю интересным и полезным  внедряю в работу.

В настоящее время планирую ввести в работу с детьми сказки-оперы, где бы дети не разговаривали, а пели, так как помимо развития речи эти сказки- оперы развивают музыкально-эстетические чувства.

Мио задачи естественно не направленны на, что бы воспитывать артистов-профессионалов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. В человеке всегда заложено творческое начало и важно уметь его развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...