Самоанализ деятельности учителя-логопеда 2020-2021учебный год
материал

Дисенко Ольга Викторовна

Планирование лого-коррекционной работы осуществлялось на основе авторской программ обучения и воспитания детей с нарушениями речи «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Нищевой Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ деятельности педагога МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Павлоградского муниципального района Омской области

за период с 01.09.2020 по 15.06.2021

Ф.И.О. педагога: Дисенко Ольга Викторовна

Должность: Учитель-логопед.

Возрастной контингент обучающихся: 5-7 лет.

Количество групп: Работа велась в 4 группах: старшей группе «Аленушка» (5 чел.); и 3 подготовительных группах «Радуга» (2 чел.), «Дюймовочка» (3 чел.); «Чебурашка» (5чел).

Дата заполнения: 07.06.2021.

Раздел I. Взаимодействие с детьми.

  1. Анализ выполнения программных задач:

Планирование лого-коррекционной работы осуществлялось на основе авторской программ обучения и воспитания детей с нарушениями речи «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Нищевой Н.В.

Содержательная часть программы выполнена за период с сентября 2020г. до июня 2021 года:

Коррекционная работа осуществлялась на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Фронтальные логопедические занятия по развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя и связной речи проводила по 4 раза в неделю, индивидуальные – ежедневно (из расчёта: не менее 2 раз в неделю каждый ребёнок);

Направления, по которым велась коррекционно-развивающая работа:

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования;

- воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Контингент детей логопедической группы (речевые патологии и количество детей).

Структура дефектов речи у воспитанников старших дошкольных групп комбинированной

направленности неоднородна.

Группа 

ОНР I

Уровня

(моторная алалия)

ОНР II

уровня

(дизартрия)

ОНР III

уровня

ринолалия

ОНР III

уровня (дизартрия)

 ОНР III

(механическая дислалия)

Алёнушка

1

2

1

1

Чебурашка

-

2

-

3

-

Дюймовочка

-

-

-

2

1

Радуга

-

-

-

1

1

По тяжести речевого недоразвития воспитанники групп поделены на 2 основные подгруппы. Кроме того, воспитанники 2 подгруппы с логопедическим заключением: ТНР ОНР отличаются от воспитанников 1 подгруппы особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно - логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды:

 При организации логопедического уголка старалась соблюдать основные принципы ФГОС дошкольного образования: поли функциональность, вариативность, доступность, безопасность. Пополнила методическую копилку дидактическими пособиями, новыми логопедическими играми и тренажерами, сделанными своими руками (более 50 шт.)  

В течение года приобретала влажные салфетки, ватные диски, ватные палочки, одноразовые шпатели, медицинский спирт, белую бумагу для печатания и изготовления учебно-методических пособий (4х100л), бумагу для ламинирования (3х100л), 2 су-джок мячика с 4 массажными колечками, мыльные пузыри, стеклянные камешки Марблс (100 шт), пластмассовые сердечки (50шт), наклейки (60 шт.), пальчиковая игра «Футбол», файлы (100 шт), скотч, клей, скоросшиватели (20 шт.), логопедические карточки по 16 лексическим темам, логопедическое лото для автоматизации звука Р. В начале года частично родителями старшей группы «Аленушка» были приобретены зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики.

3. Использование современных технологий в образовательной деятельности, успешность их применения:

В своей работе использую современные образовательные технологии:

3.1 Здоровьесберегающие технологии.

        -Динамические паузы,

-пальчиковою гимнастику,

-пальцевой массаж (массаж шестигранными карандашами, массаж четками, массаж приборами Су-Джок терапии, прищепочный массаж)

 - артикуляционную гимнастику,

- дыхательные упражнения (упр. направленные на развитие высоты и силы голоса, речевого дыхания),

- гимнастику для глаз,

- массаж и самомассаж биологически-активных точек,

-крупотерапию (на индивидуальных и подгрупповых занятиях)

Применение этих технологий способствовало развитию у детей речевого дыхания, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного внимания, памяти, улучшению координации. А также уменьшилось напряжения на занятиях, снизились трудности по переключаемости с одного вида деятельности на другой.

