Развитие движений пальцев рук
консультация на тему

Маргарита  Гаськова

Взаимосвязь мелкой моторики со становлением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_dvizheniy_paltsev_ruk_v_prilozhenie.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

        И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

        У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай. Папа, би-би.» количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. к концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребёнок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребёнок может правильно произносить большинство звуков речи.

        Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

        Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

        Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

        Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

        Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

        Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

        Тренировку движений пальцев рук можно начинать с простого упражнения:

  • сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их. Ребёнку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
  • Предложите ребёнку, взяв за руку сестру, брата (маму, папу), перетянуть к себе через условную черту.
  • Ещё упражнение: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы, - «открыть замок».
  • Переплетать пальцы обеих рук – «сделать ёлочку».
  • Тренируйте движения каждого пальца: поочерёдно сгибать и разгибать каждый палец.
  • А теперь можно поиграть: «Кто быстрее прибежит?» правая и левая руки, перебирая пальцами по столу, стараются обогнать друг друга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития движения пальцев на развитие речи

советы по развитию мелкой моторики для родителей...

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

«Развитие движений пальцев рук»

Консультация для родителей...

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»

Данный материал будет полезен, как родителям. так и воспитателям в ДОУ....

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи»

Данный материал поможет родителям дошкольников понять, почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка....

развитие движений пальцев и кисти ребенка- как средство развития речи

Развитие пальцев и кисти ребенка- как средство развития речи...