тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"
презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей работе инновационные формы работы в 2010 году. Прилагается слайд - презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_moego__issledovaniya.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема моего  исследования « Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром».                                                   9 слайд

Эксперимент проводился на базе МДОУ « Солнышко « г. Суража, в нем участвовало 20 детей подготовительной группы.

Гипотеза:                                  10 слайд

Цель: выявление наиболее эффективных методов и приемов проведения исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.                        11 слайд

 Суть эксперимента: состояла в том, что я использовала разнообразные способы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где углубляла представления и живой неживой         природе, экологии, предметном окружении.               12 слайд

На начальном этапе работы я провела методики исследования для выявления у детей исследовательских навыков и способностей:

                                                                                                     13 слайд

  1. Наблюдение за увлеченностью детей при проведении исследовательских занятий.
  2. Умение задавать вопросы на традиционных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Анализ результатов показал, что:

- высокий -25%,

- средний- 50%,

- низкий- 25%.

Следующим этапом работы был преобразующий эксперимент

                                                                                               14 слайд

   На данном этапе я столкнулась с тем, что у детей недостаточно знаний в области исследований.

   Прежде чем приступить к работе я провела работу с родителями по данной проблеме. В течение года велась работа:

- консультационный пункт

- стендовая презентация по теме

- фотовыставки, где я освещала проблемы поисково – исследовательской деятельности.

   Провела анкетирование педагогов детского сада по данной проблеме.

  Затем я приступила к работе с детьми. Проводила занятия познавательного цикла, игры, упражнения, опыты, эксперименты, наблюдения направленные на закрепления полученных знаний и получения новых, применяя исследовательские методы и приемы:

- наблюдение

- эксперимент

- обследование

- поисково – исследовательская деятельность

- умение задавать вопросы

- делать выводы и умозаключения

- анализ, синтез…

  Создавала условия для проведения исследований, развевающую среду – лабораторию, микроцентры оснащенные специальным оборудованием.

                                                                                                      15 слайд

Например: Уголок « Знайки» - учила детей работать самостоятельно, накапливать познавательный опыт.

Оборудование: литература, муляжи, рисунки, энциклопедии, чтение, слушание.

Лаборатория « Почемучка» - осваивали  разные способы действий: обследование, наблюдение, опыты, эксперименты.    16 слайд

Оборудование: воронки, линзы, глина, резиновые груши, песок, природный материал.

Творческий центр ( моделирование) – учила проявлять творческую активность, фантазию, мышление.                                         17 слайд

Изготавливали письма-схемы, планирование, моделирование. Знакомились с условными знаками – символами по различным темам и направлениям.

Например:                                                                                    18 слайд

  1. Детям предлагалось подсказка, которой они должны были актуализировать свои представления. О чем может рассказать небо?
  2. Сначала проводилась с детьми беседа, затем по результатам беседы   предлагалось нарисовать знаки – рекомендации тем, кто отправляется на   прогулку в лес или парк.
  3. Выдвигать гипотезы, классифицировать предметы -дихотомия

        19 слайд

Для решения исследовательских задач я разработала и применяла в своей работе с детьми систему игр, упражнений, занятий по формированию к исследовательской деятельности со старшими дошкольниками.

Например: учить классифицировать предметы, события, понятия (« Назови,  где можно использовать предметы?», « Найди пару»,

« Подбери противоположные понятия: игрушки, инструменты»).

                                                                                              20 – 21 слайд

Прежде чем приступить к исследованиям вместе с детьми составили планы экспериментально – исследовательской       деятельности(Савенков А.Н, Поддьяков Н.А)

- выбор объекта;

- подбор оборудования;

- уточнить каким будет исследование ( долговременным, кратковременным);

- определяем для чего проводим исследование;

- сбор данных;

- закрепляем последовательность действий;

- провести исследование;

            - фиксация результатов, доклад.

 Для успешного проведения исследований со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром я разработала программу комплексного педагогического процесса в подготовительной группе ДОУ.