3.2. Технология проектной деятельности.

Долгосрочный проект «Такие разные слова».

Дети на занятиях в игровой форме решают проблемные вопросы, «делают» маленькие открытия. Знакомятся со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями, «ласковыми словами», «словами наоборот» (антонимы), «словами приятелями» (синонимы), многозначными словами, сложными словами, родственными словами, словами-рифмушками.

В ходе реализации проекта дети не только наблюдали, но и являлись активными деятелями в процессе изучения слова. Благодаря проектной деятельности у детей повысился уровень языкового развития, многие из дошкольников правильно и осознанно стали употреблять слова различных категорий. Дети научились анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону, пользоваться в речи синонимами, антонимами, многозначными словами. Научились образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением, сложные слова.

3.3 Технология наглядного моделирования.

Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и составлении описательных рассказов, пересказов.

Результатом использование данной технологии является более легкое овладение связной речью у детей с речевыми отклонениями, т.к использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций и развивает речемыслительную деятельность детей в целом.

3.4 Технология позитивного настроя.

-Использую метод позитивного настроя.

-Метод поддержки и похвалы.

-Звукотерапия.

Благодаря использованию данной технологии дети с ОНР активнее познают окружающий мир, запоминают и делают попытки высказывая определенные, собственные умозаключения.

3.5 Технология ИКТ.

Использование инновационных технологий в своей работе повысило детскую мотивацию к исправлению речи. Активизировало коммуникативные навыки на занятиях. Все это способствует сокращению сроков логопедической коррекции и позволяет более качественно подготовить детей к школе.

4. Эффективность работы по снижению заболеваемости воспитанников: 

Для снижения процента заболеваемости у воспитанников систематически использую на занятиях здоровьесберегающие технологии. Я сравнила результаты своей деятельности со своими прежними результатами и выявила, что в ходе системной реализации здоровьесберегающих технологий

-снизился уровень заболеваемости детей,

-повысился уровень психологической комфортности,

-снизилась утомляемость на занятиях.

А это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей и в дальнейшем.

5. Выявление творчески одарённых детей, их сопровождение в ДОО в соответствии с разработанной программой (планом сопровождения):

В нашем саду основным способом выявления и развития способностей детей является конкурсное сопровождение. Участие детей в различных конкурсах дает возможность показать уровень развития дошкольника. На протяжении нескольких лет дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в конкурсах Всероссийского, регионального, муниципального и обще-садовского уровня. Для меня своеобразной находкой стали не только очные конкурсы, но и дистанционные. Конкурсы имеют свою направленность-математическое развитие, речевое и творческое развитие детей. По результатам конкурса можно проследить, какими способностями одарен ребенок от природы, а какие следует развивать. Особые возможности (одаренность ребенка-дошкольника)- это хрупкий мостик. Который при правильной поддержке взрослых может превратиться в крепкий мост на пути к успеху. И задача педагогов и родителей- поддержать ребенка, дать ему возможность проявить себя еще в дошкольном детстве.

6. Результаты участия воспитанников в мероприятиях и конкурсах различных уровней:

Дата

Название работы

Результат участия

 Ноябрь 2020

Всероссийское издание «Альманах педагога» Всероссийский конкурс «По страницам сказок»

Кириченко И.

Диплом победителя.

Декабрь

2020

Всероссийский информационно-образовательный ресурс «Разумейки»

Всероссийский дистанционный конкурс «Столовая для пернатых»

Жучик Н.

Диплом победителя1 место.

Яненко М.

Диплом победителя 1 место

Кириченко И.

Диплом победителя 1 место.

Май

2021

Международный образовательный портал «Престиж»

Международный творческий конкурс  «По страницам сказок К.И.Чуковского»

Ворона С.

Диплом победителя 1 степени.

Раздел II. Сотрудничество с родителями

  1. Уровень удовлетворённости родителей, обучающихся качеством образовательной услуги:

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг оцениваю по результатам анкетирования, записям в журналах консультативной помощи и устным опросам. Большинство родителей, принявшие участие в опросе, отметили, что их дети, посещая детский сад с интересом и пользой проводят время.

