Самоанализ деятельности учителя-логопеда
материал по теме

Мусина Эльмира Исмагиловна

МАДОУ № 13 "Ромашка" Мусиной Э.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда МАДОУ №13 «Ромашка»

Мусиной Эльмиры Исмагиловны

        В 2007 году я окончила Московский социально-гуманитарный институт,

учитель-логопед по специальности логопедия. Педагогический стаж 15 лет.

Учителем-логопедом работаю более 5 лет в МАДОУ №13.

        В своей деятельности руководствуюсь типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ № 179 от 14.02.1997г).

         Работу провожу с детьми подготовительной группы (10 детей с диагнозом ОНР-3 уровня; 1 ребёнок с ФФН). В старшей группе, 7 детей с диагнозом ОНР-3 уровня; 1 ребёнок в средней группе с диагнозом ОНР-1 уровня – ППЦНС-ЗРР.

В соответствии с речевым нарушением мною выбраны следующие программы:

         - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

         - Н.В. Нищева «Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»

         Девизом моей работы являются слова Е. Щукиной:

                                      Прекрасна речь, когда она, как ручеек

                                      Бежит среди камней чиста, нетороплива

                                      И ты готов внимать её поток

                                      И восклицать: «О, как же ты красива!»

         Ведущими целями считаю:

 1. создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных

    с нарушением речи;

 2. подготовка детей к полноценному овладению устной письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному

общению со сверстниками, взрослыми, способствует развитию у них чувства

неуверенности и повышенной тревожности.

          Основными задачами моей деятельности являются:

          а) обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в

              коррекционно-речевой помощи;

          б) изучение уровня речевого развития и определение основных

               направлений и содержания работы;

          в) систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом

              речевого развития;

          г) оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой

              готовности к школьному обучению;

          д) формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей

               готовности к логопедической работе и оказание им помощи в

               организации полноценной речевой среды;

           е) диагностика результативности речевой работы.

На протяжении многих лет наше учреждение сотрудничает со школой №83

Требования, предъявляемые к поступающим в первый класс, достаточно высоки: дети должны уметь читать, писать, понимать содержание прочитанного, уметь пересказать то, что прочитали. В связи с этим, наряду с коррекцией речевых нарушений, на мой взгляд, важным является обучение дошкольников элементам грамоты. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе - развитие связной речи. Анализируя совокупность результатов педагогической деятельности можно заметить, что в начале года несколько человек знали буквы, умели сливать буквы в слоги. Хотелось бы отметить, что в результате работы мои дети читают по слогам, понимая смысл прочитанного. Пишут под диктовку слова и короткие предложения, умеют списывать с доски и с книги.  Умеют определять количество и последовательность слогов, находить ударный слог, определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схему слова и предложения, владеют анализом и синтезом слов, успешно с кассами.

        В работе я использую программу логопедической работы по преодолению ОНР у детей авторов Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.; Нищевой Н.В.,  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. В основу легли теоретические положения Эльконина Д.Б. При разработке и апробировании материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Работа по ознакомлению с буквами строится по доступной увлекательной технологии. Наряду с заданиями по формированию фонематического слуха представлены упражнения по обучению навыкам звуко-буквенного анализа. Существенное место отводится развитию мелкой моторики, логического мышления, внимания, памяти, воображения.

        Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. Очень важно творчески подходить к каждому занятию в обучении дошкольника. Заранее подбирается наглядный дидактический и прочий материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки чтения и письма, но и способствуют развитию творческого мышления, логического рассуждения. Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

          В кабинете, где я провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие они есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и каждому нужно найти свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения.

К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

        Дошкольный возраст - самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

         Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно, заменив их на: давай поиграем. Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшее продвижение ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям.

          Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.

          В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала. Оформлена картотека. Постоянно слежу за новинками литературы.

           Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО. В течении года посещала заседания КМО, педсоветы в МАДОУ. Выступала на КМО со следующими темами: «Особенности формирования эмоциональной сферы детей с ОНР», «Сенсорное развитие младших дошкольников - основа познания мира». Показывала занятие в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Осьминог в гостях у детей», мастер класс «Сбор анамнестических сведений на ребенка с ринолалией». Выступала с видеопоказами индивидуального логопедического занятия при ринолалии в послеоперационном этапе: «Дифференциация звука Ш-Ж» и массажа из опыта работы: «Массаж при ринолалии».

        Провожу обследование в начале и в конце года, анализирую полученные данные. Анализ диаграмм показал, что уровень речевого развития детей существенно повысился. Если на начало учебного года по результатам обследования преобладающим был средний уровень, доля которого составляла 81%, а высокого уровня не было совсем, 11 % детей был с низким уровнем, то в конце года детей с низким уровнем речевого развития составил 2%, со средним уровнем – 90 %. Количество детей с высоким уровнем речевого развития составил 8 %.

        Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале года провожу дни знакомств, пытаюсь как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий, не делаю дальних прогнозов, так как из практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работы пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая помощь.

         Итогом первого этапа работы является родительское собрание, на котором я «рисую» общий портрет группы, рассказываю о том, чем будем заниматься в течении учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. В перспективном плане выделена отдельной графой работа с родителями на учебный год. Цель – повысить интерес родителей к коррекции речи детей.

         Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В логопедическом уголке размещены материалы, из которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:

               -Развивая мелкую моторику – развиваем речь детей

               -О чем говорить c ребенком в семье

               -Обогащение словаря в домашних условиях

        Вот некоторые темы для консультаций для родителей:

               Правила работы в домашней тетради;

               Речевые нарушения и причины их возникновения;

               Советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи;

               Игра – лучший помощник в занятиях;

               Нужно ли спешить с обучением в чтении?

         Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития.

          Ежегодно провожу открытые занятия для родителей на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года проводятся открытые мероприятия.

          Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.

           Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

           -практически все они читают, что в детском саду созданы все условия   для успешной работы по формированию правильной речи;

           -отмечают, что занятия приносят реальный результат;

           -замечают значительные улучшения в речи детей;

           -не видят необходимости что-либо менять в работе логопеда.

           Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности воспитателей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку они закрепляют навыки и умения, полученных на коррекционных занятиях.

            Наш коллектив постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Воспитатели получают различную консультацию:

        -комплексы артикуляционных упражнений,

        -формирование графических навыков,

        -развитие слухового внимания,

        -нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими дефекты речи.

      Количество детей с нарушением наглядно-образного мышления имеет тенденцию к значительному росту. Это нарушение  поддается  логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики, комплексной (психологической и логопедической) коррекции наглядно-образного мышления у детей, актуально на современном этапе развития логопедии. Речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка, существенно перестраивает его.

      Начиная заниматься с ребенком, начинаешь эксперимент, но не в лаборатории, а в реальной жизни. У меня живой материал, и здесь не может быть ошибок, так как дети, повзрослев, никогда не станут детьми для того, чтобы можно было все исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя - логопеда

Задачи работы учителя - логопеда в МАДОУ;Содержание и структура работы учителя - логопеда;Содержание коррекционно - развивающей деятельности;Логопедический кабинет;Творческая лаборатория;Работа с роди...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОУ

Предлагаемый самоанализ  представляет не только  опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекто...

Самоанализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год

В  своей презентации  я раскрыла свою работу  за прошедший учебный год по следующим направлениям:1.Коррекционно-просветительская работа с педагогами.2.Коррекционно-просветительская рабо...

Самоанализ деятельности учителя-логопеда

В статье проводится подробный анализ деятельности учителя-логопеда....

Самоанализ работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Самоанализ работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР за учебный год и планируемая работа на новый учебный год....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны

У детей имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения  в развитии нервно-психической сферы. Неврологическая симптоматика проявляется, прежде всего, в двигательных р...

Самоанализ деятельности учителя-логопеда 2020-2021учебный год

Планирование лого-коррекционной работы осуществлялось на основе авторской программ обучения и воспитания детей с нарушениями речи «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная п...