Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками в МБДОУ д/с №39 г. Таганрога.
статья (старшая группа) на тему

 Чекалина Любовь Васильевна

В данной статье описано практическое применение методики  «учебных исследований в детском саду»   А.И. Савенкова, позволяющие включить дошкольника в исследовательский поиск. Образовательные технологии «учебных исследований» помогут воспитанникам осваивать доступным им способом окружающий мир, развивать познавательную активность, любознательность. Автор статьи делится опытом применения технологий «учебных исследований» с детьми старшего дошкольного возраста в ходе работы по образовательным областям «Познание», «Коммуникация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_pechati_-_kopiya.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками в МБДОУ №39 г. Таганрога.

Выполнила Чекалина Л.В. воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ д/с №39 г. Таганрог.


Сложившаяся к началу ХХI века социокультурная и педагогическая ситуация заставляет современные образовательные учреждения реализовывать свой опыт в двух формах: как модернизацию, согласно которой происходит совершенствование системы при её сохранении; и как реформацию, когда происходит её переход к качественно новой системе. В связи с этим принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие воспитанников на основе способности личности к самореализации. 

В педагогической психологии и педагогике термин «исследовательское обучение» именуется как подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

По мнению Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, И.Ф. Свадковского и др. именно исследовательские методы обучения, построенные на методах самостоятельного, творческого поиска индивидуализируют учебно - воспитательный процесс. Также Н.Н. Поддъяков отмечает, что  «в течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели». (1).  

     В 90-е годы в ходе исследовательской работы Н.Н. Поддъяков пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольников:

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности свои интересы, свою волю.

Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

 М. Н. Скаткин и И.Я.Лернер выделили пять основных методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

В книге А.И.Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду» описаны методики, позволяющие включить дошкольника в исследовательский поиск. В современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку, и требуются в самых разных сферах. Убеждена, что в наше время исследовательское поведение необходимо рассматривать как стиль жизни современного человека, как подготовка ребенка к школе. Образовательные технологии «учебные исследования в детском саду» – помогают нашим воспитанникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение), развивать познавательную активность, любознательность.

В своей работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста ставлю следующие цели и задачи.

Цель: создание условий для включения детей в собственный исследовательский поиск.

Задачи:

1.формировать у ребёнка основы культуры мышления, развития умений и навыков исследовательского поведения;

2. развивать умения самостоятельно, творчески мыслить;

3.формировать у детей потребность самостоятельно овладеть новыми знаниями;

4.создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется работа по созданию оптимальных условий для исследовательской деятельности детей. 
- деятельность детей по уходу за клумбами, цветами на лестнице;
- подбор наглядного материала; 
- использование ИКТ; 
- работа в опытническом уголке; 
- работа в фитоогороде.
Реализация этих условий осуществляется через перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности, видео-презентации, демонстрационный и раздаточный материал, панно по темам, художественную и детскую научно – популярную литературу, 
дидактические игры, работу экологического кружка «Почемучки».

Принципы исследовательского обучения

  1. Принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка.
    2. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
    3. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
    4.
     Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
    5 .Ребёнок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.
    6. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
    8. Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.

Первый этап тренировочный.  Проводится 2-3 занятия.

Цель: знакомство детей с методикой проведения  учебных исследований.

Ход работы: МДБОУ детский сад №39 работает по программе «Радуга», предусматривающей блочно-перспективное планирование. Каждая неделя -своя тема, поэтому темы будущих исследований определены темами блоков. А конкретно объект исследований определяют воспитанники самостоятельно. Например, по теме блока «Водный транспорт» в тренировочном занятии ребята выбрали парусник объектом исследования. Затем объясняю нашим юным исследователям, что нужно подготовить рассказ о паруснике. Как это сделать? На помощь приходят карточки-символы. Дети знакомятся с карточками – символическим изображением методов исследования. Я предпочитаю, чтобы дети сами назвали, что означает тот или иной символ: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию у компьютера, связаться со специалистом. Когда мы определили последовательность работы, начинаем собирать материал.

 «Подумать самостоятельно». Все вместе думаем, вспоминаем, что мы знаем о паруснике. На этом этапе работы многие дети рисуют парусники, а моя задача состоит в том, чтобы помочь детям с помощью знаков-символов зафиксировать идею своего рассказа. С опытом способность изобретать знаки-символы совершенствуется.

«Спросить у другого человека». Нацеливаю детей, чтобы спросить других людей. В силу особенностей возрастного развития дошкольникам трудно спрашивать, услышать и воспринять ответ другого человека. На данном этапе работы моя задача – научить ставить вопрос, выделять проблему. Большую помощь в поисковой работе оказывают родители.  Дети обязательно узнают что-то новое, например, что кошка на судне – плохая примета.

«Узнать из книг». Старшие дошкольники, умеющие читать, приносят книги с закладками на нужной странице. Моя задача – наполнить книжный уголок энциклопедиями, книгами с нужной информацией, с прекрасными иллюстрациями. Дети, не умеющие читать, делают закладки и фиксируют знания с помощью знаков-символов. Например, всем понравился рассказ о том, какое значение на судне имеет колокол.

«Наблюдение и эксперимент». Цель эксперимента ставят сами дети, у них уже есть опыт экспериментальной работы в экологическом кружке «Почемучки». Например, была поставлена цель: от чего зависит скорость парусного судна. Некоторые парусники дети принесли из дома, их вместе с детьми сделали родители. В ходе экспериментальных действий выяснили, что скорость парусного судна зависит от скорости ветра.

«Обобщение материала». Раскладываем на ковре всю собранную информацию. Что можем рассказать по результатам исследования? Моя задача – научить детей высказывать свои определения, выделять главные идеи. Например, совместно с детьми сделали определение. Парусное судно – это судно, которое приходит в движение от силы ветра на паруса. Может быть, это определение несовершенно, но его сделали дети самостоятельно.

«Сообщение». Когда информация обобщена, ребята готовятся к докладу. Дети, имеющие более высокий уровень развития, выступают самостоятельно, некоторые по 2,3 человека. больше. Каждого докладчика благодарю за проделанную работу, подчеркиваю значимость каждого выступающего. Каждый доклад длится недолго, но с приобретением исследовательского опыта информации становится все больше. Например, на итоговом сообщении детям было интересно узнать о типах и классификации парусных судов, где впервые появились парусники. И конечно же ребята рассказали о том, что в Таганроге есть «Яхт-клуб» и многие из детей наблюдали выступление спортсменов.

Когда я выявила, что дети освоили общую схему действий, можно перейти к другому варианту организации.

Второй этап.

«Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников».

Цель: самостоятельное проведение учебных исследований старшими дошкольниками.

Задачи: собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад..

Ход работы. В группе на видном доступном для детей месте оформляется специальная папка исследователя «Юный исследователь» с кармашками. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В кармашки дети вкладывают собранную информацию, свои пиктографические записки с собираемой информацией.

По выбранной дошкольниками теме, которая соответствует теме блока, дети работают неделю. Моя задача – выполнить роль консультанта, помочь тем, кто затрудняется.

 Обычно в конце недели, в пятницу, во второй половине дня мы заслушиваем наших докладчиков. Моя задача в том, чтобы помочь докладчику структурировать информацию, сделать ее краткой и понятной, доступной другим детям, выделить главное. Может быть, кому-то из взрослых покажется информация простой и примитивной, но важно то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности. 

Результаты работы:

- включение детей в собственный исследовательский поиск, развиваются умения и навыки исследовательского поведения,

- дети стали более самостоятельны и коммуникабельны,

-расширились знания детей об окружающем мире.

Разработанную А.И.Савенковым технологию я адаптировала на практике по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» 

Библиографический список.

  1. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. — М., 2005. — С. 17.
  2. Савенков А.И. методика проведения учебных исследований в детском саду. Издательство «Учебная литература», 2005.с-30.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками»

Данное пособие посвящено описанию методики, позволяющей включать ребенка-дошкольника в исследовательский поиск на занятиях в детском саду....

Школа педмастерства. Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции пользователя. Но так же очевидна мысль о том,...

Обучение дошкольников общим умениям и навыкам проведения учебных исследований (из опыта работы)

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Дошкольни...

Методика проведения учебных исследований в детском саду

методика проведений учебных исследований в детском саду...

Консультация для педагогов «Методика проведения учебных исследований с дошкольниками»

Познакомить педагогов с методикой учебных исследований в детском саду (автор технологии Савенков А.И.)...

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований в детском саду"

Мастер-класс предназначен для воспитателей Доу...

«Методика проведения учебных исследований с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Методика проведения учебных исследований с дошкольниками»Цель: познакомить педагогов с методикой учебных исследований в детском саду (автор технологии Савенков ...