Проект «Использование игр с песком с дошкольниками средней группы».
проект (средняя группа) на тему
Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igry_s_peskom.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Использование игр с песком с дошкольниками средней группы».
Введение.
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Актуальность темы.
Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.
Теоретический анализ.
Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке.
Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Поэтому создана целая система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Цель проекта: Обогащение игрового опыта у детей.
Задачи проекта:
- формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;
- Познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)
- развитие детского познания, навыков экспериментирования и творческих способностей;
- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;
- формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: исследовательский, ролево-игровой, творческий.
По времени: продолжительный
По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
-сформировать игровые навыки;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие наглядно – образного мышления.
Основные принципы реализации проекта:
- индивидуализации;
- доступности;
- наглядности;
- научности;
- систематичности и последовательности;
- оздоровительной направленности.
Работа велась одновременно по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Обогащение предметно-развивающей среды
- Работа с родителями.
В работе с детьми использовались следующие методы:
- беседы с детьми
- дидактические игры
- наблюдение
- упражнение
- обследование
- чтение художественной литературы
- показ способов изображения
- слушание музыки
Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, изготовление песочницы.
Работа с родителями включила в себя:
- Показ презентации
- Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
- Совместные конкурсы поделок из песка «Песочные картины».
- Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
- Индивидуальная консультативная работа;
I этап. Подготовительный.
Цель:
Определение оптимальных методов и форм работы в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
Задачи:
1. Составление плана работы
2. Довести до участников проекта важность данной проблемы;
3. Изучить методическую и научно-популярную и художественную литературу, воспользоваться интернет ресурсами по данной теме.
4. Подобрать игровое оборудование, изготовить пособия.
5. Изучить классификацию игр с песком.
6. Обсудить с воспитателем условия работы с детьми.
7. Подобрать картотеку игр, фонотеку.
II этап. Основной.
Реализация проекта.
составление перспективного плана
Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей.
Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Работа игр с песком в течение года распределена по темам
«Чувствительные ладошки»
«Секреты сухого и мокрого песка»
«Познавательные игры на песке»
Перспективный план
Приложение
Оборудование для игр с песком
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового оборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать) ;
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья») ;
• различные здания и постройки;
• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Обработка песка
Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
Правила игры с песком для малышей
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей) .
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Группы методов и приёмов песочной терапии:
• Исследовательская, практическая деятельность: включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочками, формочками, кисточками, коктельными трубочками, элементы экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
• Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь») ; инсценирование и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место)
• Словесные методы: мини-беседа; диалог и рассказ педагога ; использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки, сказки, стихи)
• Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование
• Игровые приемы: подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку»
Ребенок «выпекаете из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Заборчики»
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Волшебные отпечатки на песке»
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
Игры с песком для детей от трех до пяти лет.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Игра на пианино»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшк,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия
«Загадка»
Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
«Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.
Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.
«Секретики»
Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.
«Угадайка»
В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.
«Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.
«Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
«Мое имя»
В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
Игры с песком.
Все дети любят играть с песком. Такие игры успокаивают и расслабляют. Вот два варианта таких игр...
Раскопки. Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.
Чьи следы. Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.
Заключительный
Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.
Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
В заключении, следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Литература
- Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
- Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
- Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
- Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.
- Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.
- Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками средней группы "Зимние забавы" с использованием интерактивных технологий
Задачи: Познавательное развитие Способствовать расширению представлений о зиме(погода, природа, забавы детей). Продолжать развивать навыки экспериментирования. Речевое развитие Актив...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы «Папа, мама, я – семья» (с использованием игровых технологий и ИКТ).
Формированиемпервоначальных представлений о семье, воспитывать у ребенка интерес к собственному имени, понятие «семья», что все члены семьи по отношению друг другу близкие, родные люди....
Конспект совместной изобразительной деятельности дошкольников средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «по мокрому» и «цветные кляксы» по теме: «Осенний коврик»
Конспект совместной изобразительной деятельности дошкольников средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «по мокрому» и «цветные кляксы». Зна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по познавательному развитию с использованием ЭОР. Тема «Путешествие на птичий двор»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по познавательному развитию с использованием ЭОР «Путешествие на птичий двор». В ходе заняти...
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Данный проект направлен на изучение традиций празднования Нового года в России и на оценку уровня влияния традиций на патриотическое воспитание дошкольников средней группы детского сада....
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Богатство и духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к с...
Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью....