Консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
консультация на тему

Адаменко Ирина Сергеевна

Консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsylt_dyh_nravs_vosp_doshk.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольника»

Воспитатель: Адаменко И.С.

03.11.11г.

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Целью этой работы является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщения дошкольников к основам православной культуры.

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигают задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственной культуры,  полноценного патриотического создания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Только вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать из жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решить уже в дошкольном возрасте,  как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетеля». Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей закрепленная в традициях.  Она необходима для удовлетворения духовных ценностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она  и раскрывается.

Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытие истории, которую можно при желании увидеть.

В принятой в 2000 году национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. В Конвенции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как нравственный преоретет в образовании, важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового создания и духовности.

«Конечная цель разумного воспитания детей  заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и. наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».Н.И. Пирогов.

Ныне моральные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности и патриотизма. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания ре соблюдается историческая приемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших  в прошлом не знают, как люди  решали свои проблемы, что стало с теми, кто пришел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственнной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяется следующим образом: духовность – это состояние души, внутреннего мира человека; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми впечатлениями сердца и совести (добронравия). Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день».

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!      

                           В.Боков.

В нашем детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.  В каждой возрастной группе нашего детского сада ведется работа по духовно-нравственному воспитанию детей согласно перспективного планирования. В планирование включены разные виды деятельности: беседы, дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, занятия и т.д.

Сближение с народной культурой современным детям необходимо. Дети становятся добрей и внимательней друг к другу. Расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира, дети учатся уважать своё историческое прошлое, общечеловеческие  ценности и в будущем стать истинными патриотами и гражданами.

С этой целью коллективом нашего детского сада совместно с родителями воспитанников создан музей «Кубанская горница», посещая которой дети окунаются в прошлое Кубани, знакомятся с бытом казаков, их жизнью, традициями и обычаями. Дети с большим интересом посещают данный музей новыми экспонатами.

В детском саду работает кружок нравственно-патриотического воспитания «Родничок», который посещают дети старше-подготовительной и средней групп. Занятия в кружке ведутся по программе  разработанной воспитателем Адаменко И.С. Программа направлена на воспитание у детей чувства ответственности перед обществом, чувства глубокой признательности к семье, дому, Родине.

Цель данной программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Проводимая работа показала, что дети живо интересуются историей родного края, с огромным удовольствием разучивают и исполняют старинные кубанские песни, играют в народные игры.

Знакомство с народными праздниками обогащают душу ребенка,  делают её более восприимчивой к прекрасному, к доброте, человеколюбию. Педагоги нашего дошкольного учреждения не только используют в работе вышеперечисленные виды деятельности, но и постоянно находятся в творческом поиске новых форм работы с детьми в данном направлении.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание дошкольников"

В статье говорится о том, как влияет сенсорное воспитание на развитие дошкольников....

Консультация для родителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...

Консультация для родителей"Экологическое воспитание дошкольников"

Визитная карточка учрежденияНегосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №229 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"Тип — Дошкольное образо...

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народно...

Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...