Например:             22 слайд

  1. Занятие « Из чего сделано?» Три состояния вещества и воды»

( развивала наблюдательность, умение сравнивать, анализировать…)

  - Моделировали три состояния воды:

- взявшись крепко за руки, прижавшись друг к другу изобразить частички твердого вещества;

- легко взявшись за руки стали на небольшом расстоянии  друг от друга – « жидкость»;

- свободно разошлись по группе- « Газ».

        2. Занятие – исследование « Куда исчез сахар?»

- исследование своих предположений, согласовывать свои действия с товарищами, зарисовать наблюдения.

     Организуя  работу я поощряла инициативу детей. Помогала детям организовать условия для ее решения и дети вовлекались в работу.

 В процессе исследований дети убеждались в необходимости принимать проблему, ставить цель, выдвигать гипотезу, анализировать, делать выводы и умозаключения.

Например: особенность магнита притягивать разные предметы; способность лупы увеличивать стекло.           23 слайд

 Хорошим заданием являются экспериментирование с реальными предметами и их свойствами.

Например: « Определить плавучесть предметов» выдвинуть гипотезу ( какие предметы утонут, а какие будут плавать). Опыт.

« Сухая и влажная почва» - определяли и сравнивали почву влажную и сухую. Дети обследовали пальцами, сравнивали, цвет, запах.

- Опыт с красками                                                                        24 слайд

На третьем этапе назрела необходимость, выявить каких результатов мы добились в работе. Провела  методики, аналогично начальному этапу.  Было замечено, что дети активно включались в исследование, развивалась наблюдательность, смекалку, дети не отвлекались или мало отвлекались.

                                                                                                             25 слайд

Высокий – 40%

Средний – 55%

Низкий – 5 %

Сравнили результаты с первым годам обучения в старшей группе по выявлению исследовательских навыков и способностей и интереса к исследовательской деятельности.                                              26 слайд

Начало учебного года                                              Конец учебного года

Высокий – 20%        Высокий – 30%

Средний – 45%        Средний – 55%

Низкий – 35 %        Низкий – 25%

 Таким образом, моя экспериментальная проверка подтвердила теоретическое предположение. В результате эксперимента я подтвердила ряд закономерностей:

- чтобы дети начали приобретать уверенность в себе, отстаивать свое мнение, чтобы снизился уровень тревожности;

- давать детям экспериментировать самостоятельно, делать выводы, строить предположение, выдвигать гипотезы;

- организовывать поисково – исследовательскую деятельность с детьми.

Презентация работы

1 слайд

Дашкова Елена Леонидовна. Детский сад « Солнышко» города Суража Брянской области.

2 слайд

Мое педагогическое кредо, слова восточного мудреца:

« Ребенок – это не сосуд который надо заполнить, а огонь который ,надо зажечь». И я, стараюсь придерживаться этих слов.

3 слайд. Вступление.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Это возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражения в форме поисковой, исследовательской деятельности направленной на « открытие» нового, которая развивает продуктивные виды мышления.

4 слайд.

        5 слайд.

Вот поэтому я и занимаюсь в течении нескольких лет данной проблемой

Тема: « Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».                                  

6 слайд.

На данном этапе работы я изучила много литературы по исследовательской деятельности и по ознакомлению с окружающим миром; познакомилась с разными программами;

- работа с родителями;

- диагностика детей старшего дошкольного возраста;

- разработка перспективного плана поисково – исследовательской деятельности.

7 слайд.

Теоретической базой организации исследовательской деятельности являются исследования Н.Н. Поддъкова, Савенкова А.И.

Реализую программу воспитания и обучения в  детском саду под редакцией Васильевой, изучая новинки методической литературы, мною был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе познавательной деятельности и развития.

 8 слайд

 В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предлагалось решение следующих задач:

- формирование способности видеть многообразие мира, в системе взаимосвязей;

- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- обогащение наглядных средств ( эталонов, символов, модулей);

- расширение перспективного развития поисково – исследовательской деятельности.

9 слайд.