 Внедрение современных форм сотрудничества с семьями воспитанников:

В свою работу с родителями стараюсь внедрить и современные формы сотрудничества.

-С согласия родителей провожу фото и видеосъемку различных моментов логопедических занятий и предоставляю фото и видео отчеты для родителей (сайт учителя-логопеда, ВатсАпп).

-Оформляю информацию на стенде и папки-передвижки с теоретическим и практическим материалом, который обогащает знания и умения родителей по предложенной проблеме или лексической теме.

-Провожу день открытых дверей, с посещением родителями индивидуальных логопедических занятий, кружковой деятельности.

-Провожу мастер классы по выполнению артикуляционной гимнастики;

  1. Размещение консультаций для родителей: 

На профессиональном мини-сайте учителя-логопеда разместила презентации  и консультации для родителей: «Игры и упражнения для формирования и развития правильного речевого дыхания», «Роль пальчиковых игр в развитии речи», «Речевая готовность детей к школе», «Артикуляционная гимнастика звук Р», «Артикуляционная гимнастика звук Ш», «Советы логопеда на летний период».

3.  Совместные мероприятия: 

-Родительские собрания;

-Индивидуальные консультации по выполнению домашних заданий на автоматизацию поставленных звуков и обучению родителей конкретным приемам логопедической работы.

-Логопедические пятиминутки.

-Участие детей в различных конкурсах.

Раздел III. Самообразование педагога, участие в методической работе ДОУ, муниципалитета, региона.

  1. Участие в инновационной деятельности:

  1.1 Приняла участие в работе вебинара «Нейропсихологические основы коррекции речи» 11.09.2020. ООО «Директ-Медиа» г. Москва.

    1.2 Прошла обучение по программе повышения квалификации «Обработка персональных данных в образовательных организациях» 17 часов 01.11.2020. ООО «Центр инновационного образования и воспитания» Единый урок г. Саратов.

    1.3 КПК «Правила оказания первой помощи» 72 часа 1.01-14.01.2021г.   «Актион-МЦФЭР» с15.01-14.03.2021г.

    1.4 КПК «Технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по ФГОС ДО» 72 часа с 01.01-28.02.2021г. «Актион-МЦФЭР»

    1.5 КПК «Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога» 72 часа с 15.01-14.03.2021г. «Актион-МЦФЭР»

   1.6  КПК «Организация развивающей предметно-пространственной среды
детского сада по ФГОС ДО»  «Актион-МЦФЭР»

    1.7 Конференция «Детство, открытое миру» Мероприятие №6 Мастер-класс «Причины развития и коррекции нарушений речи у дошкольников с особыми образовательными потребностями» 23.03.2021 г. Омск.

 1.8 КПК «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в том числе новой корона вирусной инфекции (covid-19) Единый урок 23.05.2021г.

 1.9 КПК «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20 Единый урок 24.05.2021г.

3.  Участие в разработке и реализация проектов по направлениям:

-Разработан и реализован долгосрочный логопедический проект «Такие разные слова» для детей подготовительной группы «Чебурашка».

-В составе творческой группы (специалисты МБДОУ) был разработан и реализован проект «Театр и дети» (переработка сценариев, подбор материала и постановка кукольных спектаклей и мини-развлечений для дошкольников возрастных групп)

-Приняла участие в проекте 76 лет Победы. Акция «Окна Победы», «Бессмертный полк онлайн», «Салют герою», «Георгиевская ленточка».

4. Руководство творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов: 

-Входила в составе жюри общесадовского конкурса стихов «Мы о войне стихами говорим».

5. Наличие собственных авторских технологий, обобщённого педагогического опыта, программ, статей:

-Написание рабочей программы коррекционно-логопедической работы на 2020-2021 год. Выставлена на сайт ДОУ.

6. Презентация собственного педагогического опыта в открытых формах: 

-Публикация в Международном сетевом издании «Солнечный свет» материала: Конспект логопедического занятия «Звук Ч буква Ч» 07.09.2020г.

-Публикация на официальном сайте Всероссийского издания «Слово педагога» материала: Конспект занятия по развитию грамматического строя речи «Предлоги «В», «ИЗ»» 25.11.2020г.

