Доклад "Тренируем пальчики - развиваем речь"
материал по теме

Доклад "Тренируем пальчики - развиваем речь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”
В. Сухомлинский

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к обучению в школе. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры»..                                         Пальчиковая  гимнастика развивает ловкость  подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение.

Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук.   Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным. Гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи. Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Работу по тренировке пальцев можно начинать очень рано: с 3- 4-месячного возраста ребенка. Вначале это только массаж и упражнения в виде пассивных ( с помощью взрослого) сгибаний и разгибаний каждого пальчика в отдельности (проводятся по несколько раз в день в течение 2-3 мин). В 7-8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка рук: ребенка можно обучить перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы . В конце первого – начале второго года жизни ребенку становятся доступны многие игры: с вкладышами, кольцами, кубиками и т.д. Такие игры дают возможность тренировать тонкие движения пальцев рук.

Для стимуляции речевой функции вполне достаточно 5-10 мин ежедневных занятий на развитие мелкой моторики. Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок, работы с ними над потешками, ми. Как играть в пальчиковую игру? Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда говорит взрослый. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит; 2) взрослый выполняет движения руками ребенка; 3) ребенок выполняет движение своими руками. Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движение по-своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху. Используйте для занятий мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых. Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать фигурки. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Игры с бумагой Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки. Развитию тонких движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.                       Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.  Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Поделки из природного материала Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке – сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.  Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Графические упражнения Веселая игра «Дорожки» наверняка заинтересует малыша, особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдется детский пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой и, уж конечно, проходить по середине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук. Шитье, вязание, плетение Аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребенок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашние задания. Не спеша, одно за другим, покажите ребенку все движения. Дайте ему повторить их несколько раз самостоятельно. Надо запомните, каждое занятие с иголкой или спицами должно проходить под непосредственным контролем взрослого.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Все упражнения можно разделить на три группы.

I группаУпражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

-  учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-  учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть

II группаУпражнения для пальцев условно статические:

-  совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.  

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

III группаУпражнения для пальцев динамические:

-  развивают точную координацию движений;

-  учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-  учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –    

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

 Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки.  

С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения?

 Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

- поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;

- растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.

  Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребёнка нужно учить:

-  катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

-  рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

-  перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Как мы должны заниматься пальчиковой  гимнастикой:

1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.

3. Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1.Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Н а п р и м е р: «Коза» - «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3 – 4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два». Или: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

 

Список использованной литературы.

  Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.

    Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова,      Е. А. Нефедова – М. Астрель, 2004 г.

    Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.

    Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.

    Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.

    Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....