Работа велась по направлениям, проектам;

-  Проект «Живая природа»: характерные особенности сезонов разных климатических и природных зон, растений;

-  Проект «Неживая природа» ( воздух, почва, вода, магнит, звук, свет);

-  Проект «Человек»:  функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

10 слайд.

Знания и навыки даю детям не только на организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, где с детьми наблюдаем ,за состоянием погода, по снегом, ветром; экскурсий, чтение книг, рассматривание иллюстраций, в изобразительной деятельности

11 слайд.

Технология исследовательской деятельности предполагает возможность ребенку самому найти ответы на вопрос « как» и « почему».

Например: Перед детьми ставится проблема « Как освободить бусинки ото льда?». Дети высказывают разные решения проблемы, Затем проверяли их предположения.

12 слайд 

Для поддержания интереса к исследовательской деятельности, некотрые проблемные ситуации формулировались от имени сказочного героя. Так например в уголке экспериментирования « живет» Мудрый гриб, от его имени предлагались задания – записки, посылки.

 Например: Обнаружили посылку с семенами фасоли и гороха. Задание:

 « Объясните, что появится  в начале корешок или стебелек?». Затем проверяли. В результате сделали вывод о технологии проращивании семян. Проект длился  в течении двух недель.

13 слайд.

В уголке « Огород круглый год» высаживаем с детьми семена цветов, овощных культур. Знакомятся с технологией выращивания семян разными способами:

- без почвы,

- черенками.

Семена рассматривали  через лупу, ощупываем. Помещали семена в разные условия, Дети наблюдали за их развитием, зарисовывали изменения.

14 слайд.

В процессе экспериментальной деятельности формируются интеллектуальные впечатления. Обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Представлялась  возможность потрогать, понюхать, и дать даже попробовать на вкус.

15 слайд.

Интересной работой стала работа над проектом « Здравствуй, дерево!». В начале проводила беседы о деревьях, растениях, заинтересовала их проблемой. Затем был выбран объект исследования – березка на участке детского сада, с которой дети подружились. Дети собирали стихи, рассказы, загадки о березке, песни, какую пользу приносят людям. Ухаживали за ней в зимний период времени.

16 слайд.

Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала. Работа проводилась совместно с родителями.

17 слайд.

Современные исследователи ( Савенков, Куликовская, Дыбина, Иванова) рекомендуют использовать направление в исследовательской деятельности – это опыты. Их провожу как на занятиях тик и в свободное от занятий время. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы:

- с песком,

- глиной
- водой
- воздухом
- камнями;

- снегом.

18 слайд.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

 Например : дидактические игры , игры путешествия, словесные игры;

 « Времена года», « Засели животное», « Хорошо – плохо», «Съедобное – несъедобное»

 19 слайд

Формируя у детей представления об исследовательской деятельности и окружающем мире, о себе, о людях, животных, растений, о правилах поведения в природе и во время исследований: я сделала выводы:

-дети проявляют интерес к явлениям природы и экспериментированию;

- у них развивается творческая активность, мышление;

- самостоятельность, инициативность;

- быстро осмысливают задание, могут выполнять без помощи взрослых;

- ухаживают за растениями и животными.

20 слайд.

В ходе работы мною были выделены несколько правил;

- меньше учите, больше делитесь;

- поощряйте поисковую деятельность детей;

- учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе;

- знакомство  с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

21 слайд.

В завершении хотелось бы направить одну древнюю китайскую пословицу:

« Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром с формированием лексико-грамматических категорий "Подарки осени".

Конспект, который поможет воспитателю спланировать совместную деятельность с детьми по направлению "Ознакомление с окружающим"....

технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром.

технологическая карта ОУД "Вода. Свойства воды" с применением экспериментальной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога и детей по ознакомлению с окружающим миром «Муравьиная ферма» для детей старшего дошкольного возраста

Дети часто просят своих родителей завести кошку, собаку или кролика, чтобы наблюдать, ухаживать за ними. Для правильного развития ребенка очень важно иметь дома животное.  В силу обстоятельств не...

"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".

quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....

Организация непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессии людей».

Организациянепосредственно образовательной деятельностив старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«Профессии людей»....