Консультация для педагогов «Методика проведения учебных исследований с дошкольниками»
консультация ( группа) на тему

Свеженцева Наталья Александровна

Познакомить педагогов с методикой учебных исследований в детском саду (автор технологии Савенков А.И.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_savenkova.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Методика проведения учебных исследований с дошкольниками»

Цель: познакомить педагогов с методикой учебных исследований в детском саду (автор технологии Савенков А.И.)

Современное развитие системы образования повышает требования к развитию профессионализма педагогов. Для того, чтобы повысить уровень профессионализма и квалификации я использую современные образовательные технологии. Они качественно влияют на повышение профессионально-личностного потенциала педагога, уровня его квалификации и профессионализма.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию  «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является  Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение)

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В книгах и статьях по педагогической психологии и педагогике найдется немало призывов развивать стремление ребенка к исследованию окружающего. При этом крайне редко встречаются методические инструменты способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса.

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить  детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.

Первый этап — «Тренировочные занятия»

Подготовка к занятиям:

Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования»: на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.

Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.

Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.

Проведение занятия:

Посадим группу в круг, так, чтобы дети видели лица друг друга и пространство внутри. Для этого потребуется несложная конструкция из обычных учебных столов. Можно просто усадить детей кружком на ковер. Объявим детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

1. Выбор темы

Шаг первый — выделенная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заготовленные нами карточки с различными изображениями — темами будущих исследований. Карточки с темами лучше всего разложить на ковре и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку. Выбирая тему надо фиксировать внимание детей на том, что выбирать надо что-то особенно привлекательное. А педагогу, деликатно направляя выбор детей, следует руководствоваться тем, чтобы избранный предмет исследования позволял применить большую часть методов.

Например, мы можем взять тему «Поведение слона» или «Разработка космического корабля для межгалактических полетов», но эти темы не позволят нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому на первых тренировочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать - максимально широко.

Тема выбрана. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладем на середину, образованного сидящими детьми круга, остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») нужно пока убрать.

2. Составление плана исследования

Например, дети, выделенные нами в качестве главных участников исследования, выбрали карточку с изображением попугая (морской свинки, черепахи, вороны, воробья и др.). Таким образом, тема нашего исследования - «Попугай». Это будет особенно действенно, если в группе, в живом уголке у нас живет попугай (черепаха или кто-то еще).

Если живого уголка нет, то мы можем взять тему из области неживой природы. Например: «луч света», «магнит», «вода» и т.п.

Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, подвести детей к тому, чтобы они начали назвать их сами.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» Естественно, что эти вопросы не только к выделенной нами паре детей. Они адресуются всем детям, участвующим в проведении занятия.

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, назвавшего его ребенка следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал о том, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названо наблюдение или эксперимент, положите рядом карточки, обозначающие эти методы. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Те методы, которые окажутся неназваными детьми, на первых порах следует подсказать.

Опыт показывает, что дети часто называют методы: наблюдение, эксперимент, книгу, компьютер и даже вопросы специалисту, но нередко забывают, например, о том, что «надо подумать самостоятельно». Это естественно и нормально. На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее — сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации.

Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе (на ковре) — не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. Необходимо «подвести» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых, ими вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У детей должно сохраняться представление о том, что все они делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие — «подумать самостоятельно».

Следующий вопрос — «Где еще мы можем узнать что-то новое о попугае?» Так отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».

Можно немного дополнить арсенал методов, например — «получить информацию у компьютера», позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе или бабушке, «отправить письмо специалисту по электронной почте» и др. Следует понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем их больше, тем больше методов, а значит тем лучше и интереснее пойдет работа.

Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники — все участники занятия, готовы к поиску. От плана взрослого исследователя наш план отличается только лишь формой выражения — он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.

3. Сбор материала

Следующий, третий шаг — сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически не сложно, несмотря на то, что большинство дошкольников еще не владеют письмом. Мы можем использовать любимое детьми пиктографическое письмо.

Подскажем детям, что на маленьких, листочках бумаги (мы заготовили их заранее), ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки - рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию, у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях потребность в этом у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей.

Известно, что в этом возрасте ребенком активно воспринимается чувственно-образная информация, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такие важнейшие характеристики излагаемого как его логическая структура и последовательность. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и, следовательно, оно приобретает для него значимость, становится ценностью.

Обратимся к примерам. Как мы помним, первый из выделенных нами методов — «подумать самостоятельно».

Например, подумав, приходим к выводу, что наш попугай — «домашняя декоративная птица». Для того чтобы эту идею зафиксировать, нарисуем на листочке изображения домика или клетки, человечка и попугая. «Домик (клетка) и человечек» будут служить напоминанием о том, что попугай живет в домашних условиях.