-Публикация на Всероссийском информационно-образовательном ресурсе «Разумейки» материала: Долгосрочный проект «Такие разные слова» 20.12.2020г.

- Публикация на Всероссийском информационно-образовательном ресурсе «Разумейки» материала: Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи» 04.03.2021г.

7. Наличие профессионального сайта, YouTube-канала, странички в педагогических интернет-сообществах: 

-В начале мая 2020 года создала профессиональный мини сайт учителя-логопеда в социальной сети работников образования. Систематически (ежемесячно) пополняю его материалами: консультации, фото, статьи, презентации, эссе, дипломы и сертификаты.

8. Участие в профессиональных конкурсах:

Дата

Название работы

Результат участия

12.10.2020

Центр научного творчества «Вектор»

Всероссийский дистанционный заочный конкурс «ВЕКТОРИАДА-2020» в номинации методическая разработка Конспект логопедического занятия «Наша Родина-Россия»

Диплом победителя 1 место

01.12.2020

Всероссийский портал образования  конкурс на лучшую методическую разработку Презентация «Артикуляционная гимнастика для звука Ш»

Диплом 1 место

14.12.2020

 «Горизонты Педагогики» Всероссийский творческий конкурс. Номинация: «Творческие и методические работы педагогов»

Работа: Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ТНР в подготовительной к школе группе «Посуда»

Дипломант конкурса

17.12.2020

Всероссийское издание «Слово педагога». Всероссийский конкурс «Работаем по ФГОС дошкольного образования» Презентация «Артикуляционная гимнастика звук Р»

Диплом 1 место

04.03.2021

Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога». Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Консультация для родителей: «Советы логопеда на летний период»

Диплом II место

11 марта

Международный образовательный портал «Солнечный свет». Всероссийский конкурс «Учитель-мастер». Работа: «Автоматизация звука Ш в предложениях» (видео)

Диплом победителя 1 место

19 марта

Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога». Всероссийский конкурс «Актерское мастерство педагога ДОУ». Работа: «Снеговик спешит на помощь к ребятам»

Диплом II место

31 марта

Международный образовательный портал «Солнечный свет». Всероссийский конкурс «Профессиональное мастерство». Работа: «Персональный сайт»

Диплом 1 место

24 апреля

Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». Всероссийский педагогический конкурс «Педагогические секреты».

Работа: Эссе учителя-логопеда «Педагогические секреты»

Диплом участника

26 апреля

Академия образования взрослых «Альтернатива». Всероссийский сетевой конкурс «Современный урок (занятие)». Номинация «Современное занятие в дошкольном образовании»

Диплом призера

26 апреля

Международный образовательный портал «Престиж». Международный творческий конкурс  «Лэпбук грибы»»

Диплом победителя 1 степени


9. Участие в общественно значимой деятельности ДОУ:

-Работаю в составе профсоюзного комитета.

-Вхожу в состав бракеражной комиссии.

-Являюсь ответственным по ПБ.

-Вхожу в состав консультационного центра по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста при ДОУ.

-Выполняю работу в составе ППК ДОУ.

 10. Использование в образовательной деятельности ИКТ-ресурсов:

В своей профессиональной деятельности ИКТ использую в следующих направлениях:

-Самообразование. Нахожу материал для самообразования, узнаю последние новинки в области специальной и методической литературы.

-Документация. Использую ИКТ для оформления всех видов документации (планирование, отчеты, конспекты, индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, мониторинги, речевые карты и.т.д)

-Подгрупповая и индивидуальная работа. Демонстрационный материал, презентации, аудио и видео записи. Подбор дополнительного материала к занятиям. (использую ноутбук, музыкальный центр, телефон, колонку.)

-Обмен опытом. Знакомство с наработками других педагогов, создание профессионального мини-сайта, участвую профессиональных конкурсах, вебинарах, конференциях.

-Использую ИКТ в работе с родителями. Информационный материал для заполнения анкет, оформления стендов, папок-передвижек, консультации, домашних заданий, памяток, буклетов, презентации. Для сбора и обмена информацией и предоставления индивидуальных консультаций использую мессенджеры.

11.Печать в СМИ:

-Публикация конспектов логопедических занятий в электронных педагогических изданиях.

-Участие в творческом конкурсе. (Эссе)

Общий вывод: 

 Проведена коррекция речевых нарушений. План логопедической работы на 2020-2021 год выполнен в полном объеме, наблюдается положительная динамика. С детьми старшей группы, имеющими рекомендации ПМПК (5чел), будем продолжать занятия в следующем 2021-2022 учебном году. 5 детей подготовительной группы закончили программу со значительной подготовкой к школьному обучению. Из 10 детей четверо поступили на обучение с ТНР со снижением познавательной деятельности, один воспитанник с ЗПР, остальная часть воспитанников с ОНР 3 уровня. Мне удалось способствовать развитию структурных компонентов речи в соответствии с возрастом воспитанников в большей или меньшей степени. За время обучения у большинства обучающихся исправлены нарушения в звукопроизношении.  Родителям четверых воспитанников будет дана рекомендация посещать лого-пункт в школе, а еще двоим рекомендовано прохождение ПМПК.

Фонематическое восприятие сформировано: 5 из10 детей на слух определяют согласные и гласные звуки, твёрдость - мягкость, звонкость – глухость. Отработана слоговая структура слова: делят слова на слоги, определяют, сколько слогов в слове, составляют слова из слогов, предложения из слов, т.е. приобрели навыки словоизменения и словообразования, научились анализу и синтезу слов и предложений. Лексический словарь детей расширился, большинство детей научились составлять рассказы по сюжетной картинке и по серии картинок, научились правильно подбирать слова-действия и слова-признаки к предметам, знают слова-родственники, умеют правильно употреблять предлоги, образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных, изменять существительные по лицам и числам и многому другому. Этому способствовали дидактические игры «Один – много», «Назови ласково», «Назови правильно» (признаки), «Есть – нету», «Измени по образцу», «Найди, где (лежит, стоит)», «Помоги найти», «Поймай звук», «Подбери словечко» (описательный рассказ) и др.

В течение года возникли следующие проблемы в работе:

Одна из наиболее важных и волнующих проблем, с которой я столкнулась в течении прошедшего образовательного периода, это систематическое непосещение детского сада детьми. Причины разные: хронические заболевания, декретный отпуск мамы, финансовые затруднения родителей. А некоторые родители систематически не выполняли с ребенком домашнее задание, считают, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий с их стороны. И как следствие это отражается на времени и качестве достигнутых результатов в коррекционном процессе.

Определение "проблемного поля" по трём направлениям деятельности (дети, родители, самообразование): 

Считаю, что в моем случае «проблемное поле» затрагивает два направления родители, и самообразование.

Перспектива профессионального роста и пути решения "проблемных полей":

-Повышать свой профессиональный уровень через изучение нормативной базы, научной и методической литературы. Принимать участие в работе педагогических советов, заседаниях МО, конференциях, семинарах. Проходить бучение на курсах и в системе повышения квалификации. Транслировать педагогический опыт на разных уровнях через участие в семинарах, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных сетевых сообществах.  

-Продолжать работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.

-Пополнять логопедический уголок играми и пособиями.

-Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжать поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов в речевом развитии ребенка и его социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план логопедической работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в ДОУ на 2020 – 2021учебный год

Календарный план работы учителя - логопеда на логопедическом пункте ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в группе раннего возраста «Ромашка» общеразвивающей направленности на 2020-2021учебный год

Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности в группе раннего возраста «Бельчонок», разработана на основе адаптированной общеразвивающей программы муниципального автономног...

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2020-2021УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2020-2021УЧЕБНЫЙ ГОД...

Перспективный план работы наставника - воспитателя с молодым специалистом на 2020- 2021учебный год 20.10.2020г

перспективный план работы наставника - воспитателя с молодым специалистом на 2020-2021 учебный год     20.10.2020г...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности (4-5лет) на 2020– 2021учебный год

Рабочая программа  - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по...

Перспективный план работы с воспитателями, специалистами на 2020-2021учебный год

Данный материал взодит в перечень обязательной документации логопеда...