Консультация для педагогов «Исследовательская технология или технология проведения учебных исследований в ознакомлении с окружающем мире»
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Мотыгуллина Альфия Асхатовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №1 «Бэлэкэч»

города Альметьевска Республики Татарстан

Консультация для педагогов

«Исследовательская технология или технология проведения

учебных исследований в ознакомлении с окружающем

мире»

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                Подготовила:

                                                                      воспитатель  МБДОУ

 «Центр развития ребенка –

детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевск

Мотыгуллина Альфия Асхатовна

                                                                                                                                         

г. Альметьевск 2017

«Исследовательская технология или технология проведения

учебных исследований в ознакомлении

 с окружающем мире»

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и пойму”. (Китайская пословица)

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Цель исследовательской деятельности в детском саду  - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

*Стимулировать желание детей экспериментировать.

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Рассмотрим на примере эксперимента.  

Для нашего эксперимента понадобится : для проведения этого опыта нам понадобится воздушный шарик и свежий  лимон или апельсин (на самом деле нужна только свежая кожура).

Для начала соберем две команды экспериментаторов. Перед началом консультации всем гостям и участникам раздаются картинки с изображением животных. При включении музыки участники начинают двигаться как животные, изображенные на их индивидуальной картинке, при этом запрещено издавать какие – либо звуки. По команде люди с одинаковыми картинками собираются в группы. Те которые остались без команды и будут участниками эксперимента.

Структура детского экспериментирования

1.Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

Знаете ли вы, что можно взорвать шарик с помощью апельсина?

2. Целепологание  (что нужно сделать для решения проблемы);

 нужна какая –то сила что бы произошел процесс

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

ваши предположения? (высказываются предположения : бросить апельсин в шарик, капнуть сок из мякоти, капнуть сок из цедры лимона )

 4.проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

Бросаем апельсин в шарик.

Пробуем выжать сок лимона на шарик.

Пробуем сок цедры. (для этого  нужно срезать с лимона кожуру (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке.)

 5. Анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

Бросок апельсина в шарик – безрезультатно.

Сок лимона (апельсина) может вызвать взрыв шарика. Требуется больше времени ,чем для воздействия сока цедры.

Когда одна или несколько капель из цедры попали на шарик — он лопнул.

6.формулирование выводов.

В цедре лимона (апельсина) и в мякоти содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет каучук! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.

Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе с элементами ТРИЗ - технологии по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром

Задачи: учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластмассы и пластилина на основе мыслительных операций; развивать творческое воображание, активизировать словарный запас; воспитыв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» «Что такое пень?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим м...

Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с задержкой психического развития

Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми раннего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) На тему «Кто в лесу живет?»

Цель. Формировать познавательный интерес о жизни диких животных и их детенышей. Задачи: 1.Воспитательные: Воспитывать интерес к животным, желание играть с игрушками-животными;Воспитывать чувство ...

План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»          ...