Следующая пришедшая исследователям идея, например такая — «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала — один большой, другой маленький. К каждому пририсуем клювы, хвостики и хохолки. И эта идея уже не забудется.

Затем, подумав, дети отмечают, что у попугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав на другом листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, дети могут закрепить для себя идею «о разнообразном, ярком оперении попугаев».

Как показывает наш опыт, этих несложных заметок оказывается вполне достаточно для фиксации такой относительно простой информации на короткий срок.

Естественно, что идеи могут быть и такими, что их сложно воплотить в изображении, однако выход всегда есть. Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая. Причем подчеркиваем, не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Старайтесь обучать ребенка тому, чтобы эти значки и символы он делал быстро. Для этого он должен действовать раскованно и свободно.

Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Наш экспериментальный опыт показывает, что дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

На тренировочном занятии все дети-участники помогают выделенной нами паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею, и как ее проще и точнее изобразить.

«Спросить у другого человека» — следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, и еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей нашей педагогической работы.

Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и самое главное слышать других людей. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом на пути к формированию навыков успешного обучения ребенка. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать учителя и друг друга. Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других.

Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Первое время следует особенно четко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать, что-то совсем новое, неизвестное раньше.

Затем, например, на вопрос исследователей о том, где же живут дикие попугаи, нам подсказали идею о том, что они, как все птицы, устраивают себе гнезда. А на вопрос о том, чем они питаются, что сами находят съедобные зернышки, орешки и корешки.

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Попугаи не редкость в живых уголках наших школ, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения этой птицы.

Нам никто не мешает подойти с нашими исследователями к клетке попугая и, понаблюдав, поговорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений, любит ли он музыку и др. Чем он питается, и какую еду особенно любит. Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку, узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. Способа, в этом случае, два — можно просто ограничиться просмотром иллюстраций и второй — попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия кроме воспитателя ребенку-исследователю в этом мало кто может помочь. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть готовым.

Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст исследователям. И помогите также, зафиксировать новые идеи.

4. Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре (на столе) наши пиктограммы, так, чтобы их видели все. Начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям, обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем, на этом материале, как ни на каком другом можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно — надо просто посоветовавшись нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем, то, что на втором, на третьем месте...

В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но, что он означает, исследователи уже не помнят, В этом нет ничего страшного, этот листок откладываем в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.

Конечно, начать лучше всего с попытки дать определения основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Только не следует требовать от ребенка строгого соблюдения правил логики, вполне достаточно и того, что он будет пытаться пользоваться приемами сходными с определением понятий. Например, такие как: описание, характеристика, описание посредством примера и др.

С одной стороны для детей это очень трудная задача, с другой, если не сковывать их инициативы они часто делают высказывания весьма близкие к существу дела. Конечно, многие известные специалисты утверждали, что дети дошкольного и даже младшего школьного возраста не могут давать определения понятиям, но не менее очевидна и другая мысль — это неумение не повод для того, чтобы их этому не обучать. Ведь если не делать эту пропедевтическую работу на доступном ребенку уровне сейчас он этому никогда не научится.

Научить ребенка смело высказывать свои определения — очень важная задача дошкольного обучения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенно осложнена.

5. Доклад

Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о попугае».

Практически это выглядит так — выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследователя, по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы — делают доклад. Начали они с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рассказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повествование, опираясь на собранный материал.

Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Выступая индикатором уровня общего развития, это сообщение будет служить важным средством и развития, и обучения.

После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве воспитателя. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой, очень важной части занятия требует особого педагогического мастерства.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Уважаемые коллеги, я познакомила вас с общей схемой исследовательской деятельности. Теперь вам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования собственных навыков и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методика для проведения оздоровительного бега для дошкольников" (из опыта работы)

Еще   мыслители  Древней  Греции  говорили: « Хочешь  быть   здоровым-  бегай!  Хочешь  быть  красивым-  бегай!Хочешь  ...

«Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками»

Данное пособие посвящено описанию методики, позволяющей включать ребенка-дошкольника в исследовательский поиск на занятиях в детском саду....

Обучение дошкольников общим умениям и навыкам проведения учебных исследований (из опыта работы)

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Дошкольни...

Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками в МБДОУ д/с №39 г. Таганрога.

В данной статье описано практическое применение методики  «учебных исследований в детском саду»   А.И. Савенкова, позволяющие включить дошкольника в исследовательский поиск. Образовател...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

«Методика проведения учебных исследований с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Методика проведения учебных исследований с дошкольниками»Цель: познакомить педагогов с методикой учебных исследований в детском саду (автор технологии Савенков ...